У коренных народов Ямала раньше не было летоисчисления как такового. Люди не знали свой возраст, а жизнь строили согласно смене времён года, так как зависели от суровых климатических условий Крайнего Севера.

Злой старик или волшебник

У ненцев, например, праздника Новый год в привычном понимании не существовало. Год делился на два временных периода – зимний и летний. Поэтому аборигены праздновали начало каждого сезона. Приход зимнего нового года был ознаменован замерзанием воды и гоном оленей, а летнего – таянием снегов и отёлом важенок.

Появление над горизонтом солнца после долгой полярной ночи символизировало для ненцев зарождение новой жизни. Начало конца «большой темноты» – это и есть начало нового календарного года, считали они. Так что был у коренных народов в январе праздник, который назывался «Солнце нового года».

Новый год, который отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января, представители КМНС начали праздновать только после прихода советской власти. Правда, отношение к нашим традиционным новогодним героям Деду Морозу и Снегурочке у ямальских аборигенов было неоднозначное. Некоторые представители старшего поколения считали их злыми духами, так как, согласно ненецкой мифологии, они относятся к потустороннему миру. В представлении ненцев идолы, куклы, мифические персонажи имеют душу, к ним относятся с уважением и опаской, общаться с ними никому, кроме шаманов, не позволено. Но молодое поколение в это уже не верит. В округе даже придумали своего, ямальского Деда Мороза. Ямал Ири носит одежду коренных народов, живёт в волшебном чуме, путешествует на оленьей упряжке, дарит детям подарки. А кроме чудесного посоха, у него есть бубен, отгоняющий злых духов.

На стыке двух культур

Сегодняшние ненцы не похожи на своих суровых предков. Они обзавелись современными гаджетами, электрогенераторами, спутниковыми тарелками. Передвигаются по тундре на снегоходах, пользуются рацией и мобильной связью. Однако, несмотря на научно-технический прогресс, кочевая жизнь имеет свою специфику. И здесь опыт предков – в помощь. А что касается праздников – мы поинтересовались, как встречают Новый год люди, живущие на стыке двух культур.

Оседлые представители КМНС в городах и посёлках отмечают праздник так же, как и остальные россияне, – с ёлкой, оливье и подарками. А кочевники?..

Елена Тайбери уже больше 20 лет каслает в Приуральской тундре. У них с мужем частное оленеводческое хозяйство – сто с лишним голов в стаде. С ней мы и побеседовали на новогоднюю тему.

– Сначала я жила в посёлке, – рассказывает Елена Павловна, – пять моих дочерей никогда не кочевали. А я сменила дом на чум, после того как вышла во второй раз замуж. Мой муж – потомственный оленевод. Вот уже много лет веду жизнь настоящей ненецкой жены-тундровички. И нисколько об этом не жалею. Наша общая дочь со своей семьёй тоже каслает с нами. Новый год мы очень любим и отмечаем. Это повод собраться всем родственникам вместе. Гости приезжают на снегоходах. Стол накрываем обильный, продукты заранее закупаем в посёлке или городе.

На вопрос про оливье Елена Павловна заулыбалась:

– Ну, конечно же, я готовлю оливье. Салаты, шампанское, фрукты, сладости – всё есть на столе. Но главное блюдо – это жаркое из оленины. Обязательно в меню строганина из мяса и рыбы, малосол. Также делаю очень вкусный салат из оленьих языков и домашнюю оленью колбасу. Чтобы разместить все угощения, сдвигаем два небольших самодельных столика на низких ножках и накрываем их клеёнкой.

– Она ещё котлеты жарит и ватрушки печёт, – добавляет дочь нашей героини Виктория, многодетная мама из Салехарда, – причём всё готовит на железной печке, которая топится дровами. От этого и вкус у еды особенный.

У Елены Павловны восемь внуков, которые очень любят бывать у бабушки на новогодних праздниках: играть в снежки возле чума, кататься на оленях или снегоходе. Ну и, само собой, подарки получать. Приятно о­буть новенькие тёплые бурки, сшитые заботливыми бабушкиными руками.

В чуме есть электрический генератор, к которому подключаются, чтобы посмотреть телевизор. 31 декабря, собравшись за столом, тундровики слушают обращение президента, поднимают бокалы с шампанским под бой курантов и смотрят новогоднюю программу.

– Раньше ёлку наряжали около чума, – продолжает Елена Тайбери, – её даже рубить не надо было, если рядом лес. И электрические гирлянды вешали, подключали их к генератору и создавали себе праздничное настроение. Сейчас ради внуков ставим ёлочку в чуме, ещё и мишурой всё внутри украшаем.

Дань традициям

Обычаи предков в семье Елены Павловны тоже не забывают. Накануне праздника забивают оленя – не только ради мяса. Смысл жизни оленя – давать жизнь людям, считают кочевники. По традиции пробуют сырую оленину и пьют свежую кровь, которая является природным источником железа и, по мнению нашей героини, смывает всё плохое от старого года.

Духовная культура современных ненцев – это смешение язычества, анимизма и христианства. Елена Павловна крещёная. В чуме есть специально отгороженное сакральное место, где хозяева могут помолиться своим богам.

– У меня там стоят православные иконы, перед которыми зажигаю свечи, когда хочу обратиться к христианскому богу. Но свои традиции мы тоже соблюдаем, – объясняет тундровичка. – Духи предков, духи природы – неотъемлемая часть нашей жизни. Поэтому обязательно готовим новогоднее угощение и для них – это обычно мясо убитого оленя и чашечка свежей крови, можем ещё какой-нибудь гостинец положить. Нужно обязательно задобрить духов, чтобы новый год был удачным, чтобы увеличивалось стадо и благосостояние семьи. А главное – чтобы все родные и близкие были здоровы и могли собираться за большим столом в нашем гостеприимном чуме.

Вот несколько ненецких названий блюд, которые традиционно бывают на новогоднем столе Елены Тайбери:

ты ӈамса – оленина

ӈодяня япсвы нянь – ватрушка

сэрсавэй халя – малосол

ханюй халя – строганина

ханюй муд – замороженная печень
Однако долгих новогодних каникул у кочевников не предвидится. Представители коренных народов живут по календарю природы и не привыкли долго отдыхать. Нужно следить за стадом, топить печку и поддерживать тепло в чуме, иначе просто замёрзнешь. Заготовить дрова, чтобы всегда были в запасе. Для этого отправляются в ближайший лес и рубят сушняк. Работы по хозяйству тоже хватает: натаскать снега, приготовить еду, навести порядок в чуме.

– После новогодней ночи 1 января у нас продолжаются трудовые будни, – говорит Елена Тайбери, – в тундре не расслабишься. Но я не жалуюсь – так жили наши предки, и мы так живём.


Поиск

Журнал Родноверие