Существует ещё одна тенденция почитания быка, имевшая место на территории расселения славян. Это традиция почитания быка как животного посвященного богу Велесу. Издревле Велеса представляли огромным быком (лосем) . Этот образ отсылает нас к космогоническому мифу северной традиции, где лось является животным сотворившим вселенную и первых людей.

Это ценное промысловое животное было залогом существования охотничьих племен, поэтому закономерным является его почитание и дальнейшее обожествление. В культе Велеса соединились традиции почитания медведя и быка (тура, лося). Эти животные , издавна , были тотемами охотничьих племен. При дальнейшем развитии , религиозная традиция объединила их почитание в культе Скотьего бога. На заре нашей эры уже сформировался взгляд на Велеса, как на бога преисподней, бога подземного мира и обратившись к данным археологии мы можем увидеть следы многочисленных святилищ предназначенных для отправления ритуалов и совершения жертвоприношений этому богу. Существует интересный парадокс — ученые-археологи говорят о наличии весьма ограниченных свидетельств почитания средневековыми горожанами богов верхнего мира , относящихся к небесному пантеону. При этом в археологических материалах присутствует огромное количество вещественных находок, говорящих о почитании бога подземного мира. Ученые так же говорят о том , что в северных областях России , культ Велеса был распространен , именно , в дружинной среде , где казалось бы должен был почитаться Перун . Такие факты опровергают теорию о том что только Перун был дружинным богом и богом военной аристократии, а Велес противопоставлялся ему , как бог всего простого народа.

Может быть в Киеве дело обстояло именно так, но в северных провинциальных городах , Велесу поклонялись все сословия включая дружинников. В жертву же богу подземного мира приносили именно быков или лосей. Эту ритуальную традицию можно проследить используя данные археологических раскопок, проведенных в Новгороде и других северных городах. В. В. Седов исследовал в Новгороде остатки языческой братчины. Он дал описание ямы с двумя бычьими черепами на дне . Рядом с ними , по описанию археолога , " лежал деревянный ковш, перевернутый вверх дном". Расположение жертвенника в яме говорит о том, что жертва предназначалась богу подземного мира . О том же говорит и перевернутый ковш. Вообще же братчины в эпоху двоеверия были популярны на территории всей лесной зоны России, от Новгорода Великого до Новгорода Нижнего. В письменных памятниках доминируют сведения о братчинах Никольских, а они напрямую связаны с нижним миром и Велесом, который в результате христианского влияния превратился в святого Николая-угодника. Именно поэтому Новгородское жертвоприношение сделано в яме: оно было адресовано в Преисподнюю, то есть Николе-Велесу. Подобные находки ученые относят к периоду с девятого по двенадцатый век и география их достаточно широка. А. Н. Башенькин описывает квадратную жертвенную яму с рогатым черепом лося в Вологодском крае. Во Владимире , М. В. Седова указывает на похожую прямоугольную яму со следами аналогичного жертвоприношения. В центре средневекового города Плёс было раскопано святилище Велеса. Центральную часть капища составляла яма правильной, почти квадратной формы, длиной 2,3 метра и шириной 2,1 метр , которая была четко ориентирована по сторонам света . Стенки ямы были отвесными и носили следы воздействия сильного огня. Заполнение ямы также говорило о том , что в ней разводились большие костры и это происходило многократно. Наиболее четкими , ученые считают, следы первого жертвоприношения и по этим следам есть возможность воссоздать в ,общих чертах , ход ритуала . П. Н. Травкин в своей книге « Язычество древнерусской провинции . Малый город» ,так описывает жертвоприношение Велесу : " В начале священнодействия на дне ямы был разведен костер . Он был настолько сильным , что довёл суглинистые стены ямы практически до состояния керамической посуды, глубина обжига стенок достигла трёхсантиметровая . К тому моменту , когда от костра остались одни угли, на них были помещены те части жертвенного животного , которые непосредственно предназначались Богу . Судя по сохранившимся фрагментам костяка , жертвенным животным оказался крупный лось- самец с мощными рогами. Мясо его , как требовал обычай , сварили и съели участники ритуального пира. А на раскаленные угли жертвенного костра, в центре ямы были помещены , и в процессе раскопок прослежены в сильно перегоревшем состоянии , голова и конечности лося ( от копыта до колена). По остаткам же было видно , что рога животного отделили от черепа и , надрубив , поломали на части... Положив Богу ритуальную еду и питье , участники праздника позаботились о ритуальном же " запирании" жертвенного места. На сгоревшие кости была брошена связка из 13 ключей , в юго- западный угол ямы — тесало и точильный брусок. В непосредственной близости от костей и ключей оказались также две глыбы железного шлака, с достаточно большим содержанием железа и весом в три и девять килограммов. Кроме того , в юго- восточном и юго-западном углах ямы были найдены плохо сохранившиеся фрагменты навесного замка или даже нескольких замков. В кострище же оказались обломки домонгольской "курганной" керамики: возможно, битье посуды и сбрасывание её обломков в яму были таким же непременным атрибутом обряда , как и при похоронах в раннем средневековье... В завершение в свежую засыпку ямы был положен или даже воткнут топор, чем, вероятно, была поставлена символическая точка в обрядовом действе." Описание этого ритуала еще раз показывает хтоническую природу Велеса и принадлежность ему лося (быка), как жертвенного животного .

Хотелось бы рассказать еще об одной археологической находке. На территории расселения радимичей — в деревне Улазовичи на реке Ипуть были обнаружены крупные металлические подвески с изображением головы быка в середине круга. На лбу быка нанесен двойной треугольник, опущенный углом вниз. Вокруг головы размещены семь схематических фигур : три между рогами, и по две — по бокам от головы . Аналоги таких находок известны по Владимирским курганам. (Б. А. Рыбаков 1987) . Академик интерпретировал изображение на подвесках, как голову быка окруженную женскими фигурами. Однако существует и другая трактовка этой композиции , согласно которой вокруг головы Велеса расположены звезды созвездия Плеяд, называвшиеся у славян в древности – Волосыни . Наши предки считали их женами Велеса и связывали созвездие именно с ним. В средние века о созвездии Плеяд говорили , это Велес почесался и волосья оставил. Таким образом Скотий бог, являясь хтоническим божеством , имел свое отражение на небе .

Поиск

Журнал Родноверие