Традиция почитания Святого Николая на Руси, отразилась в иконописи. На Руси любая икона с его изображением считалась чудотворной. Самые почитаемые иконы принадлежали, именно, этому святому. Интересен тот факт, что зачастую, Наряду с Иисусом Христом и Богородицей изображался Николай Чудотворец, занимая таким образом место Иоана Предтечи.

В шестнадцатом веке была разгромлена секта проповедовавшая учение о том, что необходимо почитать только иконы с изображениями Христа, Богородицы и Николая Угодника, отставив почитание икон, посвященных другим святым. Сохранились свидетельства борьбы церковных иерархов с чрезмерным почитанием святого Николая у простого русского народа. Например Архиепископ Новгородский Феофан Прокопович, в том же шестнадцатом веке, считал нужным учить простолюдинов , " дабы святого Николая не боготворили "связано такое поучение с тем, " что память святого Николая выше Господских праздников ставят" ( Чистович 1868 стр 215).

Русская православная церковь, которая издавна боролась с традиционными суевериями и обрядами народа, как не парадоксально, сама в значительной мере способствовала их сохранению. По определению известного знатока народных верований С. А. Токарева, " многие языческие божества, низвергнутые с славянского Олимпа в преисподнюю, превратились в нечистую силу" и тем самым закрепились в сознании верующего православного человека, как реально действующие существа. В то же время крестьяне наделяли некоторых святых свойствами прежних языческих богов. Сама Русская православная церковь приспособилась к древнеславянской обрядности, даже включила ее в церковную практику. Характерно, что сельское духовенство, на которое возлагалась обязанность бороться с крестьянскими взглядами и представлениями, противоречивыми официальному православию, само способствовало их укоренению, даже принимало участие в исполнении некоторых обрядов, весьма далеких от православия.

Такое положение складывалось в результате специфической социальной ситуации на Руси, в период средневековья. Низшее духовенство и миряне были малограмотные и плохо представляли каноны христианской веры, в результате чего, в народе широкое хождение получили апокрифические сказания и жития святых. Обычный крестьянин представлял себе христианскую религию в виде набора языческих обрядов и ритуалов, и не всегда правильно понятых, христианских заповедей и таинств. В апокрифических произведениях народного творчества, претендующих на христианское содержание, четко видно смешение языческой и христианской мифологии. Святой Николай является непременным участником таких произведений, наряду с Христом, Богоматерью и Ильей пророком, а зачастую и основным действующим лицом, выступая в них народным заступником и поборником справедливости. Считалось, что Господь Бог далеко , а Никола Угодник рядом, он поможет. При этом Николай, в народной интерпретации, хитрый и не всегда добрый святой. Часто он обманывает извечного соперника Илию пророка, а иногда, даже , подставляет Иисуса Христа под мужицкие палки. Николай Чудотворец главный героем многих народных сказок с моралью. Обычно, Никола является под видом нищего, калики перехожего и набивается либо в попутчики, либо в постояльцы. Спутники или хозяева, само собой, относятся к калике с насмешкой или даже с пренебрежением. В этом и состоит их ошибка. Святой, часто оказывается в роли экзаменатора для сказочного героя, он проверяет обоснованность притязаний на силу и богатство. Никола одаривает в сказке послушавших его и наказывает тех, кто его советом приенебрёг. Такую ситуацию мы видим в вышеприведенной истории . Мужик послушал Николиного совета и остался с огромным урожаем хлебов, а Илья пророк остался в дураках.

Классической стала былинная история " Михайло Потыка" , в которой Николай чудотворец предстает перед нами в качестве могучего кудесника. Михайло Потык был превращен своей женой Марьей Моревной в камень. Его едут спасать русские богатыри Илья и Добрыня, названные братья. По пути к ним пристаёт калика перехожая и, понятно, напрашивается в товарищи. Богатыри идут в полную силу, а догнать старичка не могут:

"Какой- то есть товарищ ещё нам-то был,

А где ему гнаться за нами-то!..

А рады мы ведь дедушка, товарищу".

Пошел рядом с ними тут дедушка,

Пошел рядом, ещё наперед-то их.

А стали как они оставляться бы,

Едва-то старичка на виду держат-то....

Богатыри недоумевают , а колика показывает чудеса прыти и ловкости. В дальнейшем, убогий старичок помогает добрым молодцам спасти Михайло Потыка, используя свои магические способности :

Скочил-то тут Добрынюшка Никитич-он,

Хватил он этот камень, здынул его,

Здынул-то столько до колен-то он,

А больше-то Добрынюшка не мог здынуть,

А бросил этот камень на сыру землю.

Подскакивает ведь тут Илья Муромец,

Здынул он этот камень до пояса,

Как больше-то Ильюшенька не мог здынуть.

Как этот старичок тут подхаживал,

А этот камушек покатывал,

А сам он камушку выговаривал...

При помощи магического заговора старичку удается возвратить Михайло Потыка к жизни. Сила калики превосходит и физическую мощь, олицетворением которой является Илья, и житейскую мудрость Добрыни. За более поздним былинным наслоением в этой истории стоит древний мифологический сюжет, повествующий о противоборстве двух божеств : Марьи Моревны — Морены смерти и Велеса, действующего в былине под именем Николая. Автор четко показывает то, что сила этих персонажей далеко превосходит человеческие возможности и, даже, богатыри ничего не могут с ней поделать. Только в конце повествования, старичок открывает богатырям свое истинное имя :

Как тут-то старичок им спроговорит:

"Ай же вы, богатыри русские!

А я то есть Микола Можайский,

А я вам пособлю за веру-отечество...."

Как строили они тут часовенку, тому они Миколе Можайскому.

Поиск

Журнал Родноверие