О так называемом монголо-татарском нашествии на Русь написано много и разного. Позвольте и мне высказать ряд соображений, которые, как мне кажется, позволяют посмотреть на нашествие немного с иной стороны.

Я не буду дискутировать, как правильно "монголо-татары", "татаро-монголы", "монголы" или "татары". Для нейтральности терминологии я буду использовать слово "ордынцы".

Начну с того, что вторжение ордынской армии на территорию Руси было. Его не могло не быть. Как пишет тот же Карамзин в "Истории государства Российского", изначально Русь не входила в сферу интересов Батыя. Его целью были половцы, принявшие остатки бежавших на запад кыпчаков. Русские же, опасаясь, что половцы не устоят перед врагом, а затем будут участвовать на стороне врага в войне, которая, представлялась неизбежной, решили выступить против ордынцев в союзе с половцами. Ордынцы же не горели желанием воевать с русскими и предлагали дружбу. Но русские убили ханских послов. Хан послал новых послов, но и те также были убиты. Убийство послов – серьезное преступление. Так что война была неизбежна. Достаточно вспомнить, что разгрому Хорезма Чингисханом также предшествовало именно убийство ханских послов.

Первое столкновение русских и ордынцев произошло в конце мая 1223 года на реке Калке. И тогда русское войско не просто потерпело сокрушительное поражение, но было практически полностью уничтожено. Но ордынцы не стали развивать успех. Следующий поход Батыя на Русь состоялся с ноября 1237 по март 1238 года. Чем занимались ордынцы все эти почти 15 лет, не столь важно. Важно то, что 15 лет Батыю дела не было до Руси, она его просто не интересовала.

Я не буду повторять уже до дыр затертые гипотезы, что армия Батыя не могла пройти по русским землям в условиях зимы, не могла пройти ни по заснеженным полям, ни по руслам замерзших рек, не могла прокормиться, а если и как-то вдруг смогла, то не могла победить сравнимую по численности русскую армию. Могла! Армия Батыя не только теоретически, но и практически могла преодолеть за отведенное время обозначенное расстояние, могла обеспечить себя пропитанием, имея богатейший опыт боевых действий, могла даже победить русскую армию.

Но возникают вопросы, связанные с логикой боевых действий что одной, что другой армии.

Для начала рассмотрим действия ордынцев. Взяв Рязань, армия Батыя пошла на Коломну, разорив по пути Пронск, взяла Москву и только потом пошла на Владимир. Затем основные силы Батыя отправились мимо Москвы через Переяславль-Залесский на Тверь.

Это непонятно. Пока ордынская армия не была ослаблена боевыми действиями, логично было бы молниеносным ударом развить наступление на Владимир, а уже затем заниматься более слабыми городами, такими как Москва и Коломна, тем более, что Москва находилась как раз по пути следования армии Батыя на Тверь. Предположим, Батыю, действительно, нравилось перемещаться по руслам рек, и он предпочел сделать крюк, чтобы пройти до Владимира по Оке, Москве-реке и Клязьме.

Странно ведет себя ордынская армия и во время штурма Владимира. Буквально походя ордынцы силами небольшого отряда берут Суздаль, но возвращаются во Владимир. И только потом мимо все того же Суздаля идут на Ярославль, Кострому, Галич и Ростов. Что здесь странного? Откуда Батый узнал, что Суздаль защищает лишь небольшой гарнизон, который не мог оказать серьезного сопротивления? А если знал, то он знал и о том, что ни в Ярославле, ни в Костроме также не было сильных гарнизонов. Почему эти города Батый отложил на будущее, а не взял сразу, тем более, что половину пути его штурмовавший Суздаль отряд уже проделал?

Взяв Владимир, разграбив окрестные города, армия Батыя двинулась через Переяславль-Залесский на Тверь.

По пути 4 марта 1238 года корпус Бурундая неожиданно напал на русские войска на реке Сить и полностью разбил их. В битве погиб сам Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович, а также князь Ярославский Всеволод Константинович. И здесь снова много странного. Во-первых, откуда Бурундай знал, где искать Юрия Всеволодовича на Сити? Откуда было известно о силе русского войска и о том, что обещанного подкрепления русские не получили? А ведь Батый знал и о том, где находится русское войско, и о его силе. Иначе он бы отправил на Сить все войско, а не достаточный для победы корпус Бурундая. Наконец, как Бурундай смог незаметно подойти к русским для внезапного нападения?

Затем армия Батыя, соединившись в Твери, двинулась на Новгород, где княжил Александр Ярославович. Но, не дойдя до Новгорода всего 100 километров, войско неожиданно развернулось и направилось к Козельску, не позарившись на Смоленск. И опять же неясно, чем Батыю так приглянулся захолустный Козельск, что он потратил на его осаду целую неделю, но проигнорировал богатый Смоленск, где можно было очень хорошо поживиться.

И самое непонятное. Почему армия Батыя с приходом весны уходит в свои степи, а не продолжает захватывать южные княжества. Неужели у них вдруг появились срочные дела, или им религия не позволяла воевать летом?

Теперь рассмотрим действия русских.

Во Владимире собирались остатки разбитых в Рязане, Коломне, Москве армий. Сильная армия была и в самом Владимире, Суздале, Ярославле. Но вместо того, чтобы объединить силы и принять бой, князья Владимирский и Ярославский уходят на Сить якобы собирать войско, ожидая подкрепления от Киевского князя Ярослава Всеволодовича и от его сына князя Новгородского Александра Ярославича. И пока войска неприятеля почти месяц куролесили на их землях, князья отсиживаются в сторонке, ожидают подмоги, попутно готовясь к битве. Но войско они так и не собрали, помощи ни от Ярослава, ни от его сына Александра не дождались, к самой битве не подготовились.

Затем начинаются твориться совсем непонятные вещи.

Не успел враг покинуть русские земли, а князь Киевский Ярослав Всеволодович уже спешит во Владимир и принимает титул Великого Князя Владимирского. Следует отметить, что титул князя Киевского он при этом не потерял.

С отъездом Ярослава из Киева активизировались князья Черниговские. Михаил Черниговский сел в Киеве, а его сын, нарушив перемирие, овладел Перемышлем и Галичем. В целом князья Черниговские всячески старались показать свою независимость от Ярослава и отложиться от него. Но не долго им удалось покняжить. Уже в 1239 году войска Батыя вторгаются в пределы южных княжеств и захватывают их.

Наконец, завершив свой поход, Батый вызвал к себе Ярослава, принял его с уважением и назвал главою всех Князей Русских, помимо Владимира, отдав ему еще и Киев.

Получается, что 15 лет Русь Батыя не интересовала. И даже совершив победоносные походы против русских в 1238 и 1239 годах, он ограничивается данью, не претендуя собственно на земли.

Но в результате походов Батыя на Русь, получается, что в наибольшем выигрыше остался князь Ярослав Всеволодович. Он получил титул Великого Князя всех русских земель. При этом ни его земли, ни земли его сына Александра не были разорены.

Получается, что Ярослав Всеволодович является основным бенефициаром походов Батыя. Принимая эту версию, становится понятно, почему Батый не тронул принадлежащие Ярославу и его сыну земли. Становится понятно, почему Ярослав не прислал подкрепления во Владимир. Понятно становится, откуда Батый знал о расположении и силе русской армии. Логически выстраиваются события первого похода Батыя в 1237-1238 годах, приведших Ярослава на Владимирское княжение. Но дальше что-то пошло не так, сыграл человеческий фактов в лице князей Черниговских. Поэтому становится понятной и логика похода Батыя на Русь в 1239 году, который окончательно утвердил Ярослава как главу всех Князей Русских.

Что же касается дани, то, представляется, изначально она выплачивалась за поддержку Батыем Ярослава и оказание помощи в борьбе с его противниками. И лишь со временем она превратилась в безусловную выплату ордынскому хану.

Поиск

Журнал Родноверие