Появление славян на границах Византии, а ранее, вероятно и в составе армии гуннов, привело к интересу к этим новым обитателям границ цивилизованного мира. Их обычаи и военная тактика тщательно изучалась, что впрочем не помогло избавиться от их нашествия на Балканы.

Воин ранних славян далек от канонического образа русского витязя, в кольчуге, шлеме-шишаке, с миндалевидным щитом. Все это приметы воина уже скорее Московского царства, максимально ориентализированного... Ранние славяне выглядели совершенно иначе.

Изучение письменных источников византийцев, позволяет сделать вывод о том, что основная масса воинов- славян были легковооруженными пехотинцами (yelites) с дротиками (аконтион — verutum), укороченными копьями-дротиками (лонхидий).

Это согласуется с тем, что предметы для выплавки железа встречаются в ареале славян широко, однако в основном крайне примитивные, не позволяющие наладить широкий выпуск продукции достаточного качестве для применения в бою.

Исключение: пшеворская и черняховская культуры. Вооруженная часть населения пшеворской и черняховской культур, видимо на 90%, была этнически германской, то есть, боевое оружие на территории коренных племен Восточной Европы появляется там и тогда, где и когда появляются германские племена.

Славянам практически неизвестна праща, лук они используют только охотничий — не составной, дальность и мощность выстрела у которого весьма невелики.

На границах славянского мира, где тот входил во взаимодействие с германцами возникают другие виды оружия (щит с умбоном, меч, боевой топор), равно как и в степной зоне, где были контакты с кочевниками (сложный лук, булава, кистень).

Из защитного вооружения, легкая пехота славян имела круглые плетеные щиты (рагта), кожаные и полотняные панцири, не говорится о шлемах или применении кольчужной или иной формы металлической брони.

Пишут о наличии у славян копейщиков, которые скрываются за большими квадратными щитами, которые они также ставят на землю, скрепляя друг с другом, образуя небольшое укрытие-частокол.

«Вступая же в битву, большинство идет на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают; некоторые же не имеют [на себе] ни хитона, ни [грубого] плаща, но, приспособив только штаны, прикрывающие срамные части, так и вступают в схватку с врагами. Они не знают верховой езды, не имеют брони, и не владеют современным оружием. До завоевания Topeiros, они не использовали пленных, которых убивали самым зверском образом и вели себя больше как звери, чем как люди».

Как видите, войско ранних славян являло собой скорее армию каменного века, чем средневековую боевую единицу. Тем ни менее, им удавалось одерживать победы!

Архонты ромейского войска в Иллирике и Фракии, вступив в бой и с теми, и с другими, хоть они и были удалены друг от друга, неожиданно потерпели поражение; одни здесь же погибли, а другие нашли спасение в беспорядочном бегстве. .. их склавины опрокинули безо всякого труда; большинство, охваченное позорным бегством, перебили.

Появление аваров и попадание славян под их иго, привело к улучшению боевых навыков обоих сторон. Как пишут очевидцы, нет сомнений и в том, что авары с помощью славян существенно обновили и развили свое осадное дело.

По сути, осадные технологии и осадные орудия в аварской армии были славянскими, либо византийскими (особенно, что касается техники). Обслуживали осадные машины в аварской армии только славяне.

О применении конницы данные разнятся: большинство авторов пишет о том, что славяне воюют исключительно пешими, однако упоминается поход скифов Радегайса на Италию, где фигурируют всадники-склавины, которых не решаются атаковать римляне. А Иоанн Эфесский пишет о том, что славяне заводят целые табуны лошадей, что говорит о быстром военном прогрессе.

Не имея над собою главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, неспособны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство, не спеша помериться с силами неприятелем в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами, с целью заманить противника.

Император Маврикий описывает славян, как безусловно уступающих по опасности аварам или персам, из-за своей разобщенности и слабого вооружения, однако как крайне хитрых и вероломных врагов!


Аварская конница

В общем, они коварны и не держат своего слова относительно договоров; их легче подчинить страхом, чем подарками. Так как между ними нет единомыслия, то они не собираются вместе, а если и соберутся, то решенное ими тотчас же нарушают другие, так как все они враждебны друг другу и при этом никто не хочет уступить другому. В сражениях наибольшую опасность для них представляет метание в них стрел и копий, внезапные нападения из засады и набеги, производимые против них отрядами из разных мест, сражение с пехотой, особенно легковооруженной, в местностях открытых и ровных.

В итоге, скудный археологический материал дает достоверных портрет армии ранних славян, как вооруженной толпы не профессиональных воинов. Не имеющих брони, с плетеными щитами, дротиками, копьями и луками довольно примитивного устройства.
В то же время, видно, что они жадно учатся войне: разводят коней, знать приучается к мечу и шлемам, осваивают осадное дело.

Такой противник был не опасен для готов, гуннов или аваров, так как не смог бы длительно оборонятся от превосходящего качественного врага, но был очень неплох в набегах и грабежах, чем и стали известны славяне при Аварском каганате.

Поиск

Журнал Родноверие