Сенгилеевcкий район один из самых красивых и загадочных районов Ульяновской области. Здесь и бескрайние леса, и высокие горы, и чистейшие реки, родники… А количество легенд, сказаний, историй здесь просто поражает. Иногда кажется, что необычное есть практически у каждого пригорка, у каждого ручейка. Что же, попробуем погрузиться в эту атмосферу.

Источник Параскевы Пятницы

Находится это место в четырех километрах южнее села Тушна. Сенгилеевские леса славятся сложным рельефом и большими просторами, так что затеряться здесь не представляет никакой сложности. Именно этим сотни лет пользовались лихие люди, чтобы заниматься разбойными делами. Местное население рассказывает про многочисленные Кудеяровы городки, где прятались грабители, от которых страдали проезжие купцы и жители тех мест. Доставалось и люду из села Тушна. Чтобы вовремя отразить нападение, они вынуждены были организовать наблюдательный пункт на высокой горе, отчего она и получила название Караульной.

Точная дата, когда произошли описанные далее события, неизвестна. Наблюдатели на Караульной горе стали замечать необычное явление: разбойники на лошадях выскакивали из леса, но добравшись до определенного места, вдруг останавливались и поворачивали обратно. Так происходило несколько раз – какая-то неведомая сила останавливала грабителей. Чтобы выяснить причину явления, к загадочному месту была направлена экспедиция. Выяснилось, что разбойники в этом месте внезапно были поражены слепотой и потому не могли понять, куда двигаться дальше, и кони их возвращали домой сами. Там же была найдена чудотворная икона Параскевы Пятницы. Она плавала в роднике, выбивающемся из корней березы. Реликвию с трепетом и почтением принесли в село, где она почиталась как чудотворная. Для фиксации чудес, совершавшихся у святого источника и у иконы, завели книгу, которая пропала после революции. Источник приобрел огромную славу, и тысячи паломников приезжали за водой из него. Когда погибла береза над родником, ее разобрали на кусочки, которые хранились среди икон во многих домах.

После революции родник пытались уничтожить. Засыпали мусором и сливали в него химикаты. Людям запрещалось ходить к нему. Источник был полузабыт, и лишь в 1990-е годы он вновь стал приносить верующим радость и исцеления.

А мы отправляемся к знаменитым меловым холмам, у подножия которых и раскинулось село Тушна.

Караульная гора

Тушнинские холмы считаются одним из красивейших памятников природы нашей области. Тысячи людей останавливаются здесь, чтобы сфотографировать эту красоту, но мало кто поднимается вверх, учитывая довольно суровые склоны. И напрасно, ведь сверху открываются фантастические виды, особенно на закате. Можно представить себя теми стражниками, которые первыми увидели чудо появления иконы Параскевы Пятницы на источнике. Но есть здесь еще таинственное место. На вершине одного из холмов многие сотни лет лежит старинный жернов. Согласитесь, что просто так тащить его на вершину было глупо, значит, он имел ритуальное значение. Дело в том, что в этих местах языческая культура сосуществовала с православием, и народ нередко поклонялся двум культам.

Что же за культ жернова существовал здесь? Прежде всего, стоит рассказать, что жернова – это главный элемент мельниц, перемалывающих зерно в муку, которая наряду с продуктом питания была еще и предметом почитания.

В представлениях славян мука осмыслялась как первоэлемент, из которого был сотворен человек. Не случайно существует выражение – сделаны из одного теста. Мотив сотворения человека из муки сохранился в детской дразнилке: «Тили-тили тесто, жених и невеста». Сам процесс изготовления муки ассоциировался с возникновением Мира, где крутящийся жернов отождествлялся с вращением Солнца, а мука – первородное «тесто», из которого сотворена Земля. И при этом крестьяне были уверены, что в работе мельнику помогает нечистая сила. Если мельница была водяной – помощник Водяной, на ветряной – Леший или Вихрь.

В Симбирской губернии считали, что мельник продает душу Водяному и каждую ночь отправляется спать к нему на дно водоема. А для поддержания договора приносились жертвы: крошки хлеба, часть муки или зерна из каждого мешка. Впрочем, были и другие жертвы. Однажды Шишига (злой дух женского рода, сосуществующий с людьми и живущий в домах и строениях) не давала мельнику работать, садясь на мельничную шестерню и останавливая устройство. Чтобы задобрить ее, мельнику пришлось купить табак и бросить его в воду у мельницы, после чего Шишига успокоилась. Доставались отдельные дары и Водяному. На праздники в воду у мельницы лили водку.

После износа жерновов их часто использовали в качестве жертвенника, который уносили на высокие холмы, где они продолжали служить людям. К примеру, чтобы излечить от болезни, на старый вращаемый жернов лили воду, которой мыли больного. Считалось, что движение жернова меняет течение болезни. Мельники всегда считались богачами, договорившимися с нечистой силой, а жернов – священным колесом богатства. Старый жернов использовали в качестве помощника по улучшению благосостояния. Считалось, если о жернов ударить монету и высечь искру, то вскоре обогатишься. Использовали старый жернов и для привлечения жениха. Когда девушка сплетала первую пряжу, отец относил ее на старый жернов с пожеланием, чтобы у дочери спорилась работа. А работящая девка точно без мужа не останется. Водой из-под жернова умывались и молодые люди на Юрьев день, чтобы весь год быть ловкими и здоровыми.

Теперь поедем к самой высокой вершине Сенгилеевских гор – Шиловской Шишке.

Шиловская Шишка

С дороги, не доезжая четырех километров до села Шиловка, среди лесного массива выделяется своей высотой конусообразная гора. На ее вершину можно забраться, но из-за того, что она заросла деревьями, интересного вида с нее нет. Однако место овеяно многочисленными легендами. Одну из них в 1884 году записал собиратель народных легенд и поверий Дмитрий Садовников в книге «Сказки и предания Самарского края»: «На правом берегу Волги, верстах в семи от гор. Сенгилея, виднеется покрытая липовым лесом Шиловская Шишка. На этой горе, лет тому за восемьдесят или сто, жил разбойник Костычев с своею шайкой. Он следил отсюда за появлением в этом плесе парусных судов и нападал на них с луговой стороны <…> на лодке, с криком «Сарынь, на кичку!». Бурлаки на судне падали ниц, а хозяин судна и водолив, или приказчик, подавали ему чалку. Он с шайкой входил на судно, прибирал деньги; его и шайку угощали вином, и он отпускал судно в путь. На караваны судов никогда не нападал. Грабил также проезжающих по Тушнинской дороге. Долгое время разбойничал Костычев, наконец был пойман сенгилеевским городничим Касторским <…> в Бектяшинском лесу. Городничий сделал из крестьян соседних с городом деревень облаву на Костычева <…>. Окруженный со всех сторон народом <…> долго не сдавался, но, видя, что его шайка не является к нему, сдался городничему с тем, чтобы тот не вязал его. <…> Оба сели в тарантас и поехали в город, а за ними – народ с дубьем. Весь Сенгилей от мала до велика встретил их. <…> Костычев был в шелковой красной рубахе и бархатных шароварах, в сапогах с напуском, на голове его была надета кучерская летняя шапка с павлиньим пером, воткнутым в серебряную бляху. Был он, по рассказам, среднего роста, коренастый, русый, с карими глазами, чистым и круглым лицом, с небольшой бородкой, густыми и короткими усами. Улыбка была у него приятная, ласковая, глаза веселые. Грабил он только богатых, а бедных сам награждал деньгами; часто вытаскивал мужикам на дороге увязнувших с возами лошадей. И бедняки говорили, что они Костычева только знают понаслышке как доброго разбойника; а богачи уверяли, что он похабник и страшный озорник <…> Пойманный Костычев в Симбирске был прогнан сквозь шпицрутены насмерть».

В 1879 году «Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете» опубликовали предание, записанное со слов сенгилеевского крестьянина Коровина. В нем рассказывается, как крестьянин Никита Загуданский однажды ездил в лес заготавливать метлы. Тут и случилась с ним беда – упал с березы, сломал ногу и куда-то провалился. «Очнулся, – говорится далее, – и видит себя в пещере; в углу – божница вся в золотых ризах, а перед нею теплится золотая лампада. Огляделся – видит: каменный стол, а за столом сидит седой старик и зорко смотрит на Никиту, глаза сверкают, как у волка. Испуганный Никита сотворил молитву, а старик ощетинился и крикнул: «Возьмите его!». Тут взяли Никиту какие-то люди под руки и вывели в лес на поляну. Никита не помнит, как доехал до дома. Жена нашла его в телеге у ворот без языка. Истопили баню, выпарили. Пришел он в чувство и рассказал случившееся с ним. Рассказывал при этом, что в пещере висели на цепях бочки, у которых уторы рассыпались и обнаружили золото». Легенду о спрятанных разбойниками сокровищах опубликовал в своей книге «Селения Симбирского уезда» симбирский краевед Петр Мартынов: «“Шиловская Шишка” – наиболее возвышенный пункт Кременских гор (85 сажень). Эта гора представляет из себя конус, со срезанной верхушкой, сплошь покрытый лесом. У местных жителей до сих пор сохранилось предание о большом кладе, оставленном, будто бы жившими здесь разбойниками и хранящемся на горе, в подвале, где лежат четыре бочки с золотом, прикрепленные к каменной стене цепями, а сторожит этот клад медведь и татарин. В пятидесятых годах XIX столетия искали здесь клад, но ни медведя, ни татарина, никакого клада не оказалось».

Недалеко от Шиловской Шишки находится еще одно загадочное место, которое в старые времена называли Поничное горлышко или Змеиный источник.

Поничное горлышка

Поничное горлышко – странный источник возле Шиловки. На достаточно равнинной местности из склона небольшого холма вырывается мощный родник, который течет пару километров и неожиданно ныряет под землю. Старинное слово «поничи» означает «устать», «ослабеть», «грустить» (вспомним выражение: поникнуть головой. – Авт.). Так вот название источника можно перевести как место грусти или усталости. Этот родник не притягивает людей, и ни у кого не возникает желания попить из него воды. Однако здесь собираются змеи, что опять-таки не свойственно сенгилеевским родникам. Недаром некоторые называют это место змеиным источником.

Существует сказка о появлении этого источника. Когда-то в этих местах обитал огромный змей, который ел людей и скот. Чтобы нападения прекратились, местные жители стали приносить к его логову жертвы – ягнят, кур, зайцев. Долгое время люди жили спокойно, но вот однажды пропал мальчик. Кто-то видел, что его проглотило чудище. Тогда людям пришлось обраться к колдуну, который должен был уничтожить змея. Он выманил из норы гада и вызвал молнию, которая поразила змея. Тело его растворилось, образовав длинную тонкую ложбину, а через некоторое время из норы, в которой обитал змей, полилась вода неприятного вкуса и пропадала в землю в конце ложбины. С тех пор змеи приползают к источнику в память о великой праматери.

Гора великанов

В 1903 году Павел Мартынов в книге «Селения Симбирского уезда» писал: «В трех верстах от села на юг, в стороне от дороги в г. Сенгилей, среди пахотного поля, возвышается местность, приблизительно полуверсты в квадрате, называемая «бык», по рассказам стариков, несколько лет тому назад, здесь находили человеческие черепа и кости очень больших размеров».

Про подобные кости упоминалось и в отчетах казаков еще в XVII веке. Казалось бы, вещь уникальная, но ученые пока не признают подобные находки. Впрочем, существуют упоминания о проживании великанов в Среднем Поволжье. Одно оставил знаменитый арабский дипломат и путешественник Ахмед ибн Фадлан, которому показали останки пойманного великана в 922 году: «И увидел я, что голова его подобна большой кадке, и вот ребра его подобны самым большим сухим плодовым веткам пальм, и в таком же роде кости его голеней и обе его локтевые кости».

Интересен и еще один случай. До революции в Жигулевских горах появилась огромная обезьяна. Необычное животное пытались поймать, но оно убегало от охотников по вершинам деревьев. И вот однажды обезьяна похитила молодую женщину на глазах у ее мужа. Через некоторое время женщина забеременела от примата. Родился мальчик, который отличался от человеческих детей только крупными размерами. Несчастная женщина предпринимала попытки бежать от нового мужа. Несколько раз ей это не удавалось, но вот однажды она смогла. «Пассажиры парома, который уже отходил от причала, вдруг увидели, как из леса выбежала обнаженная женщина с развевающимися волосами и, громко крича, помчалась к реке. Ее настигало звероподобное существо с ребенком на руках. Женщина бросилась в воду, с парома ей кто-то кинул веревку. А похожий на медведя неведомый получеловек-полузверь забрел по колено в Волгу и, жалобно мыча, на ладонях могучих рук протягивал Евдокии плачущего ребенка. Однако паром уходил все дальше и дальше. Рыжий взревел, в отчаянии схватил малыша за ноги и разорвал на глазах онемевших от ужаса пассажиров».

У чувашского народа, живущего на границе Самарской области и Сенгилеевского района, есть поверье о встречавшихся здесь парша-будже – большой волосатой обезьяны с длинными руками, которая иногда ворует детей и мстит за обиды.

Гранное Ухо

Культовая гора для жителей Ульяновской области. Сюда ежегодно стекаются тысячи туристов, чтобы с ее вершины наблюдать за величественной Волгой и фантастическими лесами, расположенными у подножия. Хвойные и лиственные леса покрывают холмистые предгорья Гранного Уха, создавая впечатление безграничных лесных просторов нашего края.

В Сенгилеевском районе встречаются редкие для наших мест горные сосны, дубовые рощи, березовые аллеи, прозрачные сосняки. Причем все это многообразие деревьев выбрало свой «этаж» на местных холмах. Это прекрасно видно, когда наступает осень, когда подгорные леса буквально вспыхивают разнообразными красками: пожелтевшие березки вклиниваются в ряды коричнево-красных дубов, почти серые осины сливаются с вечнозелеными соснами, а ярко-красные клены вспыхивают пятачками среди этих аллей и рядов. Это великолепное зрелище лучше всего видеть с Гранного Уха. Да и сама гора своим белоснежным оскалом добавляет колорит в это цветовое разнообразие.

Но манит гора людей не только видом, но и легендами, связанными с именем знаменитого разбойника Степана Разина. Говорят, что в пещере этой горы он закопал свой клад, но забрать его не успел, поскольку был разбит под Симбирском. По рассказам, Разин был не только лихим атаманом, но и колдуном-чернокнижником. Когда он прятал сокровища, заговаривал их, часто принося человеческие жертвы, чтобы те охраняли богатства в потустороннем мире. Найти клад мог лишь сам атаман или человек, сумевший снять заклятия. Для остальных заговоренный клад просто невидим.

Поиск

Журнал Родноверие