Обметешь кого-либо веником — навсегда холостым останется (замуж не выйдет). — Поверье связано с несколькими символами: кругом, веником, мусором. Веник символизирует крепость дома (все прутья связаны вместе), отгоняет нечистую силу. Но если им при обметании замыкается круг, то человек так и останется одиноким в этом символическом круге.

Верили также, что души умерших могут найти пристанище в домашнем мусоре. Обметая человека, его оставляют с частью невыметенного мусора, кругом словно обручая с ним навечно. В этой связи вспомним, что веник часто применялся при гадании о женихе.

Подметаешь пол неровно, мусор оставляешь — замуж за рябого выйдешь. — Смысл поверья — чисто воспитательный: с помощью такой ощутимой угрозы стараются научить девушек убирать в доме чисто. В самом деле, если везде будет виден мусор, то кто же из гостей захочет взять такую девушку в жены? Разве что рябой — тот, за которого никто замуж не идет.

Нельзя парню на пороге сидеть — никто за него замуж не пойдет. — С мистической точки зрения это поверье объясняется так же, как и прочие, связанные с порогом (см. предыдущую главу). Порог — место сакральное, символизирующее разграничение миров. Под ним некрещеных младенцев хоронили. Он -граница между домом и внешним миром. В то же время порог — неблагоприятное для здоровья место: тут легко и простудиться. По всем этим причинам ни приветствовать друг друга через порог, ни стоять на нем нельзя (невесту через порог переносят, чтобы она на него не наступила).

Хлебные крошки со стола стряхиваешь — денег не будет и замуж выйдешь за лысого. — В этой примете проявляется отношение и к столу, как одному из главных символов дома (надо уважать его, мыть после обеда, а не вытирать), и к хлебу как обожествленному продукту (нельзя хлебные крошки выбрасывать). В детстве это запугивание действует на девочек, а потом они уж привыкают к тому, как надо убирать со стола, чтобы замуж за лысого не выйти.

В среду и в пятницу не сватаются. — Это связано с тем, что среда и пятница — постные дни. С одной стороны, негоже в день поста о сватовстве думать, с другой — если придут сваты, возникают проблемы с угощением, что может сказаться и на результате переговоров. (Пост же в эти дни завещан потому, что в среду Иуда предал Иисуса, а в пятницу Христа распяли.)

Сколько морщин между бровями, столько раз жениться (или замуж выходить). — Скорее всего, примета носит шутливый характер, предостерегая от мрачного нахмуривания бровей. Но физиономисты могут пояснить ее по-другому: древняя наука о лице основывается на своих наблюдениях.

На углу стола сидеть — семь лет в девках оставаться (не жениться). — Четыре угла замыкают плоскость стола, его обособленное пространство. А на углу сидеть — угла не иметь, потому что он в этом случае вне человека, направлен от него, не захватывает его в поле своего влияния. С бытовой точки зрения эта примета не позволяет хозяйке плохо, неудобно рассаживать гостей, ибо любой из них, будучи посажен на угол , может обидеться.

Пришла сватья на рукобитье — двери на крючок. — Как только сват или сватья с родными жениха входят в дом родителей невесты, дверь тут же закрывается на крючок — чтобы случайно зашедший человек не сглазил дела.

Сватья в доме невесты не должна садиться. Сядет — дело не пойдет. — Еще говорят, если сватья сядет, то и дети потом у молодых седунами будут, поздно на ноги встанут. Если пить согласится, то и дети пьяницами вырастут. Если уговорят ее поесть, то и дети обжорством страдать будут. Сейчас то ли сватьи менее опытны, чем раньше, то ли перестали придавать значение примете, но мне не раз доводилось на сговорках видеть сидящую и чай попивающую сватью.

Перед венчаньем жениху и невесте в одежду надо булавки воткнуть. — Это делается, чтобы колдун или просто завистник не сглазил молодых.

Свататься в апреле надо, до последнего дня. — Совет-примета основан на том, что в мае свататься или жениться — всю жизнь маяться . Корни его уходят в те времена, когда май был прочно связан с посевной. Впрочем, и сейчас майские сватовства и свадьбы — преимущество города, но не деревни.

Крещенское рукобитье — к счастливой семье. — Считалось, что на Крещенье (6-е января по старому стилю, 19-е января по новому стилю) над Землею Небо отверзается, поэтому все добрые начинания благословляются свыше и завершаются успехом.

Чтобы парня приворожить, надо взять заслонку от печи, насыпать на нее зерен и накормить петуха. — Это связано с привлечением магических символов дома: петух символизирует плодородие (мужское его начало), отпугивает нечистую силу; печь — символ до машнего очага; зерна — символ жизни и достатка. Кормя петуха, девушка приговаривает: Как заслонка держится своего устья, так и петух чтоб держался дома, а мой жених — меня . Подобных привораживаний, загово-ров, гаданий — превеликое множество.

Чтобы скорее замуж выйти, молились Параскеве-Пятнице: Матушка Пятница-Прасковея, пошли жениха поскорея! — Таково традиционное обращение к заступнице женщин. С этой же целью обращались и к Покрову: Батюшка Покров, кроешь ты снегом землю и воду, покрой и меня, молоду! Обращения эти связаны с временем года: основные сговоры проходили от Покрова (когда закончились полевые работы) до Кузьминок.

Сваха перед началом переговоров о свадьбе греет руки у печи — иначе толку от сговора не будет. — Примета восходит к поверью, что в печи обитают души умерших. Грея руки, сваха как бы приветствует их. Хотя, если вдуматься, пришедшему с мороза человеку (а оговорки бывали, когда на улице — поздняя осень) действительно не мешает отогреться, — тогда и дело лучше пойдет. Тем более что сваха должна была все время стоять, сидеть ей запрещалось. Сваху обычно встречали припевом Ой, Лада, Лада! , чем призывали в помощь древнерусскую богиню Ладу — покровительницу любви и браков. С той поры и говорят: свадьбу ладить , в семье лад , то есть вспоминают имя Лады.

Поиск

Журнал Родноверие