Все мы читали в учебниках, как в 965 г. великий киевский князь Святослав разгромил страшное своей химерической сущностью Хазарское государство. Под химерой многими подразумевается искусственное соединение степных кавказских племен (хазары происходили из Дагестана) с торгово-иудейской правящей прослойкой. Хотя, так ли это страшно?

На самом деле, Хазарский каганат был стабильным процветающим государством, в котором каждому племени и каждой религии находилось свое место. Те, кто желал кочевать и пасти свой скот, свободно перемещались по бескрайним степям между Волгой, Доном и Днепром. Те, кто хотел и умел торговать, развивали международные торговые связи. Хазарские евреи снаряжали караваны на Запад и на Восток, налаживая эксклюзивную торговлю китайским шелком с Баварией, Лангедоком, Провансом, а также мусульманской Кордовой и Андалусией.

Все это я описываю, чтобы было понятно — Хазария была очень-очень и очень богатой страной. Как писал Л.Н. Гумилев, "в IX-X вв. [Хазарский каганат] превратился в одну из самых богатых стран Евразии того времени". Напасть на каганат и завладеть его богатствами мечтали многие тогдашние авантюристы.

Первые контакты русов с хазарами были неудачным

Хазарские правители опирались на военную мощь наемников из Гургана. Но они были мусульманами и отказывались воевать с единоверцами. Из-за этого хазары стали нанимать русов. Закончилось всё тем, что как-то раз русы втайне собрали огромное войско и разграбили богатейшие мусульманские города на Каспии. За это на обратном пути гурганцы с разрешения кагана перебили всех русов на их обратном пути. Это случилось в 913 г.

А в 939 г. уже другие русы — киевские — нанесли по хазарам удар в районе Керченского пролива. Князь Игорь Старый отвоевал у Хазарии крепость Самкерц (Тамань). Хазарский каган ответил посылкой мусульманской гвардии под предводительством "достопочтенного Песаха" к месту событий. Дело закончилось освобождением Самкерца, походом мусульман по южному берегу Крыма и, что самое неприятное, осадой Киева, из-за чего русам пришлось покориться и выдать хазарам свои мечи. Киевская Русь превратилась в хазарского данника, о чём рассказывает ПВЛ в "Сказании о хазарской дани".

Было два похода на Хазарский каганат, а не один

Итак, хазарские богатства, с одной стороны, и унизительность быть чьим-то данником, с другой. С этим невозможно было мириться. И вот, согласно ПВЛ, в 965 г. русская армия во главе с князем Святославом отправилась бить хазарских "оккупантов". Дружинники Святослава успешно штурмовали Итиль, затем, в погоне за беглецами, явились на Кавказ, разгромили ясов и касогов, разрушили сильнейшую хазарскую крепость Семендер и на обратной дороге взяли штурмом непреступный Саркел, построенный греческим архитектором Петроной. Победа была полной, и Хазарии больше не существовало.

Но так ли было на самом деле?

Арабский ученый Ибн Хаукаль утверждает, что в 968 г. на Хазарию был совершен новый русский поход. То есть, в 965 г. Святослав не уничтожил Хазарию, а лишь нанес ей значительный урон, а заодно разграбил часть еврейских купцов и приближенных кагана.

Здравый смысл подсказывает, что в 968 г. руководителем второго похода тоже был князь Святослав.

Но нет, в это время киевский князь-воитель сражался с болгарами на Дунае, а его дружина насчитывала не более 10 тысяч ратников. ПВЛ утверждает, что Святослав на короткое время возвращался в Киев, чтобы отогнать печенегов, но дальше сразу же вернулся к неотложным делам на Дунае. Иначе говоря, Святослав и его малочисленное войско не принимало участия в походе 968 года. С 10-тью тысячами измученных болгарской войной и переходами с Дуная на Волгу солдат взять в короткое время все те крепости, о которых говорилось выше, было практически невозможно.

Неведомый герой покорения Хазарского каганата

Вероятный сценарий мог быть следующим. В 968 г. какой-то безвестный князь русов собрал огромное войско и снова напал на ослабленную Святославом Хазарию. Именно о его деяниях сообщает нам Ибн Хаукаль. Именно его армия покончила с агонизирующим Хазарским царством, и именно его русы несметно обогатились на этой войне, пока Святослав, сидя в Переяславце на Дунае, поджидал "дань с греков".

Но почему же Нестор, создатель Начальной летописи, забыл упомянуть о нашем герое? Ответ, скорее всего, довольно прост. В начале 11 в., когда Нестор "марал" чернилами пергамент, потомки Святослава господствовали в Киеве, и им было не с руки восхвалять заслуги других русских князей, проигравших им конкурентную борьбу за высшую княжескую власть.

Поиск

Журнал Родноверие