Или его принесли татары?

Есть такая очень распространенная теория, согласно которой древнерусский язык не знал матерных слов. Был, так сказать, чист и непорочен в этом плане. А засорился он всякими "нехорошими словами" в результате монгольского завоевания. Мол, у всех наших матерных слов татарские корни.

Поэтому изгоняя из своей речи мат, мы возвращаемся к славянским истокам.

Так ли это? Что на этот счет думают лингвисты и историки?

Что ж, отказ от употребления матерных слов в повседневной речи можно только приветствовать, какими бы мотивами он ни был вызван. Но вот возлагать всю вину на татар, как минимум, несправедливо. Поскольку в формировании русского мата они... никакого участия не принимали!

История с "татарским следом" появилась в XIX веке и была довольно быстро опровергнута учеными. Однако она нашла широкий отклик в народной среде. Приятно ведь думать, что все негативное вызвано внешним влиянием.

Сейчас праславянское происхождение всех основных матерных корней в русском языке достоверно установлено.

Трудно приводить конкретные примеры, не нарушая правил "Дзена" относительно использования обсценной лексики. Но все-таки рискнем хотя бы про одно слово рассказать. Про то, которое обычно пишут на заборах и в котором три буквы.

Так вот, оно восходит в конечном итоге к праиндоевропейскому корню skeu- со значением "побег, отросток". Как ни странно, к тому же корню восходит, например, слово "хвоя". В балтийских языках, которые наиболее близки к славянским, но при этом сохраняют более древние формы, "хвоя" звучит как skuja.

Самым ярким и убедительным же доказательством того, что матерные слова существовали в древнерусском языке задолго до всяких монголов, стали новгородские берестяные грамоты. На сегодняшний день найдено четыре грамоты, в которых употребляется ненормативная с нынешней точки зрения лексика.

Поиск

Журнал Родноверие