С происхождением восточнославянских племенных союзов всегда вопросов больше, чем ответов. Информации об этом этапе их истории почти нет.

И вовсе не потому, что «проклятые попы сожгли все древние суперведические книги», а просто потому, что на том этапе развития письменность, если и имеется (скорее всего, имелась), но массового хождения не имеет. Так что приходится реконструировать, что получается не всегда удачно.

Одним из таких сложных племенных союзов, без которого представить раннюю русскую историю просто невозможно, будут кривичи. Когда сформировался этот племенной союз сказать сложно. Вероятно, это произошло еще до начала эпохи Великого переселения народов.

Основания так думать дает то, что кривичи обнаруживаются не только на территории современной северо-западной России и в Беларуси, но и на территории Германии и даже в районе Балкан. При этом никаких контактов между этими разными кривичами не обнаруживается.

Но если балканские кривичи – это просто слово, то жившие в России и Беларуси известны довольно хорошо. Они были многочисленны и достаточно активны. А вот их происхождение – довольно мутное.

Как и прочие восточные славяне, они являются потомками тех, кто пришел на эти территории с запада, частично вытесняя, частично ассимилируя немногочисленное коренное население. В случае с кривичами это были балтские и финно-угорские народы.

Но если от финно-угров достался, почти исключительно биологический материал да некоторые элементы культуры, то балты могли подарить и название этому племенному союзу.

Дело в том, что имя кривичей многие возводят к имени древнего верховного жреца балтов – Криве-Кривайтиса. Дополнительным основанием для этого является то, что латыши и сегодня называют русские «криеви» а Россию – «Криевийя».

Признаться, верится в этот вариант с трудом: в честь религиозных деятелей народы называют редко, особенно на ранней стадии. Обычно реальное значение – намного проще. Еще меньше верится в жреческую версию в свете того, кто кривичи были и на Пелопоннесе, где никаких балтов уж точно не было.

Однако отрицать вклад балтов и финно-угров в формирование наших кривичей невозможно – это доказанный факт.

Возвращаясь к названию, можно сказать, что более вероятный вариант связан со словом «кривой», что могло означать кривого человека, бывшего неким родоначальником (но обычно такие версии тоже сомнительны). Также это может указывать на обитателей кривой, неровной местности.

Еще более вероятно, что этноним происходит от слова «кровь», которым в былые времена просто обозначали свою родню, своих кровных родичей. Получится, что «кривичи» – это просто «родичи».

Возможно, именно последний вариант наиболее достоверен, поскольку реальные названия обычно не несут никакого пафоса и переводятся просто как «люди», «народ», «родственники» и т. д.

На страницах летописей кривичи впервые появились в середине IX века, хотя, судя по археологии, восточнославянские кривичи сформировались не позже VI века н. э.

Их главными городами были Изборск, Смоленск и Полоцк. У них были свои князья, и кривичи достаточно активно противостояли киевскому влиянию. Очень активно они сотрудничали и с варягами.

Некоторые считают, что это следствие общего западнославянского происхождения и кривичей и варягов, другие видят в этом другие причины, например, что и те, и другие – на самом деле ассимилированные германцы.

Однако, какими бы ни были корни, в конечном счете, киевляне победили, и историю полоцких князей закрыл Владимир Святославич, убивший князя Рогволода и взявший в жены его дочь, которую предварительно изнасиловал.

После этого о кривичах говорят еще без малого 200 лет. Далее о них вспоминают только историки, интересующиеся происхождением народов и племен, но сами кривичи как политическое объединение исчезают, растворившись в будущих русских, белорусах и литовцах.

Поиск

Журнал Родноверие