Руяна—Рюген—Русь

Южно-балтийская славянская Русь

«Русы – вид славян», – писал арабский историк и географ ибн-Хордадбех в 9 веке. В 16 веке австрийский посол в Москве барон Сигизмунд фон Герберштейн написал книгу о России. В ней он изложил общепринятую в средневековой Европе историю возникновения Русского государства.

Варяги происходили из области Вагрия на севере Германии. Когда-то она населялась славянским племенем ободритов (бодричей). Центром Вагрии был Штаргард (Старград). Ныне он носит немецкое название Ольденбург, что означает в переводе то же самое – Старый Город. На востоке бодричи основали Новгород. Когда у жителей Новгорода возникли раздоры, они обратились на свою прародину с просьбой прислать им авторитетного князя. Так в Новгород прибыли княжить Рюрик с братьями.

По другим средневековым источникам на южном побережье Балтийского моря было известно славянское племя ругиев. В те времена их считали идентичными русам, жившим вокруг Киева. Имя ругиев сохранилось в названии острова Рюген, который по-славянски звался Руяна. До 12 века там находился культовый центр поморских славян (к которым относились бодричи и ругии) – храм бога Триглава-Святовита, коему приносились человеческие жертвы.

Русский историк 19 века Степан Гедеонов привёл множество доказательств того, что русы пришли с южного берега Балтики. Ререг (явно созвучно с Рюрик) – такое имя носила столица бодричей. И называлась она так по символу племени – пикирующему соколу (ререг по-древнеславянски – сокол). На гербах же древнерусских князей (Владимир, Ярослав) мы видим «трезубец», который есть не что иное, как тот же пикирующий сокол.

Русь из Германии? Непатриотично!

Но с конца 18 века в науке стала утверждаться другая концепция – норманнского происхождения Руси. Хотя до революции 1917 года историкам не запрещали писать так, как им хочется. Поэтому находились знатоки, вроде Гедеонова, которые оспаривали общепринятую версию. Высказывались и иные концепции (например, Д.И. Иловайский – о южном, сармато-аланском происхождении Руси).

В советское время историческая наука вначале приняла концепцию норманизма, освящённую авторитетом таких историков царского времени, как Карамзин, Соловьёв и Ключевский. Но в 1940-1950-е гг. она показалась Сталину недостаточно патриотичной. Требовалось найти автохтонное происхождение Руси. Нежелательными оказались не только норманнская, но и южно-балтийская теории.

Историки бросились отыскивать «Русь изначальную» в ареале восточных славян. Наибольшую поддержку власть предержащих получила гипотеза академика Бориса Рыбакова о происхождении Руси с реки Рось южнее Киева. Чтобы объяснить, как из названия Рось получилась Русь, и где там жили русы, потребовалось натянуть сову на глобус по части как лингвистики, так и археологии. Но советская историческая наука справилась с этой нелёгкой задачей, поставленной партией. Конечно, в ущерб научной истине.

Аргументы о славянском происхождении Руси с южного побережья Балтики были отброшены до 1990-х годов как идеологически неподходящие. И в наше время к ним мало кто обращается, ибо велика сила инерции. Хотя ещё в 1970-е гг. археолог В.В. Седов убедительно показал основание Новгорода именно выходцами из поморских славян.

Поиск

Журнал Родноверие