Долгие годы территория курского электроаппаратного завода была закрыта для жителей города. И уже мало кто верил, что предприятие переедет, будет снесена стена, отделяющая Знаменский монастырь от промзоны. Чудо произошло в этом году – территория так называемого детинца с начала сентября открыта для всех желающих. Это место еще интересно и для археологов. Земля в самом сердце Курска по-прежнему хранит много секретов, несмотря на то, что ранее раскопки там велись. Первые были в далеком 1988 году. Почему начали исследовать эту территорию и что находили, «Друг для друга» рассказал директор НИИ археологии юго-востока Руси Курского госуниверситета Владимир Енуков.

Владимир Енуков: «Первые раскопки на улице Луначарского были в 1988 году»

Курская археология началась с траншеи коммунальщиков

– В 1988 году на улице Луначарского ремонтировали коммуникации, и в борту траншеи появилась древняя постройка, – рассказывает Владимир Енуков. – Тогда мы предположили, что относится она к Х веку. И стали думать, где бы нам «прирезаться», сделать раскоп. Единственное место, которое позволяло подобраться к месту находки поближе, была клумба на повороте троллейбуса с улицы Луначарского к Знаменскому собору. Там мы и сделали разведочную траншею, как сейчас помню, размером 2 на 10 метров.

Место ученые выбрали удачно. Как замечает Владимир Васильевич, «сели на край городских укреплений конца Х – начала XI века. По сути, с этого и начиналась археология Курска».

015376.2
Уникальные результаты принесло исследование, начатое в 2015 году у стен Воскресенского храма

Уже первые исследования показали, что, условно говоря, был верхний город (треугольник-мыс при впадении Кура в Тускарь, ограниченный примерно улицами Луначарского и Сонина) и нижний, так называемый Закурный Посад (район современных улиц Гайдара, Белинского).

– Что такое древнерусский город? От слова «городить», – продолжает Владимир Васильевич. – То есть речь идет о фортификации, крепостных сооружениях. В укрепленном городе прослеживаются русские элементы, то, что принесла Русь. Хотя ранние фортификации были выстроены в технологии племенной эпохи северян. Что касается Закурного Посада – он очень быстро разрастался.

Во время раскопок на улице Гайдара ученые обнаружили предметы, датированные X веком, находки так называемой роменской археологической культуры и прежде всего лепную керамику, которая четко соотносится с летописным племенем северян.

015376.3
Остатки сгоревшего дома со светелкой нашли во время раскопок 2002 года

Страшная находка в сгоревшем доме

«Что касается конкретных находок, было много чего интересного, – продолжает Енуков. – Например, вскоре после того, как были возведены укрепления, сгорел дом, остатки которого мы нашли во время раскопок 2002 года рядом с многоэтажкой №2/4 на Красной площади. Здание было очень интересным: это был сруб, состоявший их трех помещений. Над ним была еще светелка. Мы предположили, что дом этот принадлежал человеку, который не был чужд торговле. В пользу этой версии говорит то, что мы обнаружили там редкую находку – коромысло от весов. И полной неожиданностью для нас стало то, что мы нашли в сгоревшей светелке. Нашим глазам предстала трагическая картина. Во время пожара там пряталась девочка. Так она вместе с домом и сгорела. Нашли плохо сохранившиеся останки с типичными древнерусскими украшениями. Были простенькие височные перстнеобразные кольца – это весьма характерное украшение славянских женщин. Они входили в состав головного убора, крепились в волосах или подвешивались на лентах и шнурах, изредка продевались в мочку уха, превращаясь в серьги.

«Тогда же мы нашли и совершенно уникальную вещь – дробницу, – рассказывает Владимир Енуков. – Это накладка с цветными эмалями».

В статье «Ювелирные изделия Древнего Курска» Ольга Енукова так описывала это изделие. «В церковном ювелирном деле дробницами в виде пластин с отверстиями для крепления украшались богослужебные книги, иконы, парадные облачения духовенства. Находка из Курска сохранилась в нескольких обломках, по которым можно составить полное представление об изначальном облике вставки. Ее основа представляет собой тонкую медную пластину... С внутренней стороны по внешнему контуру основы проходит бортик. На лицевую сторону напаяна тонкая медная пластина, на которой и было выполнено изображение. В левом верхнем углу лицевой стороны дробницы, где не сохранилась эмаль, прослеживаются кусочки золотой фольги, приклеенные на основу, причем их форма полностью повторяет эмалевый узор. На свободные от фольги участки была напаяна бронзовая проволока, в результате чего образовались выемки для заливки эмалью. Кроме того, бортик с внешней стороны был облицован тонкой бронзовой платиной. Рисунок на дробнице имеет композицию, в основе которой равноконечный крест, залитый белой эмалью. Концы креста заканчиваются «ростками». В средокрестии располагаются две окружности: внутренняя – голубого цвета и внешняя – синего, причем в центре сохранилась шляпка бронзового гвоздика крепления. Фоном для повторяющегося орнамента в секторах между перекладинами креста служит эмаль бирюзового цвета. Около средокрестия располагаются чуть открытые семена красного цвета, из которых прорастают два голубых листочка, увенчанные трехлепестковым синим цветком. По периметру дробницы расположено по шесть мелких окружностей красного цвета. По верхнему краю прослеживаются незначительные вкрапления золотых блесток».

015376.4
Дробницами украшались богослужебные книги, иконы, парадные облачения священников

Ритуальная жертва

«Во время раскопок для меня наибольший интерес представляли оборонительные сооружения, – продолжает Евгений Васильевич. – И рядом с домом 2/4 мы как раз нашли продолжение самых ранних укреплений. Появилась возможность их точнее датировать. А когда вернулись к раскопкам на той самой клумбе на ул. Луначарского, если не ошибаюсь, это было в 1993 году, обнаружили еще одну неожиданную находку. Судя по всему, это была так называемая «строительная жертва» – расчлененный мужской скелет. Причем отрубленные руки и ноги поменяли местами: руки приставили к тазовым костям, ноги – к плечам. Вне всякого сомнения, это захоронение носило ритуальный характер».

Среди студентов, которые тогда работали на раскопе, ходила другая версия. Молодежь считала, что так хоронили оборотней. Мол, если чудовище оживет, то не сможет двинуться с места, поскольку ноги и руки поменяны местами.

Как бы дико это ни звучало, но страшный ритуал приношения жертвы при возведении зданий существовал довольно долго. Считалось: если замуровать животное или человека, то жилище, замок или целый город окажутся под надежной защитой. Во времена Средневековья человеческие жертвы постепенно начали заменять на животных. В разных регионах археологи на месте закладки жилищ древних славян находили черепа быков и лошадей. Этнографы полагают, что традиции устанавливать на крышах домов «коньков» – своеобразный пережиток ритуала. Кстати, отголоски строительной жертвы дошли и до наших дней. Считается, что именно оттуда берет корни привычка запускать в новый дом кошку.

015376.5
В разбитом глиняном горшке оказалось 425 серебряных монет-чешуек XVII века

Серебряный клад у стен храма

– Уникальные результаты принесло нам исследование, начатое в 2015 году у стен Воскресенского храма, который как раз и находится на территории бывшего электроаппаратного завода, – продолжает Владимир Енуков. – Там мы обнаружили около тысячи предметов разных веков, включая фрагменты керамики конца Х – начала XI веков, украшения из металла и стекла... Тогда же случилась первая в истории археологических раскопок в черте Курска находка монетного клада! В разбитом глиняном горшке оказалось 425 серебряных монет-чешуек XVII века.

Отдельно ученые выделяют массовую находку в центре Курска товарных пломб дрогиченского типа – маленьких кусков свинцовых пластин с двусторонними отпечатками клейм. «Вещь совершенно удивительная, – говорит Енуков. – Явно там было какое-то административное здание, где осуществлялись властные полномочия, принимались важные решения, заключались сделки...»

Напомним, свое название пломбы получили по городу Дрогичин, древнерусскому центру на границе с Польшей, где в свое время обнаружили массу свинцовых кругляшей с разными отпечатками. Ими маркировали мешки с товарами, за которые уже уплачены пошлины.

Но не только артефакты древнерусского времени были обнаружены у стен храма. Культурный слой ХVI–ХVII веков содержал свинцовые пули, отвертку-кресало от ружья западноевропейского образца, большое количество так называемых статусных украшений из камня и цветного металла (нашли даже пуговицу, обтянутую золотой фольгой), медный счетный жетон, использовавшийся в казначейском деле при подсчетах крупных сумм денег, нательные крестики, подковы для сапог, гвозди...

– Первомайский парк Курска ждет реконструкция. Эта территория наверняка представляет особый археологический интерес?

– Однозначно! Там очень много работы. Где ни копни – обязательно попадешь на культурный слой. И хочется верить, что проведем там раскопки. Уверен, нас ждут очередные уникальные находки.

Поиск

Журнал Родноверие