Какой путь прошли поколения украинских семей? И почему мы сейчас имеем именно такие, а не другие семейные обычаи? Гражданские браки, разводы, повторные бракосочетания, материальные компенсации... Современный человек даже не представляет, насколько традиции и порядок создания семьи в начале XXI века похож на порядки... средневековых украинцев. Не во всем, конечно, но... Неожиданно? 

В Киевской Руси существовали большие семьи, в которых были деды, родители и несколько женатых детей со своими детьми. Среднестатистическая семья времен Киевской Руси состояла из шести-восьми человек.
Начиная с XI века стали распространенными "малые семьи" – когда под одной крышей жили только супруги и их дети, при этом остальные поколения семьи все чаще отдельно. Обычай жить огромной семьей–общиной под одной крышей уже не был повсеместным.

Беременной замужней женщине дозволялось не кланяться "до земли", а только "до пояса" – независимо от того, человек какого высокого статуса перед ней находился.

Языческий брак заключался легко. Так же легко его можно было и расторгнуть. С приходом христианства церковь, взяв браки под контроль, значительно усложнила процесс развода.

w 2

Соглашение о помолвке считалось скрепленным в тот момент, когда на столе в доме родителей невесты разрезался сыр для сватов. С тех пор парень не мог отказаться от невесты, иначе ему грозил штраф: "...за сыр гривну, за срам ей три гривны, что потеряно, за то ей заплатить".

Древнерусская церковь обязывала родителей, которые вовремя не выдали дочерей замуж, уплатить штраф: 5 золотых гривен – бояре, все ниже по статусу – гривну.

В Уставах князя Ярослава Владимировича говорилось об обязанностях родителей в отношении взрослых детей. В частности, денежной пени. Их накладывали на родителей, если их ребенок совершит самоубийство из-за принуждения к браку, или наоборот, если дочка захочет замужества, но не получит родительского разрешения.
В некоторых регионах Киевской Руси времен Ярослава встречались примеры "гражданских" браков. То есть не закрепленных церковью. Проводился привычный свадебный обряд, но без венчания. Такие союзы назывались "сводными" или браками "на веру". И общество это воспринимало совершенно спокойно, ведь языческие привычки даже в христианском Киевском государстве сохранялись еще довольно долго.

w 3

В Украине в разные времена существовали различные формы брака: похищение девушек; брак–покупка; договорные свадьбы; матриархальный брак (сватанье девушки к парню); сватанье через сваху; освобождение путем брака от смертной казни.

Похищение девушки описывает французский путешественник XVII века. Г. де Боплан в своей книге "Описание Украины" (Франция, 1650). Во время танца парень мог похитить девушку даже из более богатой семьи: "Хоть земледельцы считаются крепостными, однако издавна пользуются правом и свободой похищать во время танца благородных девиц, даже дочерей помещика. При этом проворство и ловкость необходимы: похититель должен ускользнуть с добычей в соседний лесок и там скрываться не менее суток. Только тогда прощают смельчака, иначе пропала его голова. Если похищенная девушка пожелает выйти за него замуж, он обязан под страхом смерти жениться на ней; если же нет, – похититель свободен от наказания".

w 4

Интересным обычаем является сватовство девушки к парню: "дать тыкву" девушке считалось грехом. Ведь применялся этот обычай тогда, когда девушка была в положении, то есть беременна, а парень не хотел жениться. Такой брак для девушки в обществе считался спасением.

Освобождение от казни путем брака практиковалось, в частности, среди запорожских казаков. Впрочем, в письменных правовых уставах этого прописано не было, это был неписаный закон. Спасать от казни могла девушка или вдова – если должны были казнить парня, а также парень – если осужденной была девушка. При этом брак разрешался лишь по взаимному согласию.

Одно предание о таком "сватовстве" записано на Слобожанщине: толпе, которая сопровождала казака на место казни, "навстречу вышла девушка под белым покрывалом. Она подошла к нему и при всех заявила, что хотела бы выйти за него. Толпа поддерживает и ждет ответа осужденного. Казак потребовал, чтобы девушка подняла покрывало. Когда она подняла, казак посмотрел и сказал: "Как такую дзюбу вести к венцу, лучше на виселице дать дуба!" – и потребовал, чтобы его быстрее вешали".

В Киевской Руси брачный возраст для мужчин составлял 15 лет, для девушек – 13–14 лет. Впрочем, девушку могли выдать замуж и раньше, если ее лишили девственности или если это был династический брак.

w 5

В те времена браки между людьми из разных социальных слоев были невозможны. Княжеский закон никак это не нормировал, однако церковь категорически отказывалась венчать неравные пары. Когда же такой брак, пусть и неформально, заключался, эти женщины считались не женами, а наложницами, "меншицами".

Оскорбительные слова в адрес чужой жены наказывались штрафами: 10 гривен за оскорбление женщины великого боярина (5 женщине и 5 – митрополиту), 6 гривен за унижение жены меньшего боярина (3 гривны – ей и 3 – митрополиту). За оскорбление крестьянки надлежало уплатить 60 "резан" в пользу оскорбленной и 1 гривну – в пользу митрополита. За оскорбление княгини предусматривалась смертная казнь.

Свободный крестьянин не мог жениться на рабыне без согласия на то ее хозяина. Если же такое случалось, то и сам молодой человек становился подневольным холопом.

Девушка-рабыня могла получить свободу, если господин соблазнил ее и она родила ребенка.

Потерю девушкой невинности церковь не считала препятствием для заключения брака. Если обрученная девушка полюбилась с другим, то все равно должна была быть отдана за того, с кем было договорено с самого начала.
На христианской свадьбе в Киевском государстве нередко "баловались" кулачными и другими боями. Участие в таких турнирах могло закончиться весьма трагично. По закону, если кто-то погибал во время таких "развлечений", их запрещалось хоронить по церковному обычаю на общем кладбище – ведь боевые поединки на свадьбах считались пережитком язычества и осуждались как государством, так и церковью.

w 6

В Киевской Руси не разрешалось больше двух раз вступать в брак. Третий и все последующие считались незаконными, а за такие венчания священника могли даже отлучить от церкви.

Помните не раз обсуждаемую российскую традицию "сношества", по которой свекор мог лечь в постель к своей невестке? То, что вы прочитаете, в очередной раз разбивает в щепки московскую легенду об "общей колыбели народов": в Киевской Руси категорически строго каралось интимное сближение между родственниками: братьями и сестрами (вплоть до 6-го колена), внимание – свекром и невесткой. Это наказывалось штрафом от 12 до 40 гривен. И приемлемые для большинства европейских стран браки между кузенами законом Киевского государства воспринимались как дикость.

Языческие супруги, при желании, вполне могли обвенчаться в церкви, даже если уже имели детей.

w 7

В судебной практике времен Ярослава Владимировича есть истории развода супругов, принявших брак без венчания. И законность такого брака была обязана признавать и церковь. Это подтверждает Устав Ярослава Владимировича, согласно которому, при расторжении невенчанного брака надлежало уплатить штраф. Правда, он был вдвое меньше, чем для венчанных пар – 6 гривен вместо 12-ти.

Церковь на Руси не одобряла разводов. Исключение – супружеская измена жены. При этом прелюбодеяние мужа причиной для расторжения брака не считалось. Но женщина могла требовать развода, если тот не способен выполнять супружеский долг. Впрочем, на практике пары обращались в суд по многим причинам: материальным, недоверия женщины мужчине и не сообщении ему об угрозе и тому подобное.

Человек, который совершил супружескую измену, был обязан уплатить штраф в пользу церкви.

Расторгая брак без уважительной на то причины, муж был обязан выплатить своей жене огромную материальную компенсацию, а также заплатить штраф в пользу церковной власти. Так, большой боярин должен был выплатить своей супруге 300 гривен, меньший боярин – 1 золотую гривну, простолюдин – 12 обычных гривен. Этими санкциями церковь пыталась удержать в семье кормильца.

Видео

Поиск

Журнал Родноверие