Про свое путешествие в Республику Марий Эл в рамках Всероссийского этнофутуристического пленэра рассказывает мерянский этнофутурист Валентин Константинов.

«Поездка в Марий Эл оставила самые теплые и яркие впечатления. Начнем по порядку. Со многим в этом путешествии я столкнулся впервые: полет на самолете, поездка в сознательном возрасте в далекие от дома края, выступление на симпозиуме в коллективе этнофутуристов.

Прилетев в Казань, я был окружен бородатыми таксистами, которые уговаривали прокатится на их таксо и заламывали какие-то космические даже для Москвы цены. Благо, меня вырвал из их лап мой друг, казанский краевед Марк Шишкин. Пока мы ехали от аэтопорта до города, он виртуозно провел экскурсию по Казани и, накормив эчпочмаками, посадил меня на автобус до Йошкар-Олы.

CBm6Nyk8rXM

Проснувшись утром, я встретил коллег Пашу Микушева, Альфию Хамзу, Сергея Бушкова и Валеру Савина. Меня поразило, что художники, приехавшие на пленэр, начисто лишены снобизма. Это открытые, добрые и приятные в общении люди. Мне кажется, в среде этнофутуристов лицемерный самовлюбленный злыдень просто не выживет, с ним никто не будет общаться.

Марийские художники Иван Ямбердов и Юрий Таныгин в первый же день показали приезжим Йошкар-Олу. Мы посетили музей и приятно провели вечер.

q8MfADc8HW0

В следующие дни наша делегация посетила несколько районов Республики, посмотрела свадебные обряды мари в Моркинском районе и в горномарийской деревне. Мы изучили этномузей Цыкмы (Козмодемьянска), а больше всего, конечно, нас поразил Сернур — место, где провел детство мой любимый поэт Заболоцкий (ему я посвятил отдельную работу).

Марийские свадебные обряды — необычные и яркие, со своими особенностями в каждом районе, и конечно с колоритной марийской кухней, про которую можно писать бесконечно долго.

tvC5v24fwes

В Мари-театре мы стали участниками этнофутуристической мистерии «Йуд орол». (Ночной караул), от которой были просто в восторге.

После знакомства с республикой началась работа в мастерских. Я трудился в одной мастерской с Хамзой, Альфией и Валерой. Совместная работа художников дает бесценный опыт, который, как мне кажется, не получишь даже за 10 лет самокопания и просмотра большого количества арта в сети. Один учит другого чему-то новому, причем это происходит в теплой дружеской обстановке, а это, поверьте, дорогого стоит.

Все помогали друг другу и поддерживали коллег. О результате работы мне судить сложно, кто-то из столпов этнофутуризма остался недоволен, кто-то, напротив, увидел в этом много позитивного.

Очень рад был знакомству с Эльвирой Мазитовной Колчевой, которая прочитала нам увлекательную лекцию.

M5lGuBWqYkA

В своем творчестве я много работаю с постмерянскими типажами, характерными для Верхневолжья. Каково же было мое удивление, когда я увидел их в Мари-Эл. Только слепой не узрит родственной связи между нашими постмерянскими великорусскими регионами и Марий Эл. Мерянские земли сохранили сильное финно-угорское влияние. Я думаю, что стоит развивать культурные связи между Верхневолжьем и республикой Мари Эл, это взаимно обогатит нас.

RY0R3jDvuiA

Природа Мари Эл напоминает места Ленобласти, только без привычных мне глыб гранита, поэтому я чувствовал себя почти как дома. Сотрудники музея и куратор провели огромную работу, стараясь создать нам все необходимые условия, за что им, конечно, отдельная благодарность.

Материала набралось больше, чем я смог воплотить. Закончу марийскую серию в Петербурге. Я буду с теплом вспоминать Марий Эл и надеяться, что когда-нибудь посещу этот удивительный край, полный загадок и тайн, еще раз. Часть моего сердца навсегда осталась там, среди широких полей и светлых священных рощ.»

Поиск

Журнал Родноверие