Примерно с конца ноября (если точнее, то с 28-го числа), с начала Филиппова поста христиане пытаются осознать, что Рождество Христово в разных Церквах выпадает на разные даты. И предлагают поменять дату на единую.

Формально большинство мирян, священнослужителей и часть епископата соглашается, что праздновать Рождество в ночь с 24 на 25 декабря накануне Новолетия намного правильнее, логичнее и удобней, но тут же грустно вздыхают — не время.

Этот вопрос в первую очередь волнует, конечно, тех, в чьих Церквах праздник наступит с 6 на 7 января. То есть членов Иерусалимской, Русской, Сербской, Грузинской и Польской Православных Церквей. И в меньшей степени афонских монахов и католиков восточного обряда, поскольку и те, и другие всегда держались традиций.

Защитники январского Рождества есть в каждой поместной Церкви. В том числе в Русской Православной. Нашлись и такие, кто помимо христианской сумели языческую базу подвести именно под эту дату. Дескать, в России темные и холодные дни длятся намного дольше, чем в Европе, поэтому нет ничего удивительного, что древние боги куролесили вплоть до появления Рождественской звезды.

Соглашаться или опровергать эту точку зрения – бессмысленная трата времени, даже если вспомнить, что в Европе есть страны с не менее холодным и мрачным климатом, с другой стороны довольно приличная часть России находится в теплых широтах, где снега зимой не выпросишь. На конец года выпадало сразу несколько языческих праздников. В самые короткие дни года человечество отмечало дни рождения всевозможных богов солнца – Осириса, Гора (которого Геродот отождествлял с Аполлоном), Геркулеса, Диониса, Юпитера, отождествлявшегося с Адонисом Таммуза и Даждьбога.

7

Первый в списке — Сатурналий. Во-первых, упоминанием о нем закончилась статья, посвященная первому Рождеству Христову. А во-вторых, праздник бога Сатурна, возникший в память о золотом веке его царствования, – один из самых известных.

Несложно понять, почему праздник в честь бога Сатурна оказался одним из самых любимых в течение как минимум тысячи лет. Сатурналий объявили патриции и консулы Квинт Клелий Сикул и Тит Ларций Флав, правившие Римом в V веке до нашей эры, и продолжали отмечать в новом тысячелетии в IV-V веке: блаженный Августин, живший как раз в этот период, не раз обращался к христианам с напоминанием, что им пора перестать быть язычниками и начать праздновать Рождество Христово.

Первое объяснение — Сатурналий совпадал с окончанием земледельческих работ, а самое главное, с окончанием сбора винограда (а значит, и с появлением нового, свежего вина). Второе — это был законный праздник рабов. Как символ свободы рабам в эти дни выдавали специальный колпак – pilleus. Этим "пропуском" они не только освобождались от работ – их пускали на праздники в дома, где они ели и пили за общим столом. Им дарили подарки. Не исключено, что именно в праздник Сатурналий зародилась благотворительность, которой славятся предрождественские дни.

Сикул и Флав выделили на поклонение Сатурну 17 декабря. Довольно быстро стало понятно, что одним днем не обойтись. Пополнение запасов вина требовало вдумчивого и серьезного анализа каждого сорта. Праздновать решили неделю, но в дело вмешался Октавиан Август. Образовав Римскую империю, великий понтифик решил, что ему под силу справиться и с таким незатейливым делом, как искоренение пьянства.

8

Октавиан вообще был известен как ревнитель нравов. Он провел реформу браков, пытался восстановить патриархальные традиции рабовладения, восстановил 82 языческих храма. Октавиан сократил Сатурналии до трех дней, возродив в противовес гульбищам традицию куда более мирных игр на празднике Луперкалий, приходящегося на февраль, когда запасы вина уже изрядно уменьшаются.

Римляне не спорили, заняв выжидательную позицию. И правильно сделали: сменивший Октавиана на императорском посту Калигула увеличил до пяти дней праздничные гуляния в честь Сатурна. А где пять дней, там (как известно) и семь.

Однако Сатурн далеко не первый (и не последний) бог, которому поклонялись в декабре. Более того, у некоторых точно известна даже дата рождения.

Согласно древнеегипетской мифологии за 3 тысячи лет до нашей эры у бога земли Геба и богини неба Нут родился первенец. Мальчика назвали Осирис. Старшенький появился на свет в первый из пяти священных дней, которые закрывают год.

Осириса назначили богом возрождения, царем загробного мира, а заодно и судьей душ усопших. Правил двенадцатью царями. Был предан, убит, погребен. Пробыл в аду 3 дня, был воскрешен. Египет признателен Осирису за то, что он создал цивилизацию, обучил людей религии и земледелию, положил конец варварству. И обучил правильно выращивать виноградную лозу.

У Осириса и Изиды 25 декабря родился бог неба и солнца по имени Гор (или Хор), которого еще называли хранителем Тайной Мудрости. В миг рождения Гора на восточной части небес появилась яркая звезда. Благодаря ей люди обрели надежду избавиться от жестокой тирании и власти зла, царивших в Египте. Надо признать, что Гор оправдал надежды человечества – закончив 80-летнюю войну, он объединил Верхний и Нижний Египет, поэтому на многих изображениях у него на голове две короны.

Чуть позже, где-то за 1200 лет до нашей эры в Персии 25 декабря родился бог Митра, о котором известно крайне мало. Считается, что он был богом солнца, дня, света, нравственного света, правды, справедливости, создателем космоса и посредником между богами. Ученые видят немало связей между ним и Персеем.

У Митры не было родителей, да они ему и не нужны были особо — он родился сразу взрослым из скалы, на которую с неба пролился свет. Первыми о его рождении узнали пастухи: они сразу поняли, что это был бог, поэтому преподнесли ему дары – приплод от своих стад и плоды. Первым делом Митра победил солнце. Вторым — быка.

Воевать стало не с кем, поэтому бог отправился бродить по свету. Во время путешествия он не терял времени зря, то и дело спасая людей то от всемирного потопа, то от страшных пожаров. В один прекрасный день Митра понял, что на Земле он переделал все дела, поэтому после прощального пира вознесся на небо вместе с Солнцем.

Предположительно митра как часть священнического христианского облачения и епископский сан митрополит (а заодно и метрополитен) появились в греческом лексиконе благодаря персидскому богу.

Конечно же покровитель виноделия и плодоносных сил земли самый веселый и развратный бог Дионис мог появиться на свет только в дни, когда можно было пробовать вино нового урожая. Отцом Диониса был Зевс. А вот матерью Диониса могла быть Персефона, Деметра или даже смертная женщина: дочь фиванского царя.

Рожденный столь странно, мстительный Дионис часто пребывал в плохом настроении. Зато ему были не чужды простые развлечения, что вылилось в дионисийские крестьянские гуляния, проходившие для верности два раза в год и сопровождавшиеся пьянством, развратом и кровавыми жертвами. Тем более, что в хорошем настроении и часто Дионис помогал людям. Именно он подарил Икарию виноградную лозу, научив правильно выращивать ее.

Культом этого бога интересовался Вячеслав Иванов, написавший впоследствии книгу "Дионис". Иванов учился в Германии, откуда отправлялись многочисленные экспедиции на раскопки в Греции, тогда и началось историко-мистическое изучение христианства. В своей книге он дает объяснение рождению Диониса: "Так возник своеобразный обрядовой дуализм, на долгие века определяющий собою весь строй эллинской религии. Служения богам олимпийским и богам хтоническим (к последнему культу причислен и культ героический) строго разграничены по месту и времени; соединение элементов того и другого в общем молитвенном действии безусловно воспрещено Описанная обрядовая схизма была чревата последствиями. В религиозной психологии народа она послужила ближайшим поводом к исканию новой синтетической религиозной формы, которая в лице бога патетического по преимуществу, небожителя и героя вместе, равно могущественного на Олимпе и в обители мертвых, близкого людям и почти богочеловека, должна была стать соединительным звеном между противоположными господствами, от которых одинаково зависел и которых одинаково трепетал равно подчиненный обоим и равно обоим чуждый человек".

Но будто и этого мало, Вячеслав Иванов, анализируя ход истории, предполагает, почему именно в Греции так быстро и прочно укоренилось христианство: "Не подлежит сомнению, что религия Дионисова, как всякая мистическая религия, давала своим верным «метафизическое утешение» именно в открываемом ею потустороннем мире и отнюдь не в автаркии «эстетического феномена». К тому же была она религией демократической по преимуществу и, что особенно важно, первая в эллинстве определила своим направлением водосклон, неудержимо стремивший с тех пор все религиозное творчество к последнему выводу — христианства".

В списке претендентов на упоминание еще с десяток имен. Упомянуть, пожалуй, стоит одного из главных богов в восточнославянской мифологии – бога Солнца, плодородия и солнечного света – Даждьбога. По легенде, рожден он был из камня, который русалка Рось принесла Сварогу. В камень этот попали золотые стрелы Перуна, и внутри камня народился Даждьбог. От ребенка исходил чудесный свет, и он излучал тепло. Чтобы не мелочиться, было решено праздновать день Даждьбога два раза в год в дни равноденствий. Считается, что летом он оказывает помощь в исполнении желаний, сохранении здоровья и получении разных благ, а зимой покровительствует свадьбам, богатству, добру, свету, благам, природным явлениям.

Поклонение Даждьбогу существует по сей день. Впрочем, и римские язычники продолжали отмечать Сатурналий даже после эдикта 312 года: тогда принявший христианство император Константин рекомендовал запретить Сатурналий как языческий праздник. Можно сказать, что на него не обратили внимание по объективным причинам: с 284 до 323 года на правах "совокупного властительства" Римской империей правили одновременно не один, а несколько императоров. И каждый из них издал хотя бы один религиозный закон.

Что касается богов и праздников, им посвященных, каждый из них появлялся на свет, когда жить во тьме становилось невмочь. Так зарождалась надежда на лучшее.

Как и у празднующих сегодня Рождество Христово — символ рождения нового года, нового Солнца, новых сил и света. Новой веры в обязательное наступление лучшего времени.

Поиск

Журнал Родноверие