Не удивляйтесь такому заголовку, это интереснейшая тема! Шаманизм очень тесно связан с языческой культурой. На удивление, данная тема интересует не только нас, но и ещё некоторых авторов, пишущих по проблемам славянского язычества. Ну ладно, скажет читатель, это понятно, но почему выбрана столь странная тема для заключения к книге? Давайте проанализируем, о чём эта книга.

Эта книга о славянском язычестве, а если более узко, то о нормах языческого сознания. Эта книга о древних знаниях наших предков, которые нам крайне необходимы сегодня. Так же в книге собран косвенный материал, затрагивающий многие аспекты жизни современного язычника. Так же, книга развенчивает множество мифов о родноверии. Но основное, что мы хотели донести до читателя, это внутренний мир язычника прошлого и современного, насколько это получилось, или нет, судить не нам. Итак, в ходе работы, пришло осознание того что, любой языческий культ вторичен по отношению к шаманизму. Это совершенно не значит, что само по себе славянское язычество хуже чего-либо, это значит лишь то, что для нас и некоторых других исследователей, совершенно ясно, что на многие ответы, которые так же стоят и в язычестве, в шаманизме можно найти более глубокое понимание. Уважаемые язычники, мы даже и не думаем вас обидеть, или как-то дискредитировать всё философское учение. Для нас, Славянское язычество это персонефицированно окрашенный и обрядоориентированный шаманизм. Как вы заметили, мы не противопоставляем язычество и шаманизм. Нужно чётко осознавать, что каждый языческий культ этноориентирован. Друзья, когда придёт осознание того, что вещи, о которых мы пишем, не оскорбительны, а наоборот, дают пищу для размышлений, то откроются новые горизонты восприятии информации. У нас мифологическое мышление и мы язычники в душе, так что любые утверждения, о том, что мы дискредитируем славянскую языческую философию, не имеют почвы под ногами.

Мышление на тему язычества и шаманизма неизбежно уводит в частности. Так, например, вопрос об именах собственных в шаманизме снят, это духи природы, духи предков, сама природа. Но, вопрос о Богах в язычестве стоит остро. Так спорят до сих пор, у каких этносов были заимствованы боги Перун, Семаргл, Хорс и некоторые другие (доминирует Иранская теория). Так спорится о главенстве в пантеоне и многом другом. Так спорят о главенстве Бога Рода (Рыбаков), против этого выступает (Клейн). Ведутся споры о количестве богов и их функциях. Это всё вопросы фольклористики, этнографии, истории и многих других наук. Все слышали тезис о том, что язычники это часть природы, вот он напрямую соотносим с шаманизмом. Все слышали о том, что Языческие Боги это природные стихии (Перун – гром и молния, Семаргл – огонь, Стрибог – ветер и т.д.). Вот этот процесс мы и называем персонифицированное язычество, как вы понимаете, почитание исходных стихий, это и есть шаманизм в конечном счете. Кстати, очень непонятным остаётся вопрос о стихии воды. Все мы знаем о водах Мары, о Водяном и Русалке, да и кикимора живёт на болоте, но они нави духи или иными словами не являются Богами, или, если вопрос касается Мары, то у неё функции «старухи с косой». Так почему же у Славян не было Бога воды? Резонно предположить, что вода ассоциировалась со смертью. Как мы говорили ранее, с символом воды ассоциировалась богиня Мара. Так же, нас наводит на мысль связи воды и смерти символ уточки. Думаем, многие встречались с символом уткоконь, (очень распространены гребешки) символ которого характеризует день и ночь где днём бежит конь по земле, а с закатом солнца он передаёт эстафету уточке, которая плавает по озеру. Ранее, мы писали, что день, у славян ассоциировался с жизнью, а ночь со смертью. Отсюда и стойкая символизация коня с ритуально-погребальное животным. Интересным является и факт, засвидетельствованный арабским путешественником, о погребальном обычае славян в ладье. А, как известно, в этом обряде ладью спускали на воду, а потом поджигали. Да, и стойкое корреляция русалок с утопленниками, да и многие другие факты, бесспорно, говорят, что вода прочно ассоциировалась у славян со смертью, поэтому будет логично утверждать, что по этой причине у этой стихии не было имени. Кто же будет кликать смерть, в мире, где слова материальны?

Мы понимаем, куда уводят рассуждения, получается, что у природных стихий изначально не было имён собственных, а такое умозаключение приводит нас к глобальному пониманию стихий. И получается, что язычество это локально выраженный шаманизм. Вот за это утверждение, мы чувствуем, получим множество недоброжелателей и критику. Друзья, логика страшна порой, но что поделать, если мир несколько другой, чем мы его представляем. Всем почитателям теории «Россия – родина слонов», просьба не беспокоиться, эта теория говорит не об избранности славян, а лишь о едином, общемировом религиозном эгрегоре. Ладно, лучше не развивать эту проблемную тему, скажу лишь то, что это нисколько не ущемляет славянское язычество. Славянское язычество это многовековая культура, со своими этическими, мировоззренческими и собственно философскими идеями, но это наше родное и что с того, что базис у всех мировых языческих культов был один? Кстати, этому находят подтверждение ведущие мифологи. Так космологические и демиургические мифы у многих народов перекликаются, это как раз и говорит о том, что изначально представление о природе у всех было схоже. Славянский языческий эгрегор, он не лучше и не хуже, он просто наш с вами!

Именно в шаманизме здоровый образ жизни, и лаженье тела был неизмеримо высоко поднят в культурном плане. Шаман – знахарь, Только этот знахарь, подключаясь к информационному полю и с помощью стихий, лечил людей. Нужно, в будущем, изучить различные шаманские практики, дабы почерпнуть методические основы, которые можно перенять сегодня!

Нас давно мучила проблема моделирования языческого быта, понимание языческого сознания и многие другие вопросы. Как мы ни старались, общей картины мира не могли получить, беда всем исследователям известна. Отсутствие достаточного количества источников по истории и культуре языческой Руси и язычеству славян. Это нас приводит к реконструкции, моделировании, созданию разных языческих культов, бесспорно в основе лежит старая вера предков, но избавится от навязчивой мысли что, мы больше «современные язычники», нежели язычники прошлого, не удаётся. Как мы видим из главы по языческому сознанию, что при сохранении многие базисных ментальных основ, мы всё же уже другие. А это большая преграда к пониманию язычества. Вот тут нам и может помочь шаманизм, ведь он не «мертвый» культ. Так, у народностей Сибири и Индейцев, он сохранился практически в первозданном виде. Понимание ключевых основ шаманизма, приведёт нас к пониманию того, чем для наших предков была природа, как они её понимали, как они общались с духами, говорили с природой. Убрав всю мишуру домыслов, мракобесия, излишней помпезности, мы избавимся от ложной или не верной картины мира славянского язычества, а это нам даст горизонт для правильного моделирования язычества в современности. Да, природа одна, но культуры моделируют эгрегоры и эти эгрегоры живут, от того, насколько точно мы научимся понимать стержень нашего эгрегора, зависит, то насколько глубоко мы сможем понять самих себя, да и славянских Богов. Грамотный читатель скажет, что данная методика сожжет прояснить обрядовый вопрос, вопрос эгрегоров, некоторые основополагающие вопросы, такие как Боги – стихии, принцип иерархичности, но как же быть с вопросами этногенеза, социально-культурными нормами, бытовыми пристрастиями? А вот эти все вопросы, худо-бедно освещает официальная наука и в частности этнография. Вот как раз по этим пунктам меньше всего вопросов.

В этом заключении хотелось бы сказать, что мы не можем ответить, на все вопросы касающихся язычества и шаманизма, да мы и не ставили себе такую задачу. Это, скорее всего, поле для дальнейшего серьёзного научного исследования, да и тема для новой книги. Но, источников данного сопоставления практически не существует, и это нас стесняет в методах. Скорее всего, придётся использовать сравнительно-исторический метод, культурно-теологические сопоставления, а вот опоры на других исследователей, это маловероятно.

Главная же мысль книги заключается в следующем, славянское язычество многогранно и неповторимо, но к великому сожалению оно заросло фальсификациями, откровенным мракобесием. Тот факт, что в славянское язычество лезет фашиствующий контингент людей, крайне, а возможно и бесповоротно, дискредитирует всё славянское язычество, это уже сейчас привело к навешиванию всевозможных ярлыков к неоязычникам. Культура и сознание язычника богата и чрезвычайно разнообразна, это мы доказывали, используя только принятые наукой источники, без излюбленных методов приверженцев фолькхистори. Одной из задач, которую мы ставили для себя, это донесения до язычников того факта, что ущербно строить свою философскую систему на противопоставлениях и якобы униженности русского народа. Во-первых, всё это чушь про униженность, а во-вторых, прекратите уже стравливать русских по конфессиональному признаку, а всех остальных по другим признакам, это чревато социальными катаклизмами. Как итог всего сказанного, язычество не может быть окрашено в политические краски, язычество не может иметь дело с фашизмом, язычество это не инструмент, для достижения каких либо своих целей. Но, чаще всего, оно выступает как прикрытие для достижения общественных целей. Язычество – это, прежде всего вера наших предков, и как следствие наша с вами культура со всеми вытекающими последствиями. Мы должны многому научиться заново, мы должны понять, что язычество это не культ личности, или группы людей, это культ природы. Мы должны научиться жить в ладу друг с другом, всем миром и самое главное, в ладу с природой и с нашими Богами!

Поиск

Журнал Родноверие