Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Радоницы.

Во многих славянских и германских землях до сих пор сохранились следы праздников в честь мертвых: в Саксонии, Лаузице, Богемии, Силезии и Польше во время язычества народ хаживал на кладбища 1 марта, в час рассвета, и там приносил жертвы усопшим. На кладбищах, которые в Псковской и Тверской губерниях называются буями и буивицами, доныне в Святки делают гадания. Празднование Семика приходилось в тот же день, когда по прежнему обычаю погребали умерших и поминали убогих на скудельницах или убогих домах.

«В Троицкую субботу», как видно из Стоглава, «сходились мужи и жены на жальники, то есть на кладбища, и плакали на могилах с великим кричанием, и когда станут играть скоморохи гудочники, то они перестанут плакать и начнут скакать, плясать и в ладони бить на тех жальниках». С исключением последнего, подобный обряд соблюдается и доныне в Смоленской губернии. Олай Великий и другие описывают старинные обряды перед наступлением Великого поста в Мертвое воскресение — изгнание зимы или смерти, кои встречаются у славянских и германских народов, а в Польше известны под именем Моржаны. В это же время франки совершали подобное же торжество в память усопших, соединенное с мимическими представлениями и песнопениями. Радоницу справляют в России во вторник Фоминой недели, как у белорусов, так и у великорусов.

H3884 L187392569 1
Н. В. Неврев. Панихида на сельском кладбище

В Рязанской губернии она называется наской и навий день, что сходно с литовским словом «na vie» — мертвец, так как в этот день собираются на кладбище поминать умерших. Местом заупокойного пира у литовцев было или самое кладбище, или дом близ него. В России в Радоницу приносят на кладбище лепешек, пирогов, крашеных яиц, вина и поминают покойников. Простые женщины причитают и плачут. Потом, оставив на могиле вполовину очищенных два-три красных яйца и пирога кусок или другого чего-нибудь на долю покойника, уходят. Класть яйца на могилу было в обычае римлян, у которых было глубокое уважение к памяти усопших. Сербская Zadusnice (Задушница) вполне соответствует нашей Радонице.

В Малороссии Радоница (гробки) сопровождается причитанием на могилках, потом пиршеством и катанием яиц; в заключение на могилку льют водку или вино из рюмок. Там Радоница называется «гробками», и это могильное торжество происходит с утра понедельника до вечера среды. Катанье яиц там происходит до самого Юрьева дня. В Галицких местностях и Тверской губернии в Фомину неделю, называемую Радоницами, гуляет народ после полуночи и до света, распевая под окнами: «Юница, молодица, подай яйцо в перепечу!» Тогда подают парням вино, пиво, ладышки, а девкам пряники и красные яйца. Этот Юнец, или Вьюнец, упоминается в 25 вопросе Стоглава: «…и на Радонице Вьюнец, и всяко в них бесование». Присутствовавшие в Радоницы на могилах скоморохи при поминовении происходят от скоморохов или скомахов, народа хищнического и бродяжнического, жившего на нижнем Дунае в V и VI веке, по мнению Шаффарика. Вероятно, скоморохи были более ничего, как бездомовые бродяги, вроде наших цыган, бродили из села в село, из деревни в деревню, где поплясать, где попеть, где украсть, от чего и получили такое незавидное название.

Радоница, Радуница в посаде Парфенове, в волостях Ширской, Петрусовской, Салтановской называется Усопшая Радованица. Поутру, подобно русским, пермячки хозяйки красят яйца в Радоницу, называемую у них Радольницей. Тут же пекут пироги с рыбой, блины, солянки, оладьи, разные мяса и проч. От обедов по-праздничному часть всего приготовленного они приносят в церковь, где служат панихиды и обедни по умершим родителям и близким родственникам, потом возвращаются домой. В этот день в церковь ходят далеко не из всех домов, и только особенно набожные и зажиточные. Принесенные в церковь яства поступают: лучшие — церковнослужителям, а прочие — нищим. Кроме поминок, у пермяков Радольница ничем не отличается от обыкновенного рабочего дня. В Чухломском и Кологривском уездах, Костромской губернии, Радованицами называется Фомино Воскресенье. В этот день окликают молодых новобрачных следующей песней:

О Лелю молодая,
о Лелю, Ты вьюная,
о Лелю, Ты по горнице пройди,
о Лелю, Покажи свое лицо,
о Лелю, Да в окошечко,
о Лелю, Своево-то вьюнца,
о Лелю, Да пожалуй-ка яичко,
о Лелю, Еще красненькое,
о Лелю, Что на красном блюде,
о Лелю, И при добрых людях,
о Лелю. Или молодому.
Ты вставай-ка, молодец,
Ты вставай, наш вьюнец!
Ты расчесывай кудри Костяным гребешком,
Уж ты выгляни в окошко Косящетое!
Тебе песню споем,
Тебе честь создаем,
Награди-ко нас подарком
Сладким пряничком,
Белым сахарным.

Подписка на обновления

Материалы на нашем сайте обновляются практически ежедневно. Подпишитесь и первыми узнайте обо всём самом интересном!

Авторизация

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от 23.05.2009

Василий Бутров - Народное пение

Лекция школы "Русская Традиция" от 24.10.2009

Велеслав - Календарь и Коло жизни человека

Поиск

Журнал Родноверие