Статья 14 конституции Российской Федерации гарантирует своим гражданам свободу совести и отделение любых религиозных организаций от государства. Все об этом знают, и предполагают, что гражданин России может совершенно беспрепятственно исповедовать совершенно любую религию, какая ему в голову взбредёт.

Но все мы взрослые люди, и понимаем, что буква закона и его дух могут довольно сильно отличаться. И при постулируемом во все времена «равенстве» всегда есть кто-то равнее. Разнообразные формы т.н. Нового Язычества в России не запрещены. Между тем совершенно любой последователь этих форм вам легко скажет, что точно ощущает свою ненужность или нежелательность в государстве.

Как так происходит, и почему в ситуации, когда язычество, вроде бы, не под запретом, сами язычники ощущают некоторое преследование? Давайте попробуем рассмотреть самые стабильно применяемые практики, показывающие язычникам, что они лишние на этом празднике жизни. Всё будем подкреплять железобетонными фактами, стараться анализировать, категоризировать, искать причины и следствия.

Глава I. Государство

На самом деле, государство — это не всё, что происходит в пределах государства. Простая мысль. Правительство России не отвечает за всё, что творится на местах, это стоит понимать и об этом стоит помнить. А мы не собираемся заниматься конспирологией. Поэтому давайте сразу очертим, что делает точно само государство, как субъект, а что происходит параллельно и независимо — может быть, с молчаливого одобрения, а, может быть, и по недогляду. Разберём отношение к новым язычникам именно со стороны государственных структур.

Недопуск к регистрации. По законам Российской Федерации любая религиозная организация подлежит регистрации. Это напрямую регулирует Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ. Согласно нему в стране могут существовать Религиозные Объединения — группы граждан, исповедующих одну религию, совершающие религиозные обряды и богослужения, а также занимающиеся религиозным воспитанием своих последователей. Существовать религиозные объединения могут в двух формах: Религиозной Группы (далее РГ) и Религиозной Организации (далее РО).

РГ не обладает статусом юридического лица, РО обладает, со всеми правами и обязанностями. РГ носит уведомительный характер, то есть вы уведомляете местные власти о том, что существуете и функционируете. РО — это уже юридическая регистрация, со всеми бонусами. Про это можно подробно прочитать там же, в законе. Но чтобы примерно представлять масштаб можно сказать, что права РГ умещаются в один абзац на четыре строчки, права РО занимают несколько страниц.

Язычники много раз подавали заявления на регистрацию религиозных организаций, всякий раз им отказывали. Да, в нашей стране зарегистрированы шаманские организации Бурятии и Тувы, в Якутии зарегистрированы тенгрианцы, а первыми из язычников получили регистрацию езиды и марийцы. В нац.республиках с нац.религиями проблем нет. Но то, что называют Новым Язычеством, регистрацию не проходит. Сам я доподлинно знаю о пяти попытках регистрации с полученным отказом, потому как имею на руках документы с этими отказами. Отказывают по разным причинам — от неправильно или недостаточно подробно заполненного устава до неверно составленных основ вероучения. Решения об отказе составляет экспертный совет при министерстве юстиции, в который входят обычно представитель минюста, религиовед, сектовед, представители т.н. Традиционных Религий (чаще всего представитель РПЦ).

Пример одного такого отказа можно найти по ссылке (далее при описании каких-либо явлений я буду давать по 2-3 примера со ссылками):

2018 год. Москва. Экспертное заключение.

То есть — язычники сами рвутся попасть в законное юридическое поле, но их туда просто не пускают. Таким образом вынуждая язычников действовать в «серой зоне», где-то в андерграунде или вне закона. За что впоследствии и упрекают.

Следствием недопуска к регистрации является невозможность приобретения земли и другого имущества для религиозных нужд, недопуск языческих духовных лиц к своим последователям в места лишения свободы, невозможность проведения языческих свадеб и венчаний с привлечением ЗАГСа, невозможность проведения языческих отпеваний и похорон.

Свидетельство о регистрации РГ тоже мало чем помогает. Ведь юридических прав у РГ нет, а обязанности те же, что и у любых других верующих. То есть запрет проводить миссионерскую деятельность, к примеру. С тем лишь условием, что при регистрации вы сами отдаёте все персональные данные в нужные органы, чтобы вас легче было найти и оштрафовать. Между тем в нашей стране есть несколько десятков общин, со свидетельством о регистрации РГ. Некоторым таким общинам уже более пятнадцати лет. Так же есть языческие общины, оформленные как НКО, что, по идее, тоже неправильно, но хоть как-то законно.

2021 год. Саратовская область. Штраф за непредоставление сведений об общине.

Преследование за символику. Широко применяющимся методом давления на представителей нового язычества является преследование за демонстрацию символики. Основанием для этого является ст. 20.3 ч. 1 КоАП РФ (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения). При чём «степень смешения» может быть очень размытой. Я совершенно не совру, если напишу, что в Германии с 1933 по 1945 годы государством в качестве своей символики, или символики своих отдельных ведомств, военных частей, дивизионов, да хоть где-либо — никогда не использовалась восьмилучевая свастика с загнутыми концами, т.н. «Коловрат» или «Сегнерево Колесо». Мы здесь не рассматриваем насколько такой символ вообще актуален или адекватен древнеславянским верованиям. Но для современных язычников (например, родноверов) этот символ является ключевым в вероисповедании. Едва ли не логотип религии. Начиная с 2013 года за демонстрацию этого символа можно получить штраф. Причём для этого достаточно носить этот символ на себе. Он не имеет отношения к нацизму, вы ничего не говорите и не пишите про нацизм, вы вообще можете ничего не знать о нацизме, но если опубликуете где-либо свою фотографию со своим религиозным символом на шее, или будете ходить по улице с сумкой, на которой этот символ изображён — вы уже в зоне риска.

755656898744238

Здесь правоприменительная практика проходит очень избирательно. С одной стороны мы имеем множество дел, открытых по отношению к язычникам, связанных с «демонстрацией символики». С другой СМИ пугают нас фотографиями росгвардейцев, представителей армии и ФСБ с той же символикой, по отношению к которым никаких карательных мер не применяется. Однако, нагнетается страх за счёт того, что «нацисты-язычники уже заполонили армию».

Причём т.н. «коловрат» — это только один символ, на деле же их великое множество. Есть и исторически подтверждённые, такие как например рисунок с браслета из Старой Рязани, датированный XIII веком. Язычники называют его «Квадрат Сварога», и за фотографию обложки паспорта с этим символом вам могут выписать штраф. Не говоря уже о многообразии старого германского алфавита (т.н. руны), за ношение, публикацию или демонстрацию которых вы тоже можете получить штраф. Несмотря на то, что те самые руны, за которые штрафуют, есть на погонах у офицеров морского флота РФ. Но им можно… Тут всё зависит от органов на местах. Если им нужно привлечь вас по экстремизму — нужный символ они найдут.

Примеры можно взять как актуальные, так и более ранние. На деле их достаточно много:

2018 год. Кемерово. Штраф за демонстрацию фото с коловратом на своей странице.
2013 год. Волжск. Штраф за демонстрацию пакета с коловратом.

Присутствие представителей власти на праздниках. Если вы исповедуете новое язычество и хотите посещать массовые праздники со своими единоверцами — вам нужно будет привыкнуть к проверкам документов и другим радостям присутствия представителей власти на празднике. Это может быть рейд ОМОН — впрочем, достаточно вежливый. Это может быть участковый. Практически всегда на массовых праздниках это будет пара вежливых «людей в штатском». Если это рейд ОМОН или участкового — всё пройдёт по одному из двух сценариев. Либо они будут находиться неподалёку и приглядывать за происходящим, либо они пройдут с рейдом, записывая данные паспортов, и особое внимание уделяя символике — вдруг где нацистская будет. Любую подозрительную символику они будут изымать на экспертизу. Это могут быть не только ювелирные украшения (серьги, подвески), но и одежда, пояса, платки. Всё, на чём может быть орнамент. Если у вас есть любимый поясок с вышитыми на нём крестиками и ромбиками его могут забрать, и не факт что вы вернёте его обратно, так как это довольно муторная процедура. Экспертизу, кстати, скорее всего не проведут, здесь всё проходит просто ради формальности. Пришёл вызов, приехали полицейские, поработали для виду и забили.

Здесь можно было бы сказать, что это не запрещение язычества государством. Но элемент давления в таком времяпровождении, конечно же, есть.

2018 год. Масленица Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры. Полицейские провели рейд в поисках нацистской символики.

На этом давление именно со стороны государства, местных властей или федеральных, заканчивается. На самом деле мы можем резюмировать, что государство, пока что, не спешит запрещать язычников. Но и спокойно жить не даёт, а главное, и самое печальное — сознательно вытесняет их из законного поля, подталкивая на незаконное существование где-то в тайне. Множество проблем происходит именно из-за этого. Также можно промежуточно резюмировать, что хоть открытого давления нет, но некоторая напряжённость, конечно же, есть.

Глава II. СМИ

o0999066714347775621

Де-юре средства массовой информации не принадлежат государству. Практически в любом крупном издании есть свои частные владельцы и собственники. Поэтому отношение СМИ к язычеству я вынес в отдельную главу. Хотя она и будет переплетаться как с предыдущей, так и со следующей главой. Итак, что мы имеем со СМИ?

Стигматизация язычества. Социальная стигматизация — это клеймение, нанесение стигмы. В отличие от слова клеймение, слово стигматизация может обозначать навешивание социальных ярлыков. В этом смысле стигматизация — увязывание какого-либо качества (как правило, отрицательного) с отдельным человеком или множеством людей, хотя эта связь отсутствует или не доказана. В случае с язычеством стигмой является экстремизм или нацизм. А также иностранное влияние, которое сейчас тоже пытаются навесить на всё, что необходимо выставить в нехорошем свете. И, разумеется, безграмотность.

Этого добиваются как относительно незаметными методами — просто добавляя к статьям о неоязычниках ремарки про события в Украине или про экстремистов «как бы между делом», так и более топорно — приглашая экспертов, которые прямо рассказывают, как исповедание язычества ведёт неразумных людей к экстремизму, а впоследствии и к Майдану. Статей, подробно рассказывающих (без каких-либо доказательств и фактов) о связях язычников и террористов, язычников и госдепа, язычников и преступный мир — великое множество. Все эти статьи и являются стигматизацией явления.

Эксперт по терроризму: Славянские неоязычники не менее опасны чем ИГИЛ.

Негативный маркер. Вообще принадлежность к язычеству, в глазах СМИ, является отягчающим обстоятельством чего-либо. Прочитывая страницы новостей по запросу «неоязычество» постоянно натыкаешься на криминальные сводки. Один человек кого-то ограбил, другой кого-то убил, третий организовал сообщество. Причём в язычников записывают всех подряд. Это не обязательно люди исповедующие хоть какую-то религию, посещающие праздники, или имеющие какую-то религиозную символику. Для СМИ ты язычник, если в подписках у тебя на странице Вконтакте есть парочка исторических или языческих сообществ. Или если ты где-нибудь в 2012-м что-то на своей странице написал о язычестве, этого тоже достаточно.

Никто не станет отрицать, что язычники совершают какие-то преступления. Это вполне вероятно. Но, отчего-то, в случае с представителями других религий, об их вероисповедании написать забывают.

64f126c6 resizedScaled 740to493

2021 год. Ни дня без отставок и назначений: очередная серия весеннего губернаторопада. Здесь разжалованного губернатора обвиняют в поддержке неоязычества (как будто это преступление).
2021. Призывал к насилию: МВД показало видео допроса неоязычника из Столина
2021 год. В Брянске задержали трёх неоязычников. На самом деле там организация сторонников возврата в СССР, отрицающая РФ как государство, причём тут язычество — известно только авторам заголовков.
2018 год. «Попал под влияние групп в соцсетях». Обвиняемый в убийстве беременной неоязычник признал свою вину
2010 год. Неоязычники нападают на отдыхающих.

Вероятнее всего, дело в кликбейте — и в том, что заголовок «Мужчина зарезал свою соседку» является менее кликабельным, чем «Зрелый неоязычник совершил ритуальное жертвоприношение своей соседки». Однако результат един: сейчас язычество выступает в качестве негативного маркера и «отягчающего обстоятельства».

Избирательность респондентов. Очень любопытная тема, но когда читаешь те или иные материалы в СМИ с упоминанием язычества сталкиваешься с одной интересной закономерностью — чаще всего при описании язычества журналисты обращаются к кому угодно, но только не к язычникам.

В статьях о языческих общинах, о языческом движении, о каких-то ситуациях, в которых замешаны язычники есть привычка брать комментарий от компетентных специалистов. Это стандартная практика в журналистике. Но почему-то в этой теме компетентными специалистами считаются представители РПЦ, сектоведы (они тоже, по сути, представители РПЦ), сотрудники МВД, депутаты, реже религиоведы. Это объясняется тем, что «Язычников трудно найти» и «У язычников нет организации или представителя, который мог бы говорить за всё язычество». Видимо это автоматически передаёт право «говорить за всё язычество» вышеперечисленным.

Конечно, можно найти много примеров, когда журналистика обращается за информацией к первоисточнику — самим язычникам. Но в общей массе такие статьи теряются.

2021 год. Неоязычество — угроза или спасение? Статья на сайте Центра Профилактики Экстремизма. Часть 1.
2021 год. Неоязычество — угроза или спасение? Статья на сайте Центра Профилактики Экстремизма. Часть 2.

Конечно очень маловероятно, что в СМИ кто-то спускал приказ или указание демонизировать язычников. Ну и, конечно, проблема в том, что язычники, находящиеся вне юрисдикции закона, не могут этому что-либо противопоставить. Проблема изберательности респондентов тоже ведь упирается в подпольный характер явления. Язычников действительно бывает нелегко найти, по понятным причинам.

Глава III. Русская православная Церковь

64f126c6 resizedScaled 740to493

Разумеется огромную работу по противодействию язычеству проводит РПЦ. И они этого совершенно не скрывают. Да это и не удивительно, во всех странах доминирующая религия негативно относиться к новым религиозным движениям. Но здесь мы упоминаем давление со стороны РПЦ, потому что оно тесно переплетено с предыдущими главами. Церковь де-факто сильно связана с государством, и активно пользуется СМИ. Говоря о методах демонизации инакомыслящих в принципе — совершенно невозможно обойти вниманием церковь, так как она в этом принимает самое деятельное участие, практически во всех вопросах, не только религиозных.

Слова Патриарха. И патриарх Кирилл, и его предшественник обращались к пастве с речами и заявлениями о вреде неоязычества, сравнивая его с международным терроризмом, и называя главной угрозой 21 века.

Век нынешний, XXI, заставляет нас выносить на повестку дня такие вопросы, как необратимое искажение духовного сознания, ведущее к всеобщему падению нравственности, распространение неоязычества, терроризма…

Сказал Патриарх Алексий II на открытии в храме Христа Спасителя заседания Архиерейского Собора Русской православной церкви (РПЦ).

В 2018 году патриарх рассказал об опасном распространении неоязычников среди спортсменов и военных, и журналисты ринулись искать язычников там. И находить, конечно — ведь патриарх не может ошибаться. Всё это сопряжено с какой-то конспирологией: мол, язычники — это некая единая организация, управляемая, разумеется, из враждебных нам государств, которая вот уже наводнила своими агентами армию и уже почти готова провести госпереворот силами Росгвардии. Действительность, как обычно, скучна: язычников становится больше везде, в том числе среди врачей, учителей, пожарных, бизнесменов, да мало ли кого. Если процент язычников становиться больше в обществе (но посчитать мы его не можем, ведь государство не даёт язычникам регистрации), то их становиться больше в каждой отдельной части общества, в том числе и в армии.

2003 год. За язычеством всегда стоит поклонение тёмным силам. Языческая вера — опаснейшее заблуждение. (с) митрополит Кирилл
2010 год. Только безбожное язычество сталкивает людей! (с) Патриарх Кирилл комментирует беспорядки в Москве
2012 год. Дохристианские славяне это варвары, люди второго сорта, почти звери. (с) Патриарх Кирилл, уже знаменитая фраза.
2018 год. Если они мотивировать себя языческим мировоззрением, языческими культами, то ничего хорошего из этого не выйдет. (с) Патриарх Кирилл о распространении язычества среди военнослужащих и спортсменов.
2018 год. Воинство Перуна. Почему силовики и спортсмены становятся язычниками?

Публикации. Разумеется словам иерарха вторит и вся иерархия. Еженедельно интернет пополняется изобличающими публикациями на тему нового язычества, принимающими самые разнообразные формы. Это и описания жутких, но чаще несуществующих, сект в которых людей склоняют к убийству или самоубийству. Это подробные описания финансирования неоязычества со стороны сторонних государств, не подтверждённые ни одним документом. Это опровержения выдуманных за язычников мифов, когда язычникам приписывается то, что они на деле не постулируют, и с успехом разоблачаемое.

Иногда создаются целые интернет-сообщества, основной целью которых ставится “борьба с угрозой неоязычества”, а порой РПЦ выпускает об этом книги, включая даже сатирические сборники под эгидой епархий и православных фондов.

Так в 2017 году православным благотворительным фондом был выпущен сборник «Модноверие: от страшного к смешному». В этом проекте изначально ставилась задача высмеивать язычество, демонстрировать сращивание язычества и национализма. Разумеется, писали этот сборник православные христиане на деньги православных фондов.

Порой это принимает формы “общественных писем”, также от “православных активистов” или фондов. Цель таких писем обычно тоже что-нибудь запретить. Так в 2020 году православная организация «Фонд славянской письменности» призывала не допустить коллектив «Окрутники» на праздник Масленицы в Москве. Как мы сейчас знаем, Окрутники проявили самое деятельное участие в организации мероприятий, собрав очень большое количество собственных участников, ряженых и скоморохов, так и пригласив ряженных из других стран: Болгарии, Сардинии. Вопреки призывам к запрету это был один из крупнейших и красочных праздников, собравший большое количество исключительно положительных отзывов.

2016 год. Угроза неоязычества в России. Научно-методологический электронный журнал “Концепт”
2017 год. Сборник сатирических рассказов о язычестве “Модноверие: от страшного к смешному”
2020 год. Митрополит Рязанский Марк: Неоязычество — серьезная угроза государственной безопасности.
2020 год. Фонд славянской письменности призывает бороться с ряженными.

Общественные мероприятия. Каждый год раз в пару месяцев где-то в России проходят конференции, круглые столы, обсуждения и лекции на тему опасности неоязычества. Проводит их РПЦ среди школьников, студентов, служащих МВД и УФСИН. Там рассказывают уже знакомую нам конспирологию о том, что главная задача язычников развалить страну, что язычников оплачивают из-за рубежа (всех сразу), что язычников тренируют убивать людей и есть младенцев. Что язычники глупые люди, не способные адекватно воспринимать информацию, что увлечение язычеством ведёт к суициду, отупению и СПИДу. В общем, рассказывают задорные байки. Всё бы ничего, епископ может говорить что угодно своей пастве, и это не моё дело — но так как это происходит в школах и МВД, возникают вопросы, не так ли?

2021 год. Круглый стол от Тульской епархии РПЦ на тему «Кто такие неоязычники и чем они опасны?»
2021 год. О неоязычестве в современной России расскажут на лекции в МГИМО
2019 год. В Доме общественных организаций в Рязани прошёл круглый стол по теме «Неоязычество на территории Рязанской области. Методы противодействия»
2018 год. Пензенским заключенным рассказали о неоязычестве
2016 год. В Академии Генштаба ВС РФ состоялась конференция «Служение военного духовенства на современном этапе развития Вооруженных сил»

Прямые конфликты. Разумеется, рассказы об опасности язычников не останавливаются на словах, иногда перетекая в дела. Нередки ситуации, когда местный епископ держит речь о распространении язычества, или публикует открытое письмо, или проводит встречу с общественностью, и после, в этом же регионе, случается прямое столкновение, заканчивающееся вандализмом или разбитыми носами. Конечно, сами епископы в таком не участвуют, вместо них «в полях» орудуют казаки или православные активисты. В этом деле особо отличилось радикальное православное движение «Сорок Сороков», некогда очень активное.

Хотелось бы избежать фраз о том, что служители православной церкви науськивают паству на конфликт, но нельзя не отметить, что их слова имеют некоторое влияние на паству, которое иногда приводит к деструктивным последствиям.

2012 год. Мужчина устроил стрельбу по язычникам на празднике Купало.
2018 год. Казаки против Славянского Сада.

Вандализм. Выше описана ситуация, когда конфликты возникают вследствие прямых слов местной епархии. Но куда чаще религиозный вандализм не имеет какого-то прямого и явного инициатора.

Здесь следовало бы остановиться подробнее. Ведь когда речь заходит о язычниках (в тех самых СМИ, которые мы упоминали выше) всегда красочно описывается, как язычники, собравшись где-нибудь в лесу и только познакомившись — первым делом начинают искать какой бы храм поджечь, или поклонный крест повалить. На деле мне известно не более чем о пяти случаях религиозного вандализма со стороны язычников. Когда было точно доказано, что вандалы были язычниками и действовали из мотивов религиозной нетерпимости.

Наверное, читатель уже догадывается, к чему я клоню — ежегодно я узнаю о случаях религиозного вандализма по отношению к язычникам. Но вопрос сложнее, чем может показаться.

Давайте вспомним, с чего мы начинали. Язычники в нашей стране не могут пройти регистрацию и получить статус Религиозной Организации. Которая могла бы получить/купить землю под свои культовые нужды и обустроить её как угодно.

Это приводит к тому, что язычники свои капища ставят в лесах и парках, и это формально незаконно. Более того — капища не имеют фундамента, по сути это просто воткнутые в землю красиво оформленные брёвна, то есть самостроем это не назвать. Можно сказать, что такие постройки являются вещью, как оставленный чемодан, при условии доказательства собственности — что эта вещь кому-то принадлежит. Что тоже трудно выяснить.

8RRoWD2dOF0

Это приводит к тому, что за разрушение таких капищ тоже ответственности никакой не предусмотрено. Но если смотреть не с позиции закона, а с позиции религиозной нетерпимости и ксенофобии, становится очевидно, что разрушаемых языческих капищ в десятки раз больше, чем разрушаемых поклонных крестов (которые ставят, чаще всего, ровно так же — никого не спрашивая и разрешений не получая).

Помимо этого недавняя история знает много случаев поругания и осквернения объектов, находящихся под прямой защитой государства, тоже из мотивов религиозной нетерпимости. Такие как дорожные указатели, древние камни (представляющие археологическую и культурную ценность). Язычники научились обустраивать культовые места на частной земле, но это тоже не охраняет их от разрушений, поджогов и осквернений. Мне неизвестны случаи, когда за эти действия кого-либо удалось привлечь к ответственности. Да никто особо и не пытался привлекать вандалов — ведь мы помним, что в юридическом поле России никаких язычников не существует.

2012 и 2014 год. Осквернение камней в коломенском парке Москвы.
2015 год. Депутат Милонов распилил языческий Идол в Купчино.
2017 год. Замазали краской дорожный указатель у реконструкции «храма Огня Сварожича» в Калужской области
2018 год. Разрушено капище на реке Нара.
2017 год. Разрушено капище в с. Починки.
2016 год. Повалено капище в с. Долгинино. Капище стояло на частной земле.
2016 год. Уничтожено капище. Город Славянск на Кубани.
2017 год. Разрушено капище в Санкт Петербурге. Стояло на частной земле.

Вообще вот здесь примеров можно давать очень и очень много — каждый год по три-четыре случая. Буквально раз в квартал обязательно где-нибудь что-нибудь разрушают. Одни и те же капища рушат стабильно раз в пару лет.

Глава IV. Наука

mgu scaled 1 768x432

Наука, и её методы, по праву считается чем-то объективным. В массе общество до сих пор доверяет словам и мнениям учёных. И вроде бы именно с помощью науки можно было бы как-то раскрывать для окружающего мира факты о феномене нового язычества, чем я порой и занят. Но даже и тут в России не всё так просто. На самом деле, по этому разделу, конечно, будет более адекватно, если выскажутся сами учёные, тем более что всё что я здесь опишу для них не будет каким-то открытием, хотя эти вопросы публично нигде не обсуждаются.

По идее, различными вопросами религии у нас заведует наука “религиоведение”. Хотя иногда и социология, а порой и антропология с культурологией. Но всё же Новые Религиозные Движения — это вотчина религиоведения. Технически работа именно религиоведов понимать, типологизировать и публиковать различные данные о феномене нового язычества. И здесь мы сталкиваемся с несколькими трудностями.

Слабая финансовая мотивация. На самом деле, это проблема не язычников и не религиоведов, специализирующихся на язычестве, а в принципе гуманитарных наук. Я не представляю зачем кому-то нужно становиться религиоведом и изучать какие-то малоизвестные, пусть и представленные в стране, культы. Ведь это совершенно никак не поощряется, работа учёных оплачивается только в рамках преподавательской деятельности или посредством грантов, темы для которых выбирает не сам учёный. Это приводит к тому, что религиоведов, исследующих феномен нового язычества в России, я могу пересчитать по пальцам одной руки. Причём это изучение происходит довольно медленно, всё из-за той же слабой мотивации. Я присутствовал и читал результаты многих круглых столов и конференции по теме за последние несколько лет. Обсуждается там, чаще всего, методология изучения и её отсутствие, в общем и целом — одно и то же. Каких-то новых шагов или открытий в этой теме не совершается, а обсуждают, в сущности, одни и те же люди, со всё тех же пальцев одной руки.

Ангажированные религиоведы. Это как раз явление из разряда “всем известно, но нигде не обсуждается”. Слабая мотивация для науки от государства ведёт к поиску мотивации у кого-то ещё, это приводит религиоведов к тем, кому выгодно видеть те или иные результаты исследования по тем или иным вопросам. Я здесь не буду перечислять фамилии, широкой публике они ни к чему, а всем причастным итак известны, но если религиовед официально работает в некоей религиозной организации — насколько объективны будут его слова и статьи о других религиях, и какой научной объективности от них можно ждать? Ангажированность религиоведов в научном сообществе известна — но, опять же, никто не знает что с этим делать.

А есть ещё т.н. конфессиональное религиоведение. Это когда, например, православные ВУЗы выпускают религиоведов, обучая их смотреть на остальные религии через призму истинности христианства. А ещё есть и теология, и сейчас она тоже является научной дисциплиной.

Вообще трудности начинаются с самого статуса “религиовед”, ведь так себя называют не только те, кто закончил факультет религиоведения какого-либо ВУЗа, и получил учёную степень в рамках этой науки.

DSC 3030

Псевдонауки. В России положение усугубляется наличием псевдонаук. Псевдонауки — это дисциплины, не оперирующие признанным научными методами, но при этом заявляющие себя как науки. Например, известное сектоведение — не религиоведение. Сектоведение — это область христианской апологетики, богословская (теологическая) дисциплина. А апологетика занимается доказательством истинности христианства. Но при этом сектоведение, занимающееся вопросами религиоведения, позиционирует себя как действительную науку. Сектоведы периодически называют себя религиоведами, не имея образования или учёной степени в этой области.

17 религиоведов высказали мнение о сектоведении.

Также в нашей стране появилась недавно псевдонаука Деструктология, которая занимается так называемыми “Деструктивными сектами”, на самом же деле вписывая в эти секты всех кого попало. То есть в России уже созданы даже отдельные образования, называющие себя научными, призванные исключительно для того, чтобы бороться с неугодными. И пусть это всё не поддерживается, собственно, наукой — но как об этом узнать простому жителю страны, которому солидный мужчина с подписью “сектовед” говорит, что новые язычники такие же опасные как радикальные ваххабиты? Трудно не поверить, пока не начнёшь самостоятельно разбираться в вопросе.

В музее «Россия — моя история» представили псевдонауку о сектантах и террористах
Что такое «деструктология»?

Резюмируя этот раздел мы можем сказать, что науке сейчас не до язычества и не до его изучения. Слабая финансовая мотивация, трудности в изучении динамично меняющегося феномена, отсутствие методологии, тормозят движение официальных наук в этом направлении.

Однако мы видим и обратную ситуацию с лженауками. В лже- и псевдо- науках нет проблемы с финансовой мотивацией, как и нет проблемы в продаже самой себя, путём литературы и курсов, следовательно мы сталкиваемся с опасной ситуацией, когда за науку себя выдают глубоко ангажированные люди, которые, разумеется, говорят о язычестве что угодно, кроме объективной информации.

Глава V. Запретить нельзя регистрировать

Практически всё, описанное выше, не является проблемой одного лишь нового язычества, и применимо к любым новым религиозным движениям. И не только новым — а вообще всем, кто выходит за рамки т.н. “традиционных религий”. Просто мне, как исследователю феномена нового язычества, было удобнее писать о знакомых примерах.

С одной стороны, понятно, что государству не нужны лишние проблемы с новообразуемыми формациями, как и с религиозным дроблением. Для законотворцев всё это — просто лишняя морока. Тем более, когда дело касается слабоизученных и непонятных представителям власти феноменов. Понятно, что сотрудники полиции в этой всей истории руководствуются не какой-то религиозной ненавистью, просто им нужно ежегодно держать показатели по раскрываемым преступлениям, и различные нестандартные религии здесь выступают отличным поставщиком раскрытых дел по статье “Экстремизм”. Понятно, что СМИ гонятся за просмотрами, популярностью и достижению этого самыми лёгкими путями. И конечно, понятно, что никакая божественная сила не поможет РПЦ полюбить язычников, ровно как и сектоведам, созданным как раз для того, чтобы обосновывать истинность конкретно христианского вероучения.

То есть с причинами вроде бы всё понятно, эти причины не всегда кроются в ненависти к представителям других религий, хотя и такое бывает. Но всё ещё непонятно главное — что во всей этой ситуации делать?

Новые религиозные движения чаще всего выдавлены из законного пространства страны. Попасть в это законное пространство практически невозможно, но и нахождение в нём несёт свои издержки. Это приводит к ситуации, когда язычников ругают за то, что изменить они не в силах.

Закончить можно на том же, с чего я начинал. Совершенно никто в России не запрещает вам исповедовать совершенно любую религию, какую вы пожелаете. Но при исповедании некоторых религий вы постоянно будете ощущать некоторое сопротивление, некоторый намёк, что вы здесь не нужны; что вы, пусть небольшой, но враг, что вам здесь не рады. Как жёлтая звезда на одежде — не смертельно, но неприятно.

Запретить нельзя регистрировать — читателю поставить запятую самостоятельно.

Поиск

Журнал Родноверие