Родноверие — новое религиозное движение-реконструкция неоязыческого толка, основное направление славянского неоязычества, провозглашающее своей целью возрождение славянских дохристианских обрядов и верований. Проводятся обряды "очищения" и "имянаречения".

1. История родноверия

1.1. Ранняя история XIX — начало XX века

Истоки славянского неоязычества родноверия восходит к первой половине XIX века, когда в 1818 году польско-российский этнограф Зориан Доленга-Ходаковский в работе "О славянщине до христианства" польск. O Slawianszczyznie przed chrzescijanstwem выступил за возрождение язычества и ошибочность христианизации славян, а Б. Ф. Трентовский в книге "Славянская вера, или Этика, управляющая Вселенной" Wiara slowianska, czyli etyka piastujaca wszechswiat 1848 писал, что славянские боги — ипостаси единого, в том числе христианского, бога. Как движение родноверие начало оформляться среди поляков и украинцев в 1920 — 1930-х годах. В 1921 году Владислав Колодзей создал "Святой круг последователей Святовита" Swiete Kolo Czcicieli Swiatowida ; его идеологию продолжает "Родная польская церковь" — Rodzimy Kosciol Polski, зарегистрированная в 1995 году. В 1937 году Ян Стахнюк псевдоним — Стоигнев, автор книги "Христианство и человечество", организовал вокруг варшавского журнала "Община" Zadruga одноимённое движение в 1996 году Станислав Потржебовский и некоторые иные члены бывшей "Задруги" учредили организацию "Родная вера" Rodzima Wiara. Первым идеологом украинского родноверия в 1930-е годы стал санскритолог профессор Владимир Шаян, сотрудничавший с УПА, в составе которой в 1936 году была сформирована повстанческая группа имени Перуна, в 1943 году Шаян основывает "Орден рыцарей Бога Солнца".

1.2. История развития родноверия в России

Первые религиозные родноверческие общины появились в конце 1980-х годов, но они не имели официального статуса и теперь затруднительно составить ясное представление о фактическом их масштабе.

Членами первых неофициальных объединений русских, украинских, белорусских язычников становились в основном те представители научно-технической, гуманитарной и творческой интеллигенции, художники и ремесленники, которые не принимали происходивший в стране процесс усиления общественной роли Русской православной церкви.

1.3. Первые лидеры

В конце 1980-х — начале 1990-х годов появляются первые известные лидеры "родноверческих" общин, такие как: мастер единоборств и писатель А. К. Белов "Селидор", доктор философских и кандидат психологических наук А. Е. Наговицын "волхв Велемудр", психолог Г. П. Якутовский "волхв Всеслав Святозар", химик К. В. Бегтин "волхв Огнеяр", кандидат физико-математических наук Н. Н. Сперанский "волхв Велимир", кандидат физико-математических наук, учёный-геофизик и писатель А. В. Платов "кнес Иггволод", химик, поэт и публицист Д. А. Гаврилов "волхв Иггельд", Д. А. Гасанов "волхв Богумил Мурин", И. Г. Черкасов "волхв Велеслав" и др.

Определённым авторитетом в этих кругах также пользовался А. А. Добровольский "Доброслав", бывший диссидент и публицист националистического толка, удалившийся в деревню Весенёво Кировская область и ведший оттуда большую пропагандистскую работу. Среди лидеров родноверов "ведического" течения начала 1990-х годов следует также упомянуть кандидата философских наук В. Н. Безверхого Остромысла, основавшего ещё в 1986 году в Ленинграде тайное "Общество волхвов", а в 1990 — "Союз Венедов".

Активная публицистическая и пропагандистская работа этих людей и их сторонников привела к образованию в постсоветской России нескольких десятков языческих общин, занимавшихся в основном пропагандой неоязычества и подготовкой и организацией традиционных славянских календарных праздников: Масленицы, Купалы, Солнцеворота.

1.4. Официальная регистрация. Первые слёты, объединения и расколы

Первым официально зарегистрированным неоязыческим религиозным объединением стала Московская славянская языческая община МСЯО, зарегистрированная министерством юстиции РФ — 14 февраля 1994 года. Эта община существовала неофициально ещё в конце 1980-х годов и тогда по своему составу совпадала с Клубом славяно-горицкой борьбы. Лидерами общины были Александр Белов Селидор, руководитель Клуба славяно-горицкой борьбы, и Валерий Емельянов Велемир, председатель ВАСАМФ "Память". В 1989 году эта община провела, возможно, первое в РСФСР открытое языческое "богослужение", которое прошло в окрестностях Горьковской железной дороги и состояло из поклонения богу Солнца — Хоросу, показательных боев ратоборцев из клуба Славяно-горицкой борьбы и церемонии "анти-крещения" неофитов. В 1990 году Белов исключил Емельянова из общины и вышел из ВАСАМФ "Память". Вскоре после регистрации МСЯО, в 1995 году, Белов выходит из состава соучредителей МСЯО, а руководителем общины становится Сергей Игнатов Млад, который подвергает пересмотру собранные ранее материалы по культуре, обычаям и верованиям, уделяя большее внимание "восстановлению" обрядов и праздников.

Слёт с участием 19 человек, состоявшийся 25 июня 1994 года близ д. Угрюмово, на реке Воре, на границе Калужской и Смоленской областей, преподносится в историографии "Союза славянских общин славянской родной веры" как первый "за несколько сотен лет в России" праздник Купала.

Юридический статус МСЯО инициировал процесс объединения общин, в частности осенью 1995 года Калужская славянская община, оставаясь на деле независимой, стала филиалом МСЯО. В 1996 году Вадим Казаков, лидер Калужской славянской общины, от имени МСЯО установил международные связи с Украиной РУН-вера, Польшей ZRW, Чехией Общество чешско-лужицкой дружбы и выдвинул идею создания единой родноверческой организации. 19 июля 1997 года праздник Перуна в Калуге прошёл учредительный съезд Союза славянских общин родной веры ССО, главой которого был единогласно избран В. Казаков. В конце 1990-х годов ССО насчитывал несколько десятков общин из разных городов. В июле 2011 года Вадим Казаков сложил с себя полномочия главы ССО СРВ.

В ноябре 1998 года обнинская община "Триглав" основана в 1993 г. Д. А. Гасановым и МСЯО выходят из состава ССО "в связи с расхождением во мнениях с В. Казаковым". В 2002 году ряд общин, в том числе и МСЯО, опубликовали "Битцевское Обращение", направленное против шовинизма в родноверии. Его итогом стало создание Круга языческой традиции КЯТ, объединившего московско-подмосковные общины:

Восточно-славянский центр культурного единства "Купала" Всеслав Святозар — Григорий Якутовский,
"Коляда Вятичей", Московская Славянская Языческая община жрец Перуна Млад — Сергей Игнатов, Содружество Природной Веры "Славия" Любомир — Дионис Георгис, Верея — Светлана Зобнина, "Круг Бера", а также некоторые другие, в том числе из ближнего и дальнего зарубежья. В середине 2000-х годов КЯТ насчитывал около 500 активных участников.

В 1999 году в Москве образовано Содружество славянских родноверческих общин "Велесов круг" И. Г. Черкасов "волхв Велеслав", Д. А. Гасанов "Богумил Мурин"), на 2011 год насчитывавшее девять общин, в том числе из Белоруссии и Украины. С 2001 года "Велесов круг" издал наибольшее число литературы по родноверию религиозного толка. На Ивана Купалу под городом Малоярославцем собирается до 800 участников.

1.5. Рост масштаба. Международные съезды

С 7 по 9 августа 2003 года в Вильнюсе прошёл 6-й Всемирный конгресс этнических религий WCER, на котором с докладом о современном состоянии языческих общин в России выступил волхв Добромир из московской общины "Коляда вятичей".

23 — 24 апреля 2004 года в Калуге прошёл "Первый международный съезд славянских общин", организованный ССО, в нём приняли участие 90 делегатов — в основном из России, но также из Белоруссии и Украины — в общей сложности из 27 регионов. В персональном приглашении, которое получил каждый делегат, специально оговаривалось:

Организаторы считают, что на предстоящем Съезде нежелательны:

инглинги члены секты Церкви православных староверов-инглингов Патера Дия — о. Александра — А. Хиневича как представители организации, дискредитирующей возрождающееся Славянское Движение;
члены Круга языческой традиции КЯТ как "еврейской организации воинствующих интернационалистов" ;
а также болтуны, демагоги, провокаторы, христиане и сумасшедшие.

Нежелательных на Съезде лиц будет удалять Служба безопасности

Последнее предупреждение не стало простой угрозой: "Одной участнице, призвавшей сносить христианские кладбища, был отключён микрофон… Приехавшему без приглашения "министру Перуна" из Астрахани также пришлось убраться восвояси". Делегаты съезда "пришли к выводу, что в настоящее время на нашей земле осуществляется целенаправленный и планомерный геноцид наших славянских народов" и одобрили вступление ССО в русское освободительное движение "Национально-державный путь России" НДПР.

В 2007 и 2008 годах прошли объединительные съезды Круга языческой традиции, на которых принимается за теоретическую основу развития современного языческого движения "Манифест языческой традиции".

В августе 2008 года четыре объединения — "Союз славянских общин славянской родной веры" ССО СРВ, "Круг языческой традиции" КЯТ, "Велесов круг" ВК и "Схорон Еж Славен" СеС — после акта вандализма на одном из капищ начали сближение, создав Консультационный совет четырёх объединений. В него вошли по два представителя каждого объединения, в том числе Вадим Казаков и Максим Ионов жрец Белояр — от ССО СРВ, Дмитрий Гаврилов волхв Иггельд и Сергей Дорофеев волхв Веледор — от КЯТ, Д. А. Гасанов волхв Богумил — от ВК в 2011 году СеС добровольно покинул Совет.

1.6. История 2009 — 2012: КЯТ, ССО СРВ и "Велесов круг" осуждают псевдонаучные теории

В декабре 2009 года Круг языческой традиции и Союз славянских общин славянской родной веры сделали совместное заявление, в котором осуждаются авторы Валерий Чудинов, Николай Левашов, Геннадий Гриневич, Александр Хиневич, Алексей Трехлебов:

В мае 2012 года три крупнейших неоязыческих объединения России признали псевдонаучными и наносящими вред славянской вере теории на почве мифологии и фольклористики А. И. Асова Буса Кресеня, В. Ю. Голякова Богумила Второго, Ю. В. Гомонова, Н. В. Левашова, А. В. Трехлебова, В. А. Шемшука; теории на поприще языка, речи и традиционного мышления Н. Н. Вашкевича, Г. С. Гриневича, М. Н. Задорнова, А. Ю. Хиневича, В. А. Чудинова; теории на поприще истории — Ю. Д. Петухова, А. А. Тюняева, А. Т. Фоменко, а также их продолжателей, последователей и им подобных.

1.7. Современная численность родноверов в РФ 2006, 2013

Всего в РФ, из нескольких сотен общин, в 2006 году официально было зарегистрировано 8 языческих организаций. Данные приводятся без учёта многочисленных религиозных групп, которые дожидаются истечения 15-летнего срока существования, для регистрации в качестве юридических лиц — религиозных языческих общин.

Согласно всероссийскому исследованию "АРеНа" "Атлас религий и национальностей России", представленному 16 января 2013 года исследовательской службой "Среда" и фондом "Общественное мнение", язычниками "Исповедую традиционную религию предков, поклоняюсь богам и силам природы" себя назвали 1.5 % россиян.

Хотя надо учитывать, что под россиянами имеются в виду все народы России, а не только русские. В частности, наивысший процент исповедующих "традиционную религию предков" данный опрос показал на Алтае, в Якутии и Тыве — 13 %, 13 % и 8 % соответственно. Таким образом процент собственно родноверов, русских неоязычников, будет существенно ниже. По целому ряду "русских" областей, таких как Тверская, Смоленская или Курская, процент исповедующих "традиционную религию предков" вообще оказывается равен нулю.

1.8. История развития родноверия на Украине

Родноверие на Украине возникло несколько ранее, чем в России. Первую родноверческую организацию "Родная вера" укр. "Рідна віра" основал проф. В. П. Шаян в 1934 году. Наиболее известной по ряду своих книг современной последовательницей Шаяна на Украине является религиовед Галина Лозко или иначе Волхвиня Зореслава.

В 1964 году Лев Силенко начал проповедовать РУН-веру "Родная украинская национальная вера", а в 1979 году дописал книгу "Мага Вера" — священную книгу РУН-веры, основной целью которой является реформирование "древней политеистической веры Русов" в "монотеистическую религию современного образца, во главе с Дажьбогом". Христианство для Силенко — религия рабов, повлёкшая для Украины "горькую судьбу колонизированной страны". РУН-вера не использует иконы-изображения Дажьбога, а символом веры является "Тризуб в лучистом солнечном диске".

Оба деятеля Шаян и Силенко — высоко оценили появление Влес-Книги в 1950-х годах. Родноверие стало "массовым течением на Украине и в России" только после "распада СССР" и ознакомления "общественности Украины и России" с "Велесовой книгой" начиная с 1991 г., которую некоторые родноверы в частности, Г. Лозко считают "Волховником", то есть "Священным писанием родноверов". Общины родноверов действовали на Украине с начала 1990-х; зарегистрированы с начала 2000-х.

Итак, существует два основных направления:

1. Традиционное родноверие:

"Великий Огонь" — лидер Геннадий Николаевич Боценюк Князь Огин; регистрация 07.03.1992; 10 общин.
"Объединение Родноверов Украины" — лидер Галина Лозко; регистрация 24.05.2001; 22 общины;
"Собор Родной Украинской Веры" — лидер Орий Олег Безверхий; регистрация 29.10.2000; 12 общин.
"Русский Православный Круг" — Верховный волхв Святовит Пашник; 06.10.2007; 8 общин; 7 групп.

2. Неорелигии, возникшие на основе родноверия и славянской мифологии:

Наибольшей численностью с достаточной проработкой вопросов веры обладает РУН-вера на Украине зарегистрировано 49 общин, но часть из них не действует. РУН-вера доминирует также в родноверии среди украинской диаспоры США и Канады, где имеется храм Матери Украины в Спринг Глен Нью-Йорк, США.
Неорелигии, не имеющие на данный момент действующих общин: орантийцы.
"Ягновера" укр. Ягновіра;

В целом, большую численность в настоящее время имеют течения традиционного родноверия, хотя и численность сторонников РУН-веры остаётся значительной.

1.9. "Православное" родноверие

Некоторые родноверы называют себя "православными". По их мнению, из "Влес-Книговой триады: Яво, Право, Наво" и словосочетания "Правь славить" возникло понятие "православие". Православное христианство они считают "названием двое-веры", которая царила в Киевской Руси. То есть, православное христианство — это объединение "православия" родноверов и христианства.

"Православные" родноверы в России — Владивостокская славянская родноверческая община "Щит Симаргла", на Украине — "Родове Вогнище Рідної Православної Віри".

Лев Прозоров Озар Ворон, отвечая "правь-славящим", заявляет:

Само же слово "православный" было калькой греческого "ортодокс", в свою очередь бывшего калькой с… иудейского "иехудим", как ни грустно это будет слышать иным "славящим Правь" неоязычникам
В этом его поддерживает Круг языческой традиции.

1.10. Родноверие в других странах

Помимо России и Украины, известно существование родноверческих общин также в Белоруссии, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Северной Македонии, Польше, Сербии, Словакии, Словении, Хорватии, Чехии, Эстонии, Казахстане и Австралии.

Белоруссия
Объединение белорусских родноверов
Школа "Традиции здоровья славян" / Орден "Славянский круг"

Эстония
Содруга русской народной веры в Эстонии эст. Vene Rahvausu Kogudus Eestis

Польша
Западнославянский религиозный союз "Славянская вера" польск. Zachodnioslowianski Zwiazek Wyznaniowy "Slowianska Wiara”
Родноверческая конфедерация польск. Konfederacja Rodzimowiercza
Родная вера польск. Rodzima Wiara
Родная польская церковь польск. Rodzimy Kosciol Polski

Чехия
Содружество "Родная вера" чеш. Spolecenstvi Rodna vira

Словакия
Дажбожьи внуки словацк. Dazbogovi vnuci
Свет родной веры словацк. Svatohaj Rodnej Viery

Болгария
болг. Общество "Дуло"

Сербия
Содружество родноверов Сербии "Старославцы" сербохорв. Удружење родноверних Србије "Старославци"

Словения
Содружество "Староверцы" словен. Zdruzenje "Staroverci"

Хорватия
Объединение хорватских родноверов хорв. Savez hrvatskih rodnovjeraca

Босния и Герцеговина
Сварожий круг/Рассвет босн. Svarozi Krug/Praskozorje

Австралия
Родноверы Южного креста англ. Southern Cross Rodnovery

2. Источники по историческому славянскому язычеству

Живые традиции славянского язычества были в значительной степени утеряны вследствие принятия христианства, в связи с чем современные реконструкторы для их "воссоздания" обращаются к фольклорно-этнографическим, археологическим, летописным, сравнительно-религиоведческим и другим методам.

Как пишут А. Е. Наговицын Велемудр и Д. А. Гаврилов Иггельд в своих статьях, корни возрождения славянского язычества лежат ещё в дореволюционном прошлом России, — проникнутом интересом и любовью к славянской древности художественном творчестве А. К. Толстого, Н. А. Римского-Корсакова, В. М. Васнецова, Н. К. Рериха, И. Я. Билибина, А. Н. Веселовского и др.; и, конечно, в трудах славянофилов по народным обрядам, ремёслам и фольклору.

Из них особенно важны следующие издания:

Коринфский А. А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901.
Гальковскій Н. М. Борьба христіанства с остатками язычества въ древней Руси. Въ двух томахъ: том первый — 1916 годъ, томъ второй — 1913.
Зеленинъ Д. К. Очерки русской миѳологіи. — Петроградъ. 1916.
Фаминцын А. С. Божества древних славян. — СПб., 1884.
Мансикка В. П. Die Religion der Ostslaven. — Helsinki, 1922 рус. пер.: Религия восточных славян. — М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2005.
Аничковъ Е. В. Язычество и Древняя Русь. — Спб., 1914.
Афанасьевъ А. Поэтическія воззренія славянъ на природу. Тома 1 — 3. — М., 1865 — 1869 годов
Срезневскій И. И. Словарь древнерусскаго языка въ 6-ти томахъ. — М., 1889.

В 1960 — 1980-е годы массовыми тиражами вышли качественные русские переводы сохранившихся священных политеистических текстов и эпоса индоевропейских народов с подробными комментариями. Недостаток письменных первоисточников об исконной славянской культуре реконструкторы стремились компенсировать повышенным интересом к античной и ведической традициям, Эддам. Переиздаётся Полное собрание русских летописей ПСРЛ, с 1978 года издательство "Художественная литература" совместно с Институтом русской литературы Пушкинский Дом издаёт 12-томные "Памятники литературы Древней Руси". Как следствие, с конца 1980-х годов в городах, в основном в среде инженерно-технической интеллигенции, наблюдается интерес к дохристианской традиции.

В конце 1980-х появляются монографии ряда советских учёных Б. А. Рыбаков, А. Г. Кузьмин, в которых реконструируются верования древних славян. Значение этих работ для родноверия столь велико, что зафиксированы случаи справления московскими язычниками тризны по умершим учёным например в 1998 году по Б. А. Рыбакову.

В 1990-е годы переиздаются труды вышеперечисленных дореволюционных авторов: А. Н. Афанасьева, А. С. Фаминцына, Н. М. Гальковского, Е. В. Аничкова, Д. К. Зеленина и др. С 1997 года издательство "Наука" РАН публикует 20-томную "Библиотеку литературы Древней Руси".

Появление в 1990-х годах русского фэнтези — направления фантастики способствовало популяризации неоязычества.

Новый толчок к популяризации неоязычества был получен в 2000-е годы вследствие массового распространения доступа к Интернету.

Также популярностью среди родноверов пользуются следующие источники:

Сочинения Маша и др. немецких авторов второй половины XVIII века, писавших о древних славянских городах см. Ретра, разнообразные исследования по славянским рунам.
"Mater Verborum", фрагменты которой использовали ранее других Д. А. Гаврилов и доктор филос. наук А. Е. Наговицын Иггельд и Велемудр, группа "Круг Бера"
"Велесова книга" — текст, который учёные считают подделкой, ставший популярным в России после его издания в 1992 году А. Асовым Бус Кресень, Нижегородская языческая община.

3. Учение родноверов

Верования и обряды разных групп родноверов весьма различны, общим является пантеон славянских богов, почерпнутый из академических исследований славянской религии и в особенности монографий Б. А. Рыбакова. Родноверы, близкие к Кругу языческой традиции, не имеют единого мнения по ряду основных догматических вопросов, но видят в этом силу современного язычества. Их мнения по основным вопросам современного язычества собраны в "Изведнике русского язычества" 2003 Родноверы "Изведника" согласны в главном:

3.1. Пантеон

В силу разобщённости родноверия, пантеоны различных течений родноверия могут несколько отличаться, но основная масса родноверов почитает таких славянских богов, как: Род, Сварог, Дажьбог, Перун, Велес, Жива, Коляда, Купала, Лада, Макошь, Марена, Святовит, Семаргл, Стрибог, Белобог, Чернобог, Ярила, Хорс.

Родноверы "Изведника" признают и Единого Бога, полагая, что "остальные боги есть лишь его лики, ноумены, воплощения, ипостаси". Но "это — не бог в строгом политеистическом понимании, а понятие, подобное Космосу у античных философов". Он — "не хозяин вселенной, а сам и есть вселенная". Большинство родноверов называют этого "единого бога" Родом, другие Сварогом, третьи — матушкой "при-Родой", четвёртые — "Триединосущим Великим Триглавом", который "может являть себя как Правь-Навь-Явь; Сварог-Стрибог-Даждьбог; Дид-Дуб-Сноп".

При этом Д. Гаврилов Иггельд, "Круг Бера" берёт в союзники Гельмольда:

Вопрос о строении славянского пантеона, родственных связях богов порой вызывает трудности в понимании у неофитов:

Того же мнения представители украинской так называемой "Родной Православной Веры" то есть правь-славящие, которые почитают единого бога Рода, как источник всего сущего и несущего, Род проявляется своими нисхождениями в лице Богов и Богинь. Те же, в свою очередь, являются проявлениями трёх состояний вселенной Рода — творения, созидания и разрушения. Главное религиозное учение этого течения называется учением о Триглаве, что выражает триединство "Прави, Яви и Нави".

3.2. Представления о загробном мире

Рассказы родноверов "Изведника" о загробном мире всегда упоминают Ирий рай и Навь. Наиболее развернутую версию даёт Д. А. Гаврилов Иггельд, "Круг Бера":

Триада Явь, Правь и Навь взята из "Велесовой книги", но трактуется Д. Гавриловым Иггельдом уже без ссылки на "Велесову книгу" в рамках философии Гегеля как тезис, синтез и антитезис. Уже после издания "Изведника" Д. Гаврилов признал, что термин "правь" не встречается в достоверных источниках и является лексическим нововведением, однако высказал уверенность в том, что "третья составляющая триады" была, но называлась как-то иначе.

3.3. Обряды и праздники

Обрядная деятельность родноверов многогранна и сильно варьируется от общины к общине. Обряды внешние — праздные, с привлечением большого количества народа, и обряды внутренние, которые проводят либо лично сами родноверы, либо их малые группы. Например, первый съезд "Круга языческой традиции" завершился ритуальным действием на природе: родноверы жгли огни, били в бубны и приносили "требы" богам, присутствие которых символизировали идолы, а также "причащались" хмельным напитком из круговой чары-ковша.

По мнению "Изведника", практически все "языческие" объединения России празднуют четыре солнечных праздника:

Иван Купала летнее солнцестояние,
Коляда зимнее солнцестояние,
Таусень.
Комоедица весеннее равноденствие,

Между ними есть промежуточные великие праздники, посвящённые богам славян:

Перунов день в конце июля или начале августа,
Мокоши день — в конце октября или начале ноября,
Велесовы дни празднуются 2, 6 января, 17 февраля.

Отмечаются дни поминовения предков, один из которых приходится на 30 апреля — 1 мая и называется Красной Горкой. Родноверы отмечают в году не менее пяти таких дней, именуя их Дедами: Вешние Деды, Трояцкие Деды, Дмитровские Деды, Рождественские Деды и так далее.

3.4. Календарь

Большинство родноверов использует григорианский календарь. В русском языке названия месяцев восходят к латинским, однако в некоторых славянских языках названия месяцев имеют славянские корни:
Полагая, что эти названия сохраняют древние названия месяцев, родноверы именуют месяцы "по-славянски", следуя, например, реконструкции А. А. Добровольского Доброслава. Существует несколько вариантов выбора календарного отсчёта. Наиболее распространённая — это 2409 год до н. э., то есть от легендарного основания "Словенска Великого", реже — от исхода славян из Арконы.

Наиболее радикально славянский календарь реконструировала секта инглингов, не признаваемая за единоверцев ни одним крупным родноверческим объединением. По их версии, календарь лат. calendarium якобы был перенят древними римлянами от ещё более древних славян и значит — "Каляды дар".

3.5. Символика

Каждая община имеет свою символику. У русских родноверов наиболее употребляемым символами являются восьмилучевая или шестилучевая свастика, направленная по часовой стрелке и потому символизирующая восходящее солнце. Восьмилучевой Коловрат колядник используется, например, на эмблеме ССО СРВ, вместе со сдвоенной гипотетически существовавшей славянской руной "Сила".

4. Научно-критический взгляд на родноверие

Анализ русского неоязычества и родноверия как его мейнстримного направления с позиций религиоведения и этнологии был начат в работах религиоведа A. B. Гайдукова и этнолога В. А. Шнирельмана.
При этом возникли значительные проблемы с определением самого понятия славянского неоязычества. В. А. Шнирельман выделяет в мировом неоязычестве два потока — умозрительное неоязычество, распространённое среди городской интеллигенции, потерявшей всякую связь с традицией и подлинно народной культурой, и возрождение народной религии в селе, где нередко можно проследить непрерывную линию преемственности, идущую из глубин культуры. По его мнению "первое, безусловно, господствует у русских, украинцев, белорусов, литовцев, латышей и армян, где можно смело говорить об "изобретении традиции". А. В. Гурко полагает, что понятие "неоязычество" "можно определять исходя из термина "язычество", обозначающего разнородные политеистические религии, культы, верования, и определения новых религиозных движений, для которых характерны синкретизм, активное использование средств массовой информации, коммуникаций, апокалипсизм, миссионерство". Однако, как считает М. А. Васильев, применение термина "неоязычество" букв. "новое язычество" к течению, давно утерявшему связь с традиционной культурой, некорректно. По его мнению, этот искусственный и эклектичный интеллектуальный конструкт предпочтительнее называть псевдоязычеством, то есть лжеязычеством.

В. А. Шнирельман рассматривает русское неоязычество как направление русского национализма, отрицающие русское православие христианское как непреходящую национальную ценность, и выделяет две кардинальные задачи, которые ставит перед собой русское неоязычество: спасение русской национальной культуры от нивелирующего влияния модернизации и защиту природной среды от воздействия современной цивилизации. При этом обращается большое внимание на антихристианские, националистические, антисемитские и даже расистские настроения неоязыческих групп. Эта сторона родноверия нашла своё отражение в ряде судебных решений: отдельные родноверческие издания и организации вошли в Федеральный список экстремистских материалов и Список экстремистских организаций Министерства юстиции России соответственно.

А. В. Гайдуков считает ошибочным сведение всего разнообразия родноверческих групп лишь к национализму. Не менее значимым является и экологическое направление родноверия. Как отмечается им в заключении диссертации: "Адекватный подход к славянскому неоязычеству может обеспечить переход основной массы его участников в природно-экологические типы групп, разрядив тем самым национальную напряжённость и высвободив большие силы для потенциального созидания в условиях новой идентичности".

Российский археолог Л. С. Клейн, посвятивший одну из своих книг реконструкции древнеславянского язычества, негативно оценивает деятельность родноверов, которых на самом деле не интересует, "чему молились их древние предки, и как они ладили свои обряды, какие празднования они справляли, во что одевались. Их нынешние праздничные и обрядовые действия, придуманные в стиле la russe а ля рус, – это шоу, спектакль, балаган. А сами они – скоморохи".

Сходная оценка деятельности родноверов даётся и белорусским учёным и деятелем не родноверческого неоязыческого движения А. Дзермантом: "Календарь праздников и пантеон богов у них обычно складывается из фрагментов, характерных не для конкретной локальной традиции, а заимствованных из разных восточно- и западнославянских, индийский, скандинавских источников," кабинетной” мифологии; фольклорные тексты, как правило, игнорируются, а фальсификаты вроде" Велесовой книги” почитаются за" святые писания”, традиционные обряды заменяются придуманными ритуалами, вместо исполнения обрядовых песен голасятся пафосные" молитвы”, фольклорная музыка либо совсем отсутствует, либо представлена в "балалаечной" форме, под" славянскими” одеждами понимаются безвкусные стилизации раннесредневековых и народных нарядов, совсем немотивированно используются знаки и символы, тексты" родноверов”-идеологов проникнуты профанной эзотерикой, паранаучностью, сомнительными историческими" открытиями” и национальной мегаломанией".

В то же время в научной литературе отмечаются такие положительные стороны родноверческого движения, как: стремление лучше понять во что верили древние предки, любовь к отечеству, опора на национальные ценности, защита традиционной культуры, языческое мировоззрение как основа гармоничного взаимодействия с природой и обществом, пропаганда здорового образа жизни, в том числе народной медицины и воинских упражнений.

5. Отношение к неоязычеству в Русской православной церкви

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии Архиерейского собора 2004 года назвал распространение неоязычества одной из главных угроз XXI века, поставив его в один ряд с терроризмом и "другими губительными явлениями современности". В связи с этим Круг языческой традиции направил в Священный синод Русской православной церкви открытое письмо, которое было передано 18 октября 2004 года в ОВЦС Московского патриархата. В этом открытом письме говорилось о недопустимости заявлений, задевающих честь и достоинство современных язычников и нарушающих законы "О свободе совести и о религиозных объединениях" и "О противодействии экстремистской деятельности".

На открытии XVIII Всемирного русского народного собора в 2014 году патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что на пути сохранения национальной памяти "к сожалению, возникают достаточно болезненные и опасные явления. К таковым относятся попытки конструировать псевдорусские языческие верования. С одной стороны, это крайне низкая оценка религиозного выбора русских людей, тысячу лет живущих в лоне Православной Церкви, а также исторического пути, пройденного православной Русью. С другой стороны, это убеждённость в своём личном и узкогрупповом превосходстве над собственным народом". Корни данного общественного явления он усмотрел в "тенденции игнорирования значения русского народа" и "ревизия русской истории" в 1990-е годы, в результате которых у многих соотечественников пошатнулась "вера в свой народ и в свою страну": "Насколько надорвано должно было быть национальное сознание, в каких пещерах мысли и духа оно должно было оказаться, чтобы кто-то, считая себя носителем русской национальной идеи, отказался от святых и героев родной истории, от подвига своих предков, и сделал своими кумирами нацистов и их приспешников?".

6. Конфликты между родноверами и представителями других религий

В целом, открытые конфликты между родноверами и другими религиями довольно редки ввиду сравнительно небольшой численности первых. Однако известны события 2008 года, когда националисты-родноверы Давид Башелутсков, Станислав Лухмырин и Евгения Жихарева изготовили бомбу, поместив её в трёхлитровую банку с запалом в виде петарды, и принесли в Церковь Николая Чудотворца в Бирюлёве, где она была обнаружена служительницей храма Анной Михалкиной, попытавшейся потушить дымящийся пакет, но в итоге получившей ожоги лица и потерявшей глаз, а также случай 2014 года, когда последователь неоязычника Николая Левашова расстрелял прихожан православного храма.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие