До начала 20го века в Кубачах существовало закрытое мужское общество. Только для холостых. С танцами, театром и пальтарами. И только у нас. Больше нигде в мире.
До начала 20го века в Кубачах существовало закрытое мужское общество. Только для холостых. С танцами, театром и пальтарами. И только у нас. Больше нигде в мире.
Далее — вырезки из книги Шилинга «Кубачинцы и их культура», рассказывающие о «Союзе неженатых», особой структуре, существовавшей в Кубачах до ЗОх годов прошлого века. Кстати, запомните Шилинга. Он сделал для истории Кубачи то же, что Эйнштейн сделал для физики.
Церемония. Цикл "гулала-аку-букон" проводился регулярно раз в год, вплоть до 1927 года.
Цикл проводился летом в промежутке между апрелем и серединой августа. Его длительность равнялось сроку от 1 до 2, иногда до 3 месяцев. Как явствует из названия, участниками союза могли быть неженатые, преимущественно молодые люди и мальчики старше 10-12 лет. Не исключалась возможность участия лиц более зрелого возраста. Добровольно или принудительно через союз проходило всё молодое население села.
Средняя численность союза в различные периоды составляла от 50 до 100 человек.
При всей шуточности описываемой игры, в союзе соблюдалась железная дисциплина, в некоторые моменты союз проявлял себя так властно и пользовался таким весом в обществе, что за простой игрой нельзя не усматривать следов предшествующих стадий, когда сущность данного общественного института проявлялась более цельно и когда он играл гораздо более значимую роль.
На всё время проведения игрищ союз снимал для себя дом, в который переселялись взрослые участники и частично мальчики.
Без разрешения вход в "гулала кхал" посторонних был запрещён, на нарушавшего запрет налагался штраф. Женщин, даже самых близких родственниц, не пускали вообще. Если отдельным членам союза приходилось отлучаться из дома неженатых, то, находясь вне его они не имели права разговаривать между собой.
Союза имел свою иерархию, казну, свои законы и правила.
На весь срок проведения игры нанимались музыканты т. к. большинство шествий, работ и игр сопровождались музыкой.
Вступление в союз обуславливалась обязательными одновременными денежными взносами в общую казну, и передачей в залог личного оружия или каких либо предметов, например орудий труда.
Союз состоял из массы рядовых членов и небольшой группы руководящих выборных должностей. Эти должности следующие:
а) Бикь-холель т. е. "Большая голова", главное лицо союза; на это место выбирали уважаемого человека и обычно самого старшего в союзе.
б) Тумана-холель т. е. "Деньгами старший": их было 3-4 человека и столько же заместителей.
в) Бикаля-холель т. е. "Младшим старший"; он являлся защитником интересов рядовых членов союза, "младших".
Перечисленные лица составляли начальство союза. Их называли "холельте". В доме неженатых они занимали отдельную комнату, "холельтала кхал".
Особняком стояло в союзе ещё одно лицо — Монгуш — церемониймейстер. На эту должность выбирали человека с подходящими качествами I опытного распорядителя, весельчака и хорошего танцора.
Члены союза должны были соблюдать безукоризненное поведение, были запрещены пьянства, ссоры, карточная игра. За несоблюдение обычая, ошибку при исполнении танца, курение налагался штраф.
В случаи какой либо чрезвычайной ситуации в селе, пожар, обвал дома и др., союз не женатых немедленно брал инициативу в свои руки. Союз мог по своему желанию выполнить какую-нибудь общественную работу, начать ремонт каких либо строений или дорог и т.д.
В случаи какого либо конфликта с соседями, союз неженатых немедленно вмешивался в дело и если нужно пускал в ход силу.
На все деловые выступления союз неженатых направлялся в полном составе, с музыкой и торжественным церемониалом, в строгом порядке. Впереди строя шёл сторож с ключами от дома неженатых и церемониальным барабаном, за ним музыканты. За музыкантами следовали "старшие", за "старшими" "младшие", по росту.
За исключением последних трёх дней распорядок дня на протяжении всего срока игр не менялся и выглядел примерно так: утром все члены союза направлялись к площади, где устраивали танцы; в 12ч. дня шли к роднику для совершения молитвы, после чего возвращались домой. Второй раз молитва проходила в 4 часа дня; к вечеру снова приходили на площадь для танцев. После танцев возвращались в гулала кхал, оттуда часть мальчиков могла идти домой.
Кроме танцев, работ и каких либо общественных выступлений, неженатые могли совершать коллективные увеселительные прогулки по ближайшим окрестностям с. Кубачи.
В связи с самыми тяжкими провинностями и повторными проступками союз неженатых мог вынести решение об исключении виновного из состава своих членов навсегда, без права быть принятым в последующие годы. Изгнанного называли "туук". С этого момента в глазах общества он носил печать позора на всю жизнь.
Добровольно выйти из состава союза было невозможно.
К концу 1.5-или 2-месячного срока наступала заключительная стадия игр, самая торжественная. В последние три дня распорядок дня в союзе менялся.
За день до наступления заключительных трёх дней все члены союза направлялись за водой к источнику, один из немногих случаев, когда за водой шли мужчины, не считая это "стыдом". Шли, как всегда, установленным порядком. У родника неженатые ставили, взятые с собой большие водоносные кувшины "мучалы", и шли за цветами. При этом проходила игра при которой всех "бикальте", особенно новичков в союзе, ловили и кидали в воду родника.
Кувшины наполнялись водой и украшались принесёнными цветами, после этого возвращались на площадь где выполнялось обычная программа танцев.
Последний день был самым торжественным и праздничным днём всего цикла "гулала-аку-букон". На этот день выпадало "шахское представление с масками".
Сюжет этого комического представления развёртывает перед зрителями борьбу шахской стороны с другой, враждебной ей, группировкой. Это представление проходило на той же площади, что и танцы.
Шахская сторона состояла из а) Шаха,
б) жены шаха,
в) приближенных шаха — коучми,
г) жён коучми,
д) шахского телохранителя,
е) жены телохранителя.
Противостоящая шаху группа — "пальтартэ", люди в кольчуге, вооружённые кремниевыми ружьями и кинжалами. Все они носили маски из тёмного, грубого войлока. В отличие от шахской стороны, роли в которой исполнялись в основном наёмными актёрами, роли "пальтартэ" исполнялись желающими кубачинцами. (Ну вот, теперь вы знаете, что есть такое Пальтары — примечание автора)
Необходимо будет так же охарактеризовать маски, которые носили "паалтуртэ". Маска закрывала всю голову, а так же часть спины и груди. В части масок улавливались звериные черты — рога. Со всех сторон маска раскрашивалась широкими белыми линиями. Почти всегда маски снабжены усами из шерсти.
Под звуки музыки в круг входила шахская процессия. Шах и его жена занимали место в центре круга. Приближенные шаха, коучми, исполняли особый танец, в это время телохранитель шаха верхом на игрушечном деревянном коне старался развеселить публику.
После исполнения коучми танца разыгрывались различные комические сцены.
Через некоторое время в круг врывались противники шаха — "паалтуртэ", целью которых было похищение жены шаха и жён приближённых. Между шахской стороной и "паалтуртэ" завязывалась борьба. Перевес, в зависимости от ловкости участников, переходил то на одну, то на другую сторону.
С площади сражение переходило на улицы селения, на крыши домов. Женщин отбивали и возвращали на площадь, где начинались танцы. Снова разыгрывались различные комические сцены. Но через небольшой промежуток времени жены снова похищались. Так повторялось несколько раз.
К вечеру все члены союза возвращались в дом неженатых, где устраивалось последние угощение.
В дошедшим до нас виде гулала-аку-букон не является чем-то первоначальным. В нём наслоились слои различных эпох. Союз пережил ряд стадий и трансформировался.
До сих пор во время свадьбы в Кубачах действуют «шуты» в кольчугах и войлочных разрисованных масках, напоминающие воинов «союза неженатых мужчин». В руках у них часто можно видеть люльку, в которую они пытаются уложить мальчика, чтобы первенцем у молодых супругов был мальчик.
Игрища, связанные с масками, у народов Кавказа постепенно приобретали характер народных представлений, часто сатирического направления. Ряженые и их помощники изображали несправедливых судей, жадных мулл, высмеивали царских генералов и приставов. Шутки ряженых часто бывали социально заостренными, и маски служили для них известной защитой.
Ну, и на последок. Ювелирное дело, Казы и «Союз неженатых» — это то, что по настоящему выделяло кубачинцев среди соседних народов. Среди всех народов Кавказа, так как эти явления уникальны. Ну, одно из этих явления мы почти забыли. Осталось два. 66% — не так уж и плохо...