Прядение шерсти – одно из древнейших домашних искусств, которое нашло отражение даже в религии. Славянскую богиню Макошь, скандинавскую Фригг часто изображали с веретеном в руках, а в одном из храмов Киева есть изображение девы Марии с этим инструментом. Так что веретено без всяких сомнений не просто женский инструмент, – он божественный.

В искусстве символизма веретено означало власть над нитью жизни, а женщина с веретеном олицетворяла сущность, что сплетает судьбу человека. Вспомните греческих Норн, ведь и они воплощали вселенскую силу рока, держали в руках спряденные нити. Не исключено, что именно по этой причине к веретенам во многих странах, да и у разных народов России, до сих пор отношение весьма трепетное. Во многих семьях, где к самому ремеслу подрастающее поколение отношение уже никакого и не имеет, хранятся веретена, доставшиеся как наследство от бабушек и прабабушек. Они – своеобразная семейная реликвия.

Отмечу, что в Магадане немало тех, кто не просто держал в руках настоящее веретено, но и знает принцип витья нити. Другое дело, что большинство таких мастериц – дамы в возрасте, да и веретена держали в руках в далеком детстве, когда этому женскому ремеслу их обучали преимущественно бабушки, а потому сейчас прясть и учить этому ремеслу молодежь магаданки попросту стесняются. Не мудрено, что опыт прядения нити у наших землячек связан с детством, ведь традиционно к этому ремеслу девочек начинали приучать лет с семи. А самыми обидными эпитетами для девушек подросткового возраста могли быть слова «непряха» и «неткаха». По сравнению с такими сравнительными характеристиками слово «неумеха» – еще довольно ласковое определение. Но а мы с вами все же попробуем восполнить этот пробел.

С основой или без?

Обычно овечью шерсть делили по времени сострига – на осеннюю и весеннюю, а работали с ней зимой, когда большая часть сельскохозяйственных работ уступала место делам домашним, высвобождая попутно время и для рукоделия. Сами мастерицы признавались, что прядение было своеобразным отдыхом, поводом для встреч с подружками, когда и дело делается, и разговор сам собой стелется. Мы с вами разберем с две техники работы с шерстью: с веретеном и без. Но предварительно затронем общие для обеих техник работы принципы.

Прядение выполняют с основой или без таковой. Раньше в качестве основы использовали обычную нить для шитья из хлопчатобумажного сырья. Сейчас же выбор материалов для рукоделия куда богаче, поэтому мастерицы нередко останавливают свой выбор на шерстяной, полушерстяной и даже акриловой нити. Впрочем, причина таких предпочтений объясняется довольно просто. Изделия из пряжи с подобной основой отличаются высокой эластичностью, при этом они не теряют форму. Обычно на основу прядут не овечью, а собачью шерсть. А все потому, что она более скользкая, чтобы такое сырье держало структуру, лучше его прясть на основу.

Пряли как стиранную шерсть, так и грязную, обычно, от стирки шерсть «освобождали» для легкости прядения, но при условии, что шерсть сама по себе не сильно успела загрязниться. Если прялась немытая шерсть, нить с веретена или катушки прялка перематывали в пасмо, прихватывали его в двух местах контрастной цветной нитью и только после этого уже стирали.

При этом для прядения не всегда нужны специальные инструменты. Если речь идет о скромных объемах сырья, то справиться можно и при помощи всего лишь рук и подручных приспособлений – палки с утяжелителем на одном из концов. Для этого подготовленную к работе шерсть удерживают в левой руке. А правой вытягивают из кудели максимально возможно равномерную тонкую прядь и скручивают ее. Главное при работе хоть с веретеном, хоть с палкой – выполнять скручивание в одну сторону.

Конец получившейся нити необходимо привязать к нижней части палочки длиной 30–40 см. На нижнюю часть палочки желательно прикрепить груз.

Когда клочок шерсти закончится, точно так же вытягивают прядь из следующего фрагмента шерстки и соединяют его с неплотно скрученным концом нити и продолжают работу.

Когда нужна сноровка

Таким образом прядут нить не так уж и часто. В качестве инструмента используется преимущественно веретено. Это глядя на то, как оно ловко вращается в руках мастериц, кажется, что в работе этой нет ничего сложного. Но честно скажу, бабушка моего мужа, которой уже за 90, а суставы женщины изуродованы тяжелым физическим трудом и старческими болячками, управляется с ним куда сноровистей своих правнучек. Я, как она, овладеть этим инструментом так и не смогла. Правда сама она меня утешала тем, что у нее опыта побольше моего будет, а отсюда и ловкость. При прядении на веретено с основой желательно сделать так, чтобы крепкая нить для прядения подавалась сверху. Ее конец необходимо закрепить в тяжелой нижней части веретена. Затем прокрутить пару раз по часовой стрелке вокруг веретена и завязать «ползущей» петлей. Процесс самой работы заключается в прокручивании веретена по часовой стрелке за тонкий конец на весу, при этом его необходимо как бы выпускать из пальцев, давая возможность свободно вращаться. Именно за счет вращения и происходит скручивание итоговой нити пряжи.

В последующем левой рукой к нити перед веретеном прикладывают кудель и постепенно, вытягивая прядь, подвигают руку с куделью вверх вдоль нити, вращая одновременно правой рукой веретено преимущественно по часовой, хотя встречаются мастерицы, которым сподручней вращать этот инструмент против часовой стрелки. Главное, как мы с вами помним из правил прядения, – не менять направления скручивания нити.

Когда руки разойдутся до предела, нужно снять с веретенца петлю, упереть его себе в бедро и накрутить образовавшуюся нить пряжи. Затем все начинаем заново.

Конечно, нить пряли не только из шерсти, но и изо льна, крапивы, конопли. При этом полученные в процессе работы нитки и созданные в последующем ткани подвергали растительному крашению. Но о нем мы поговорим с вами в одном из следующих наших выпусков. А сейчас все-таки затронем процесс заготовления растительных волокон для прядения.

Кукушка закуковала – пора сеять лен

Именно такая примета бытовала на Руси. Посев этой культуры традиционно приходился на вторую половину мая, а завершиться посевная льна могла даже в первых числах июня. По данным магаданских огородников, с началом календарного лета в землю даже картошку сажать рано – земля еще не успела прогреться, массово его посадкой наши огородники занимаются в середине июня. Ориентировочно, примерно в это же время мог бы стартовать на Колыме и посев культуры, столь важной для текстильной промышленности. А уборка льна приходилась на сентябрь. Процесс этот назывался «теребление»: стебли не жали при помощи серпа, их выдергивали с корнем и собирали в снопики диаметром 20-30 см.

Затем следовала сушка, проходила она там же – в поле, для чего стебли раскладывали на специальных жердях, затем прямо на поле оби­вали семена льна специальными палками с утолщением на конце – кичигами. Но на этом процедура подготовки волокна не завершалась. Затем просушенные снопы расстилали на полях. Идеальным условием для правильной подготовки льна в последующей стадии обработки было чередование хорошей погоды и дождя, – ровно до первых морозов, иначе льняная нить отличалась плохой прочностью. Снопы льна прижимали импровизированным гнетом (чаще – бревнами) на дне реки или другого пресного водоема. В таких условиях сырье выдерживали до месяца. В наших климатических условиях такой роскоши время не даст. В октябре все поля обычно уже укрыты толстым одеялом из снега. Вымоченный лен перед мятьем прополаскивали от застойного запаха, немного отжимали воду и пучками вывешивали его на просушку. Качественная сушка была очень важна: пересушенный лен превращался в паклю. Процесс такой обработки занимал около полусуток, очень редко сутки.

Для мятья и трепания льна использовали специальные мялки, представляющие собой бревно с вырезанным продольным пазом, куда клали стебли льна, и для размалывания льняной костры, и с силой опускали на стебли длинный деревянный нож, прикрепленный к бревну. Мялицы устанавливали на улице. Сам процесс проходил уже в холодную погоду, иногда одного мятья было недостаточно, и процедуру повторяли с более тонкими инструментами, за день можно было помять до двух пудов (32 кг) стеблей.

Рукава из крапивы-травы…

Вырастить в Магадане лен пока еще никто не пытался, все-таки климат для этой агрокультуры не подходит, что вовсе не означает, что в нашем регионе нельзя создавать нити из растительных волокон. На Колыме вдоволь крапивы, которая тоже почитается как прекрасный материал для создания тканей. Процесс ее подготовки к работе во многом похож на обработку льна, но, чем хороша эта трава, если вам не удастся спрясть из нее нить, то полученное сырье даже в испорченном виде может найти применение. Например, из крапивы можно создать прекрасные экомочалки. Волокна для этого изделия в столь кропотливой обработке не нуждаются. Достаточно просто освободить их от костры (жестких вкраплений). Для этого стебли можно прокатать между двумя деревянными валиками с пазами, напоминающие в разрезе шестеренки. Затем удалить жесткие части волокна, а полученную в результате «паклю» использовать в качестве мочалки для тела. Те, кто пользуется подобным экопредметом гигиены, отмечают, что такая мочалка даже лучше люфы, а со временем в процессе использования она становится существенно мягче, но при этом не теряет прочности. Удачи вам в ваших экспериментах.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие