– Эта выставка будет интересна и детям, и взрослым, – искренне рассуждал один из москвичей, попавший на экспозицию в Государственный исторический музей, приуроченную к 500-летию Тульского кремля.
– Ведь мы знаем Тулу как город оружия, самоваров и пряников, а в качестве крепости совсем упустили. А эта Засечная черта – и вовсе уникальное сооружение! Нечто подобное – Китайскую стену – мы изучали на уроках истории, даже не подозревая, что под боком есть не менее грандиозный объект!
«Грандиозный» и «уникальный»
Пожалуй, это главные эпитеты, сопутствующие экспонатам столичной выставки о нашем кремле и тех временах, когда собирались земли вокруг Москвы.
Сразу на входе посетителей встречает знаменитый труд дипломата Священной Римской империи Сигизмунда фон Гербершнейна «Записки о Московии».
– В свое время книга была переведена на несколько языков. Каждое издание снабжалось своим набором иллюстраций, а на выставке представлен подлинник на итальянском языке, 1550 года, с имеющимися в нем изображением Василия III и картой Московии, на которой отмечена Тула, – рассказывает научный сотрудник Государственного исторического музея Александр Владимирович Лаврентьев. – На выставке представлен и старый план Засечной черты, своеобразной непроницаемой границы, состоящей из четырех частей, где тульская часть оказалась первой. Масштаб работ был впечатляющим! В лесной полосе деревья валились стволами на юг, подчас крест-накрест. А ширина такой засеки сравнима с половиной футбольного поля. Для крымских воинов, рвавшихся на север, это была непроходимая полоса.
Кстати, если почитать военную литературу 30-х годов прошлого века, то там сплошь и рядом будут упоминания об организации похожих заграждений против танковых частей! Технология засек как простейшего и очень эффективного блокирования проходов никогда не забывалась в среде военных.
Создание Засечной черты открыло нашим предкам широкие возможности во многих областях, в том числе в сельскохозяйственной, ведь именно здесь начинаются черноземы – почвы плодородные, не под стать суглинку. Долгое время обработка этих территорий была затруднена для наших крестьян постоянными набегами степняков.
Неудивительно, что одним из экспонатов выставки стала реконструкция «оборонительного комплекса» русского воина 1380 года: пластинчатый доспех, состоящий из панциря, юбки и шлема, лук и рядом – характерный меч романского типа, меч воина-всадника. Эта реконструкция, созданная знаменитым исследователем оружия Михаилом Гореликом к празднованию 600-летия Куликовской битвы, обрела на выставке вторую экспозиционную жизнь.
Вполне логично, что есть на ней и комплекс вооружения золотоордынского воина: сабля, шлем и круглый щит, найденные во время археологических раскопок…
Ну а на смену боевым схваткам рано или поздно приходило затишье. Поэтому особый интерес представляет «Договорная грамота» между Дмитрием Донским и князем рязанским Олегом Ивановичем, в которой говорится, что «место Тула» переходит в московское владение. Стоит сказать, что наша земля была до этого «горячей точкой». Есть упоминания, что она принадлежала и литовцам, и рязанцам… Однако теперь «договором докончания» был закреплен окончательный переход.
Еще одним уникальным экспонатом стала пелена с вышитым изображением великокняжеской семьи.
– Подобных вы нигде не найдете, ведь изображений-современников наших князей просто не существует! А все портреты, которые имеются, датируются более поздними временами, – говорит Александр Владимирович Лаврентьев. – Здесь же строителя Тульского кремля можно увидеть во всей красе. И совсем не важно, что к возведению каменной крепости он приступит только через 30 лет…
Кстати, на древнюю пелену стоит взглянуть хотя бы потому, что ее выставляют совсем не часто, иначе из-за выгорания и перепадов влажности нить разрушается. Бесценный экспонат «подарили» зрителям только до сентября, а после он снова на несколько лет ляжет на полку музейного запасника.
Что же касается изображенного на ткани Василия III, то время его правления стало эпохой строительного бума на Руси.
Создание оборонительных сооружений началось возведением вдоль Оки «каменных городов», кремлей, – сначала «на Туле», а позже в Коломне и Зарайске.
Зодчие-итальянцы тогда придумали хитрую штуку: в низкий и сырой берег Упы вогнали 77 тысяч свай, а уже сверху сделали подсыпку, положили камень, потом кирпич. Одна из этих дубовых свай из-под башни Водяных ворот тоже попала в Государственный исторический музей, чтобы посетители увидели и осознали, какой неимоверный труд предшествовал появлению тульской крепости, ведь видимая часть кремля – лишь малая часть огромного сооружения. Здесь же мы видим Никоновскую летопись – один из крупнейших памятников русского летописания XVI века. В ней есть статья о завершении строительства Тульского кремля в 1520 году. Пожалуй, это первый официальный документ, подтверждающий год его основания.
Когда мушкеты – признак повседневности
Впрочем, не камни, стены и высокие башни защищают город. Делают это люди. Поэтому, готовя выставку, ученые углубились в быт гарнизонов и представили здесь повседневные вещи тульских защитников: мушкеты, сабли, бердыши, кистени, кресала и даже рогатины – если изначально их использовали только на охоте, то после, доработав, применяли даже в военных действиях!
Имеется в музее и часть археологической коллекции, посвященная раскопкам в Тульском кремле. И тот факт, что в стенах крепости была найдена масса подков с мужских сапог, говорит о том, что наши воины, жившие по слободам и в случае опасности собиравшиеся в кремле, носили форму, а не были лапотниками… Более того, военное служивое сословие государства конца XV–XVII веков – это дети боярские, они несли обязательную военную службу, составляя особые территориальные корпорации, приписываемые к уездным городам, и выступали в поход «конно, людно и оружно». И вплоть до эпохи военных реформ Петра Великого эта конница составляла основу вооруженных сил страны…
Период, запечатленный выставкой, особенно интересен тем, что в нем представлено становление нового государства, ведь домонгольская Древняя Русь имела одно устройство, а пришедшая ей на смену Московия – совсем другое.
Очень символично смотрится здесь единственное сохранившееся до наших дней знамя воеводы – начальника уезда, на которые тогда было поделено Российское государство. И этим стягом оказалось полотнище князя Ивана Никитича Одоевского Большого, когда он пребывал в должности воеводы в городе Новгороде, оккупированном шведами.
Ну а в Туле в начале XVII века сидел воеводой князь Иван Михайлович Катырева-Ростовский, известный еще и как первый тульский писатель, автор сочинения, посвященного Смутному времени. На выставке же представлена его пищаль. Она смонтирована в 1614 году, имеется даже имя оружейника, судя по всему – немца, и это, пожалуй, старейшее оружие из известных нам, сделанных в Туле!
Засечную черту – в учебники истории!
Кстати, готовя выставку, сотрудники совершенно неожиданно наткнулись на рукописный альбом, посвященный Тульскому оружейному заводу и сделанный при Екатерине II. Примечательно то, что все оружейники работают в форме, и есть даже изображение заводского музея! Эти иллюстрации представлены впервые, а вот когда альбомом займутся ученые – пока никто не знает.
Есть на выставке и фотографии Тульского кремля 1916 года, и несколько его акварелей, сделанных в тридцатых годах XX века Дмитрием Павловичем Суховым, архитектором Московского Кремля, который пытался защитить уходящую эпоху в ту пору, когда все безжалостно уничтожалось...
Благодаря современникам и последователям этого человека мы можем прикоснуться к глубокой истории родной земли. И вслед за губернатором Алексеем Дюминым, присутствовавшим на торжественном открытии выставки в Государственном историческом музее, хочется искренне верить, что в ближайшее время созданию Засечной черты и строительству крепостей – этим важным событиям, сыгравшим значимую роль в формировании Российского государства, будет отдана достойная дань в школьных учебниках истории.