Славянство в миниатюре.

Вхождение неоязычества в политику

Хотя неоязыческие и арийские теории составляют весьма колоритное направление альтернативной истории в российских академических кругах, они также являются активной частью политической сферы. Как и следовало ожидать, неоязычникам удалось относительно успешно интегрировать свои теории в идеологические структуры нескольких ультраправых партий, возникших в 1990-е годы. Однако реальная сила этих движений всегда заключалась в их способности проникать в более умеренные политические органы и институты, связанные с Думой.

В VI веке нашей эры из Центральной Европы внезапно исчезли богатые культуры поздней античности и появились примитивные славяне. Сегодня ученые начинают понимать, каким чудом они освоили большую часть континента.

Написав свой знаменитый труд он, стал героем для соотечественников. Греки, пришедшие на Олимпийские игры, завороженно слушали его «Историю» и верили Геродоту на слово. А мы?

Аннотация

В статье на основе полевых экспедиционных материалов рассматриваются особенности становления и функционирования островной русской традиции на Урале, сформированной переселенцами из Среднего Поволжья. В центре анализа — особенности бытования исторических преданий, специфические черты идентичности, а также этнокультурные границы локального сообщества. Рассмотренные в работе примеры показывают, что предания о переселении выступают важным компонентом исторических знаний и идентичности в переселенческих традициях, однако в исходных традициях такого рода события (переселение) фиксируются крайне редко. Формирование острова и этнокультурных границ происходило в рамках сложного состава русского населения, который был представлен переселенцами как с разных территорий, так и различного социального статуса — государственные, удельные, помещичьи крестьяне, представители официального православия и старообрядцы различных согласий. При этом именно в этом районе происходит и активное взаимодействие русских и их этнических соседей — татар, башкир, удмуртов, марийцев. В итоге комплекс причин привел к формированию и сохранению данного острова, формированию устойчивой локальной идентичности: компактность проживания и очерченный ареал расселения, социальный статус и изоляция, историческая память о происхождении, объясняющая существующие особенности языка и культуры, диалектные и этнокультурные особенности, восприятие и выделение «инаковости» соседним русским окружением, что проявилось как в фольклорных нарративах, так и в коллективных прозвищах.

В статье на основе материалов полевых исследований проводится сравнительный анализ двух локальных традиций — исходной и переселенческой. На территории Пермского края в результате переселения в 1840-е гг. из Свияжского уезда Казанской губернии возникает островной ареал поволжской среднерусской традиции в окружении преимущественно носителей севернорусских этнокультурных особенностей. На основе материалов по весенним календарным праздникам и обычаям выявляются закономерности развития обрядовой традиции. Рассматриваются весенние обычаи приготовления печенья кресты и жаворонки, цикл семицко-троицких ритуалов, пастушеская обрядность Петрова дня, а также пасхальные игры с яйцами и репертуар весенних хороводов. Результаты анализа позволяют сказать, что развитие этнокультурного комплекса при переселении идет по сложному пути и характеризуется одновременными разновекторными процессами. При островном замкнутом ареале расселения и четких этнокультурных границах наблюдается сохранение исходных традиций, сравнение с вариантами традиции на старой родине показывает их близость и единство в обрядовой терминологии, основных ритуальных комплексах, что подчеркивает общую основу двух традиций. Переселенческая традиция, оказавшись в изоляции, сохраняет целый ряд архаичных ритуалов, утраченных в исходной, что видно на примере обрядности Семика. По-разному происходит и развитие обрядовых комплексов, и их сохранение в настоящее время.

Русская культура часто представляется на севере не коренной, а привнесенной с юга. В статье на материалах эпоса обосновывается обратное: именно Север стал колыбелью русской культуры, и не случайно былинные традиции лучше и дольше всего сохранились на Русском Севере. Фольклористы делят русский эпос на новгородский и киевский циклы. Киевскую традицию представляют богатыри, служащие князю и сражающиеся с врагами «за веру христьянскую», тогда как новгородские герои князьям не служат, зовутся не богатырями, а молодцами, купцами, гуслярами, тогда как название «богатырь» для новгородского эпоса не характерно. Север представляют Садко и Василий Буслаев, характеры и поступки которых сводимы в схему «эпического новгородца», отличную от схемы «киевского богатыря».

Ученый пришел к выводу, что «имя hros или росиев (росае) носили антские племена, занимавшие северо-восточную часть той огромной территории от Дона до Тисы, которая была заселена антами и славянами» (Дьяконов 1939: 88); «они могли воспринять в свою среду готские, аланские и другие этнические элементы и образовать вместе с ними на некоторое время сложный племенной комплекс, получивший название тавро-скифов; но с течением времени “росии” ассимилировали другие элементы в отношении языка и культуры, а вместе с тем и старое название “росии” или “русии” вытеснило все другие названия (Дьяконов 1939: 89).

Древняя религия славян может вернуться в моду благодаря депутату от Гражданской коалиции Марцину Юзефачуку. Он постарался помочь последователям древних верований и сделать все возможное, чтобы они смогли зарегистрировать собственную церковь, чему в последние годы фактически препятствовали. В книге "Факт" он объясняет, что побудило неоязычника помогать последователям других божеств.

[видео]

Славяне на польских землях не исповедовали одну религию. Их верования, несмотря на многие общие моменты, различались божествами, местами поклонения и методами поклонения. Проблема разнообразия верований на польских землях в эпоху раннего средневековья стала вдохновением и главной целью этой выставки. Новая выставка в Музее возникновения Польского государства в Гнезно.

Поиск

Журнал Родноверие