Прииртышский материал позволил выделить две темы в связи с образом лешего: "Встреча с лешим" и "Леший заводит проклятого". Внутри темы заглавной буквой обозначена группа. Группа показывает характер разрешения конфликта между человеком и мифическим существом: А — неблагополучный исход для человека; Б — благополучный исход для человека; В — отсутствие конфликта.

Так сложилось, что, изучая культуру Древней Руси и древних славян, досконально изучают православие, образчики первых веков христианской Руси, однако о язычестве принято говорить в книгах одной строкой: «до крещения Руси, славяне были идолопоклонниками», однако такая формулировка не только не точна, но и не верна – это все равно, что говорить о христианах как об «иконопоклонниках». На самом же деле, Язычество Славян – предмет для изучения намного более глубокий, интересный и загадочный, чем христианство. Это доказали уже многие авторы, например, Борис Алексеевич Рыбаков в его эпохальных книгах, открывших многим людям, ныне занимающимся язычеством, глаза («Язычество Древних Славян», «Язычество Древней Руси» и многие другие), многим менее известные более поздние авторы: Антон Платов, Александр Асов, Валерий Демин, Сергей Парамонов (Лесной).

Так много уже было сказано о нём, что может показаться лишним добавлять к тому ещё и данные строки. Но куда бы мы ни посмотрели в Словакии, везде видны следы его работы и влияние Штура и горстки людей, названных его последователями. И поэтому каждое поколение должно снова и снова строить своё собственное отношение к Велиславу Штуру (1815 — 1856).

В течение ряда лет под руководством Н.К. Козловой на филологическом факультете ОмГПУ работал спецсеминар, на занятиях которого студенты занимались классификацией и систематизацией народной мифологической прозы, применяли данные принципы, в работе с текстами быличек, записанных в Прииртышье и хранящихся в ФА ОмГПУ.

Наступило время, когда опять пора верить в языческих богов и обожествлять природу. Уверена, что при слове "язычники" многим из вас вспоминаются страницы школьного учебника истории о славянских богах, о том, как Владимир Красное Солнышко их в Киеве устанавливал и о том, как тот же святой князь позднее Русь крестил. Да уж, дикие были времена. А вот современные язычники, или неоязычники — кто они?

Порядочную девушку еще не в такие далекие времена выставить свитка красоту на всеобщее обозрение могли заставить лишь неволя, насилие, рабство или тупик.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Козлова Наталья Константиновна.

В статье делается попытка составления указателя всех вариантов сюжета восточнославянского фольклора о змее, заползающей в рот человеку и рассматриваются сопутствующие ему мотивы. В приложении даны образцы исследуемых текстов

"ПОЛЯНА" — это "новая жизнь" Клуба "На Академической", который просуществовал под таким названием недолго, но уже успел приобрести популярность и свой особый дух и стиль. Клуб был создан весной 2002 года сторонниками экологичного образа жизни. Его соновным инициатором стал Дмитрий Кобзев. Среди участников клуба есть язычники, но большая часть принадлежит к числу заядлых читателей книг Мегре или Уолша. Есть много людей из Гринписа. Приятно, что деятельность Клуба носит практический характер. его участники организуют регулярные выходы для наведения порядка в природных зонах, выезжают для посадки леса, способствуют более экологичной организации городкого хозяйства.

Тур — одно из древнейших почитаемых среди славян тотемных животных, в котором воплощается союз Велеса и Перуна во славу и процветание Рода славянского.

По мере расселения славян с праславянской территории (между Вислой и Днепром, прежде всего из области Карпат) по Центральной и Восточной Европе от Эльбы (Лабы) до Днепра и от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова происходила дифференциация Славянской мифологии и обособление локальных вариантов, долго сохранявших основные характеристики общеславянской мифологии. Таковы мифология балтийских славян (западнославянские племена северной части междуречья Эльбы и Одера) и мифология восточных славян (племенные центры — Киев и Новгород). Можно предполагать существование и других вариантов (в частности, южнославянских на Балканах и западнославянских в польско-чешско-моравской области), но сведения о них скудны. Собственно славянские мифологические тексты не сохранились: религиозно-мифологическая целостность "язычества" была разрушена в период христианизации славян. Возможна лишь реконструкция основных элементов Славянской мифологии на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников. Главный источник сведений по раннеславянской мифологии — средневековые хроники, анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках (мифология балтийских славян) и славянскими авторами (мифология польских и чешских племён), поучения против язычества ("Слова") и летописи (мифология восточных славян). Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с Прокопия, 6 в.) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов. Обширный материал по Славянской мифологии дают позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а также языковые данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы). Все эти данные относятся в основном к эпохам, следовавшим за праславянской, и содержат лишь отдельные фрагменты общеславянской мифологии. Хронологически совпадают с праславянским периодом данные археологии по ритуалам, святилищам (храмы балтийских славян в Арконе, Перынь под Новгородом и др.), отдельные изображения (Збручский идол и др.).

Поиск

Журнал Родноверие