Большинство городов Древней Руси, мы знаем по их упоминаниям в начале Повести временных лет.

Многие из них ведут отсчет как раз с дат, под которыми они там упоминаются. Древнейшими упомянутыми городами являются Новгород, Изборск, Белозерск, Ладога, Киев, Полоцк, Смоленск, Суздаль, Муром и Ростов. Упоминаются эти города и в скандинавских сагах. Русь они так и называют — Garðariki, то есть страна городов. Например Новгород там упоминается как Hólmgarðr, Ладога как Aldeigjuborg, Киев как Kænugarðr, Полоцк как Pallteskja, Смоленск как Smaleskia, Суздаль как Súrdalar, Муром как Móramar, Ростов как Rostofa.

Но есть и названия, которые до сих пор являются загадкой. О паре таких загадочных городов и пойдет речь в статье.

Самый полный в древнескандинавской письменности перечень древнерусских городов содержится в исландском географическом сочинении с условным названием «Какие земли лежат в мире», включенном исландцем Хауком Эрлендссоном в компиляцию древнеисландских произведений «Книгу Хаука».

И вот как раз там, в списке древнерусских городов есть два, которые по названиям никак не опознаются:

«I þui riki er þat, er Ruzcia heitir, þat kollum ver Garðariki. Þar ero þessir hofuð garðar: Moramar, Rostofa, Surdalar, Holmgarðr, Syrnes, Gaðar, Palteskia, Kœnugarðr»

«В том государстве есть [часть], которая называется Руссия, мы называем ее Гардарики. Там такие главные города: Морамар, Ростова, Сурдалар, Хольмгард, Сюрнес, Гадар, Палтескья, Кэнугард»

Sýrnes (Сюрнес) и Gaðar (Гадар) сразу обращают на себя внимание. Созвучных им названий древнерусских городов как то даже и не приходит в голову.

Имеющиеся отождествления города Sýrnes с Черниговом, а Gaðar с Городцом, в Минской губернии на самом деле не представляются убедительными по той причине, что они находятся в противоречии с внутренней логикой географического трактата где они упомянуты. Автор его всякий раз начинает с восточной части описываемого им региона, затем переходит к северу западной части и, наконец, к югу западной части. В таком порядке дается описание стран в «третях земли», да и сами эти «трети» являют собой восточную половину «круга земного» и две части западной половины – северную и южную. То же мы наблюдаем и при перечислении городов в на Руси: «восточную» группу составляют Муром, Ростов, Суздаль, «северо-западную» – Новгород, таинственные Sýrnes и Gaðar, Полоцк, «юго-западную» – Киев. Тот факт, что Sýrnes и Gaðar помещены автором трактата между Новгородом и Полоцком, говорит о существовании между ними некой территориальной связи. Это указание не следует понимать буквально и искать Sýrnes и Gaðar непосредственно между названными городами, однако наличие путей сообщения между ними надо обязательно учитывать.

scale 1200 20

Таким образом наиболее логичным районом для поиска загадочных городов оказывается Днепро-Двинское междуречье, поскольку именно здесь находился перекресток торговых и военно-политических магистралей, проходивших и через Новгород, и через Полоцк. Днепро-Двинское междуречье представляло собой узел торговых путей, связывавших страны Восточной, Северной и Западной Европы с Византией и Востоком и, соответственно, этот район был хорошо известен скандинавам. Действительно, уже к IX веку восходят здесь как отдельные находки скандинавского происхождения, так и целые комплексы. Наиболее вероятным и простым путем продвижения норманнов, отмеченным целым рядом находок, была Западная Двина, с выходящей к Днепру рекой Касплей. Из Ладоги по Волхову, Ильменю и Ловати попасть в Днепр было сложнее, жарким летом при падении уровня воды в реках этот путь мог быть вообще непреодолим.

scale 1200 21
Так мог выглядеть хорошо организованный волок на речном пути

Скандинавские источники, в свою очередь, из трех известных древним скандинавам путей на Русь (через Северную Двину, Финский залив и Западную Двину) подробнее всего описывают именно Западнодвинско-Днепровский путь.

При подобном знакомстве скандинавских источников с Западнодвинско-Днепровским путем отсутствие в рассматриваемом нами списке древнерусских городов Смоленска, известного другим географическим сочинениям, становится еще более очевидным. И если в географическом трактате последней четверти XII в. «Описание Земли I» Смоленск назван наряду с Новгородом, Полоцком и Киевом (города «восточной» группы не упомянуты), то в перечне «Книги Хаука» его место совершенно явно занимают таинственные Sýrnes и Gaðar.

Среди археологических памятников IX–XI вв. в области Днепро-Двинского междуречья лишь один по своим качественным характеристикам, географическому положению в узловой точке восточноевропейских речных путей и месту в системе укрепленных центров может представлять для нас реальный интерес, а именно: расположенный в верховьях Днепра в двенадцати километрах от Смоленска Гнездовский археологический комплекс. Валы укрепленного городища сохранились до наших дней:

scale 1200 22
Гнездово. Валы центрального городища

Судя по существующей суммарной оценке Гнездова в литературе последних лет, памятник представляет собой совокупность укрепленных и открытых поселений (Центральное и Ольшанское), а также синхронных им курганных могильников. Центральное насчитывает около трех тысяч насы­пей и кладов.

Исследователями Гнездово сейчас рассматривается как полиэтничное поселение, включавшее, наряду со славянским и балтским, скандинавский этнический компонент. Знакомство скандинавов с Гнездовым ныне совершенно не вызывает сомнений, ибо документируется материалами могильника и поселения второй половины IX–X в. Объем и состав памятника, наличие развитого ремесленного производства, обслуживавшего потребности округи и транзитной торговли, выразительные связи со странами Востока и Запада, наконец, его отчетливый дружинный облик – все это позволяет видеть в Гнездове раннегородской, или протогородской, центр, окончательно сложившийся и переживший свой расцвет в Х в.

Как современники называли Гнездово из летописей мы не знаем, но обращает на себя внимание, что Sýrnes означает «свиной мыс». А Гнездовское городище расположено как раз на мысу левого берега Свинца, а скат южной стороны этого мыса в древности омывался Днепром, отошедшим впоследствии к югу и оставившим по себе следы старого русла с двумя маленькими озерами.

Таким образом таинственный Sýrnes это скорее всего и есть Гнездово. На нашем языке название этого населенного пункта могло звучать как Свинеческъ или Свинечск.

Этимология же второго загадочного названия – Gaðar – не так ясна. Подсказку возможно дает то, что кое где название Gaðar заменено на Garðar, что применительно к Руси может быть переведено, как укрепление. Теоретически можно рассматривать пару слов Sýrnes Gaðar как обозначение укрепленного поселения на мысу реки Свинец. Ибо площадь Гнездовского археологического комплекса составляет 207,4 га и там было также рядом и неукрепленное поселение. Однако однократность упоминания этого названия пока исключает возможность определенных и окончательных выводов.

Подписка на обновления

Материалы на нашем сайте обновляются практически ежедневно. Подпишитесь и первыми узнайте обо всём самом интересном!

Авторизация

Видео

Лекция и практика школы «Русская Традиция» от 27.02.2010

[видео]

Велеслав — Духовное самопознание. Беседа вторая

Лекция и практика школы «Русская Традиция» от 04.03.2010

[видео]

Велеслав — Десный путь в славянском Родноверии

Поиск

Журнал Родноверие