Жрецы играли огромную роль в древнем индоевропейском обществе. Жрецы занимались отправлением культа, в первую очередь - принесением жертв.

Шаманские практики телеутов и чуванцев — малочисленных народов Севера.

Небесные боги живут в местах, куда никто не может добраться с земли. Но, согласно мифологиям разных народов, им иногда приходилось отражать набеги на небеса. Ригведа упоминает некоего Rauhina, который был поражен Индрой, вооруженным молнией, когда поднимался на небо (2.12.12, ср. 1.103.2). В другом гимне место Rauhina занимают Dasyus, темнокожие дравидийцы, предшествовавшие арийцам в северной Индии и подвергшиеся их покорению: Тех, кто стремился с помощью магии подкрасться, Индра, и подняться на небеса, Дасью, ты сокрушил. (8. 14. 14; ср. 1. 78. 4)

В XVII веке атаман Степан Разин, взяв в свои руки власть на Дону, запретил христианские храмы и богослужения, и желающих вступить в брак приказал венчать возле верб: «запретилъ на Дону быть и строить Церкви православныя и стихи духовные пѣть, выгналъ поповъ и велѣлъ вѣнчать людей къ браку около вербовныхъ деревъ» [1].

Первые археологические следы культа быка встречаются на Кавказе в памятниках V—IV тысячелетий до н. э., где найдены примитивно исполненные фигурки бычков из необожженной глины и кости крупного рогатого скота.

Размышляя об обществе, в бытии как минимум одного язычника сего-дня со всей очевидностью встает вопрос: сегодня в моменте какие силы действуют в этом мире? И какие вообще за нас?

Однако противопоставление небесного и земного играло фундаментальную роль в индоевропейской мысли и языке: не в противопоставлении различных порядков сверхъестественного существа, а в противопоставлении богов человечеству. Поскольку боги были *deiwo´s, небесными, человек был «земным», обозначаемым производным от старого слова, обозначающего землю, *dhéghom-/dhghm- [14] является источником слов «человек, человеческое существо» на разных языках: фригийский zemelos; латинское homo (ср. humus ‘земля’), осканское humuf, умбрийское homu; старолитовский zˇmuõ, множественное число zˇmóne˙s; готское и древнеанглийское guma, древнескандинавское gumi, древневерхненемецкое gomo (< протогерманское *guman); [15] древнеирландское duine, валлийское dyn, бретонское den (< *gdon-yo-).[16] В греческом языке унаследованное слово было заменено по aνθρωποs (неясной этимологии), но на поэтическом языке смертные могут называться eπι-χθvο´vιοι, буквально «те, кто на земле». Более полно смысл раскрывается в формуле χαµαi e’ρχοµeνων aνθρωπων, «люди, идущие по земле», или, например, в эддическом Fáfnismál (23. 4–6), manna þeira er mould troða | þic qveð ec óblauðastan alinn, «из тех людей, которые топчут землю, я говорю, что ты самый бесстрашный». Современное литовское слово, обозначающее «человек» в смысле «человек», — это zˇmõgus, по происхождению составное, «землеход», сочетающее в себе корни греческих χαµαi и βαiνω.

12482 1
Древнехараппская печать, изображающего Рогатого бога или Прото-Шиву

Эта печать из древней цивилизации Хараппы, что некогда процветала в долине Инда, на которой изображен Рогатый бог или, как его прозвали "в народе", Прото-Шива, получила большую известность даже в ненаучной среде. Она представляет нам некое божество, увенчанное рогатой короной. Оно медитирует среди животных, как диких, так и домашних.

Среди устойчивых мотивов севернорусских похоронных причитаний выделяется мотив угощения Смерти. В некоторых причитаниях XIX в., когда речь идет о приходе Смерти в дом, описываются попытки ее «задобрить» подарками или угощениями. Наиболее подробно процедура угощения Смерти описана в одном из причитаний, записанных Е. В. Барсовым от знаменитой вопленицы И. А. Федосовой:

М. Мёльгор - Вероятно, миф о рогатых викингах появился из-за шлемов из городка Виксё. Но вообще-то они намного старше.

До сих пор считалось, что бычьи рога на шлемах — "визитная карточка" викингов. Но выяснилось, что это — миф, пишет Videnskab. Все гораздо интереснее. Автор рассказывает о находках, сделанных в небольшом городке Виксё, что к северо-западу от Копенгагена. Это тоже шлемы с рогами, но они были изготовлены за две тысячи лет до эпохи викингов.

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от 16.10.2009

[видео]

Велемир — История эволюции русского язычества

Лекция школы "Русская Традиция" от 03.10.2009

[видео]

Алексей Блинов (Бахарь) — Магическая символика. Введение

Поиск

Журнал Родноверие