Славян раннего средневековья обычно, не особо задумываясь и просто инстинктивно, называют народом. Альтернативно, когда необходим больший формализм, их называют этнической группой. Однако следует отдавать себе отчет в том, что практически ни одно из известных определений народов и этносов к ним совершенно не подходит.

Предупрежден — значит спасен. Вроде бы так. Но в истории это правило не всегда действует. Бесстрашный следопыт «РП» Николай Фохт перемещается в древние Помпеи, в те минуты роковые, когда еще можно все поправить и избежать жертв. Главное, чтоб Николая слушались.

В России статистически проанализировали почитание россиянами христианских канонов. На словах каждый четвертый житель страны причисляет себя к православным, но следует христианским практикам не более 1% сограждан.

В наступившем 2024 году рождественскую службу в храмах по данным МВД посетили 1,3 млн человек. Это почти в два раза меньше, чем в 2020 году, когда эта статистика публиковалась в последний раз (2,3 млн). Бывший депутат Государственной думы Олег Шеин рассказывает в своей колонке для RTVI о том, насколько в реальности религиозно российское общество.

Мусульмане любят хвастаться тем, что Ислам — самая чистая религия единобожия. При этом многие из них не знают, либо делают вид, что не знают, что чуть ли все их ритуалы и некоторые важные установления имеют языческое происхождение. Утверждения мусульман о том, что эти ритуалы были введены в практику Адамом, Ноем или Авраамом являются ничем иным, как мифами, которые придуманы мусульманами, и которые противоречат тому, что мы знаем из истории. И даже в случае, если правдивыми считать сами мифы, то и тогда мусульманская версия противоречит всем остальным версиям.

Как казаки-некрасовцы 300 лет хранят традиции.

В новостях первой декады ноября прочитал строки из проповеди патриарха Кирилла:

"...Очень важно, мои дорогие, чтобы понимание своей принадлежности к русскому народу сопровождалось сегодня глубокой православной верой. А те, кто говорит "мы русские", а в храм не ходит? Задайте себе вопрос: а вы наследники своих отцов, дедов, бабушек, прадедов и пращуров, которые с верой связывали свою жизнь? И если вы не являетесь их наследниками, то в каком смысле вы можете говорить о себе как о русских людях? Сегодня время, которое нельзя проспать; события, мимо которых нельзя пройти, не сделав для себя самые важные духовные, мировоззренческие выводы"

Статья посвящена представлениям о «крае земли» в мифопоэтической картине мира белорусов. Автор рассматривает семантику данного понятия и его роль в традиционном мировоззрении. В народном сознании край земли является границей между «этим» и«иным» миром, а сам термин понимается и как место в окружающем природном пространстве, и как символический локус, обладающий характеристиками потустороннего мира. Край земли воплощает первоначальное единство неба и земли, что характерно для космогонических времён и Золотого века.

В 2016 г. литовский исследователь Витаутас Алишаускас издал книгу " Balt rel religijos ir mitologijos reliktai Lietuvos Didžiojoje Kunigaikštystėje (XIV–XVIII a.): Šaltinių rinkinys " ("реликты Балтской религии и мифологии в Великом Княжестве Литовском (XIV-XVIII вв.): Сбор источников"). Это издание малодоступных, малоизвестных и неизвестных ранее исторических источников не получило широкой популярности среди белорусских ученых и кроме историков, специализирующихся на истории ВКЛ, фактически больше никому неизвестно. Между тем книга содержит ценную информацию для отечественных этнографов и фольклористов. Так сложилось, что последние не так часто обращают внимание на письменные исторические источники, в том числе из-за того, что основные этнографические сведения, рассыпанные в большом количестве документов и произведений до XIX века., довольно хорошо известны и неоднократно исследованы. Сегодня мы знаем далеко не все, и огромный массив исторических источников имеет значительный потенциал, что и продемонстрировал Витаутас Алишаускас, который ввел в научный обиход сотни новых источников, содержащих в том числе и богатые этнографические сведения о предках современных белорусов. Витаутас Алишаускас отдельно отметил важность материалов из белорусского части ВКЛ: «эти территории прошли сложный процесс этнического и культурного развития, в ходе которого балтские и славянские элементы слились в различных и образовали самобытное целое "[Ališauskas 2016, 17]. Он также подчеркнул, что белорусский материал все более продуктивно используется в исследованиях литовских ученых.

Очень хочется понять, с какого перепуга скандинавский праздник Yоle-Yule (Йоль-Йуль) дружно приписывается немцам, как основателям этого праздника. Википедия странным образом, осторожненько, повествует о германо-скандинавской мифологии, скромно умалчивая, как мифическая Германия присвоила себе мифы древнего славянского народа, проживавшего в Скандинавии. Вот и северные скандинавские языки отнесли к «германским», не поминая о навязывании католичества и жестокой германизации населения, начавшейся более тысячи лет назад. А ведь скандинавы говорили на одном из русских диалектов ещё в XVII в., о чём есть документальные свидетельства. Уничтожить истоки славяно-русской культуры в Европе, как и русский язык, не получается вот уже полторы тысячи лет. Словом, относить скандинавские языки к германским со «швабским диалектом», впрочем, как и английский, который также неправильно относить к германской языковой ветви. Как известно, учёный мир якобы пришёл к единому мнению: все индоевропейцы имеют единый индоевропейский язык. Только какой-то странный этот язык, которого и не существует вовсе. Говорят-то объединённые в семью индоевропейцы не на одном языке, а его «германские ветви» — никак «языком» быть не могут.

Поиск

Журнал Родноверие