Рядом с нашими предками "существовал" целый мир мифических существ, в которых они верили и старались с ними дружить. В обычном доме вместе с хозяевами жил еще с десяток разнообразных духов – каждый со своим характером и повадками.

Славя́нское неоязы́чество, роднове́рие (родна́я ве́ра) — неоязыческие новые религиозные движения[7] в среде современных славянских народов, ставящие своей целью возрождение или реконструкцию славянских дохристианских обрядов, верований и мировоззрения[8], «исконной арийской традиции»[9].

Анна Куприяновна Барышникова родилась 24 августа 1868 года в небольшой деревеньке Чуриково, что близ села Большая Верейка Землянского уезда Воронежской губернии (ныне это территория Рамонского района) в семье безземельного крестьянина Куприяна Левоновича Колотнева. Несмотря на нелёгкую жизнь, и отец, и дед Анны славились сказками на всю округу. Их талант передался Анне Куприяновне, чей творческий багаж составляют полторы сотни сказок, в которых действуют люди, звери, мифологические существа.

Большинство из нас слышала о мосте Биврёсте из скандинавской мифологии, который соединяет Небеса и Землю. Также по нему съезжают асы к источнику Урд, что находится в корнях Иггдрасиля. Однако, что не удивительно, подобный сюжет является достаточно распространённым среди индоевропейцев. К примеру, у древних греков есть представление о радуге как о мосте, по которому передвигается посланница богов Ирис.

От редакции

В N 4 «Московского журнала» за 2007 год была напечатана подборка легенд и преданий старой Москвы, записанных, как отмечено в предисловии составителя, «пионером собирательства старинных изустных народных рассказов» Михаилом Николаевичем Макаровым (1789-1847), имя и труды которого до сих пор известны лишь узкому кругу специалистов. Выпущенные им в 1838-1840 годах три тома «Русских преданий» охватывали отнюдь не только московский, но и многие другие регионы Российской империи. Сегодня мы публикуем выдержки из разделов триптиха, посвященных Рязанской и Владимирской губерниям.

Сквозь века слышу цокот коней,
Скрип тележных колёс на дороге,
Ржанье самых надёжных друзей
И помощников – лучших, чем боги!

Много тысячелетий тому назад ледник принёс огромные камни-песчаники на берега Красивой Мечи и Дона. Люди давно их заметили, а самые оригинальные отметили в исторических документах и в мифах. Основной признак сакральности камней – местонахождение в бойком, в ключевом месте. Особенно ценится крупный размер и верхняя столовая поверхность, с впадиной, для приношений. Восторг вызывают изображения людей, животных или загадочные знаки. Совсем хорошо, если имеются полости с водой – с живой и с мёртвой. Даже один из этих признаков даёт повод к высокой оценке, а уж тем более их совокупность.

День рождения 15 марта 1958, профессор, доктор филологических наук, фольклорист и этнограф.

Аннотация: Среди публикаций, подготовленных Иваном Петровичем Сахаровым (1807-1863), имеется ряд текстов, представляющих собой литературные стилизации на фольклорной основе. В статье рассматривается один из таких псевдофольклорных текстов — колядка, в которой описывается жертвоприношение козла. Данная колядка была впервые опубликована И.П. Сахаровым в 1837 г., перепечатана И.М. Снегиревым в 1838 г. и потом воспроизводилась многими исследователями славянской мифологии. Установлено, что эта колядка представляет собой своеобразный монтаж из двух текстов: первый из них — колядка, напечатанная впервые в 1817 г. И.Е. Срезневским в «Украинском вестнике», а второй — песенная вставка из сказки о братце Иванушке и сестрице Аленушке (СУС 450). Такая контаминация имеет уникальный характер и встречается только в одном тексте, позднее многократно перепечатанном. В статье аргументируется точка зрения, согласно которой данную колядку можно считать результатом сотворчества безымянных носителей фольклора, И.Е. Срезневского и И.П. Сахарова. Для техники стилизаций Сахарова характерны контаминации произведений разных фольклорных жанров, в результате чего появляются тексты, неизвестные в аутентичной традиции. Несмотря на то что сахаровская колядка представляет собой авторское произведение, целые поколения историков и мифологов видели в ней описание ритуала, который совершался в глубокой древности языческими славянами.

Ключевые слова: фольклор, Иван Петрович Сахаров, литературная стилизация, мистификация, подделка, колядка, жертвоприношение козла.

На сегодняшний день накоплен некоторый опыт в определении социального облика древнерусских городищ. Исследователи согласованно разделяют укрепленные поселения по социальному признаку на города, военные крепости, боярские и княжеские усадьбы-замки и укрепления общинного типа (т. е. укрепленные деревни). Иногда сюда добавляют укрепленные центры волостей и погостов. Городами считаются центры развитого ремесла и торговли. Крепостями — поселения с преимущественно военными функциями. Усадьбами-замками — центры феодальных вотчин. Укрепления общинного типа и укрепления деревень феодального времени условно именуют народной самообороной. Впрочем, по данным хронологии число памятников, имеющих некоторые права считаться укрепленными поселениями сельских общин, столь невелико, что с середины XI в. их можно вовсе не учитывать. Наконец, в центрах волостей видят укрепленные поселения-становища, где размещалась местная администрация и куда стекалась дань с ближайшей округи.

Три июльских вечера с Мариинской оперой.

Руслан – это опера «Руслан и Людмила» Глинки. Тристан – опера «Тристан и Изольда» Вагнера. Мазепа – опера «Мазепа» Чайковского, и это всё проекты Мариинского театра, на которых автору этих строк довелось побывать в июле. Это проекты текущего репертуара – не премьерные, однако информационный повод поговорить о них всё же есть. Мариинская постановка «Руслана и Людмилы» пожаловала в Москву на Историческую сцену Большого театра России, и рецензент приобщился к ней 17 июля, а за двумя другими пришлось ехать в Санкт-Петербург. Главной целью визита в город на Неве на сей раз стал Пятнадцатый Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой (начиная со второго тура и до финала), но, по удачному стечению обстоятельств, в его окна удалось выбраться и на «Тристана и Изольду» (Концертный зал, 25 июля), и на «Мазепу» (Историческая сцена Мариинского театра, 26 июля).

Поиск

Журнал Родноверие