Умирающий и воскресающий бог — по мнению Дж. Дж. Фрезера и его последователей, широко распространённый мифологический архетип.

Согласно теории Джеймса Фрэзера, изложенной им в книге Золотая ветвь, умирающий и воскресающий бог являет собой олицетворение сил природы (Осирис, Адонис), «умирающей» осенью и «воскресающей» с приходом весны (ср. также миф о Персефоне). Вариантом мифа является сюжет, согласно которому божество не гибнет, но уходит куда-то (нередко — в царство мёртвых, подобно Персефоне или Таммузу, то есть символически умирает), бесследно исчезает, а затем возвращается. Согласно обрядовой теории происхождения мифа Фрезера, все умирающие и воскресающие боги когда-то были реальными священными царями и обожествлёнными правителями, убитыми при первых признаках упадка плодородия в целях возрождения последнего. Постепенно ритуальное цареубийство сменилось жертвоприношениями.

Термин «язычество» восходит к старославянскому «языцы» – народы, имеющие свой собственный язык, культуру, мировоззрение, письменность. То есть, язычество – это, буквально, «религия народов» или «народная религия».

Говоря о манере работы академика Б. А. Рыбакова, я уже отмечал, что летописные рассказы об установке языческих кумиров в Киеве и о крещении новгородцев нельзя воспринимать так, как если бы это были сообщения очевидцев событий. Нужна критика источников, ибо это сложные тексты, со значительными трудностями понимания, со многими разночтениями. К счастью, относительно их существует большая критическая традиция.

В семнадцатом веке на царицынских холмах жил в своём городке волхов Соловей. Он был известен чудесами. Потому власть всеми силами старалась его извести. Когда его городок был осаждён и все защитники перебиты, Соловей и его полдруга обратились птицами и улетели.

Летописи дают главную основу наших традиционных знаний о славянских языческих богах и их почитании у восточных славян.

Что ж, теперь давайте попробуем пронзить время и пространство и попытаемся заглянуть в прошлое. Что бы примерно оценить и представить, как жил человек в эпоху викингов. О чем он думал, как представлял себе мироздание, что им двигало. Сразу оговорюсь, мой очерк не претендует на какую-то историческую точность. Я начитанный дилетант, не более того. Ну ещё краевед и любитель истории как науки, а следовательно вымысла тут будет по-минимуму.

Память культуры и субъективизм исследователя

В сущности на одних археологических источниках (или почти исключительно на них одних) была построена концепция глубокой автохтонности славян на Украине, исходная для Рыбаковских построений о славянском язычестве. Свою концепцию развития древнеславянской религии Рыбаков строил, будучи убежден в исконности обитания славян на широких пространствах Украины.

В глубокой древности у формирующегося человеческого общества возникает потребность осознания мира окружающей природы и своего места в нем. Полученные сведения, знания складывались в единственной «академии» — голове каждого человека.

Древние славянские божества и забытые старинные русские игры как способ воспитания патриотизма.

Авторитет и критика

Рыбаков начал публиковать свою концепцию славянского язычества еще в 60-е гг., а к 80-м завершил ее, изложив в двух монументальных томах: «Язычество древних славян» (1981, 608 е., тираж 20 000, далее в ссылках указывается как I) и «Язычество древней Руси» (1987, 784 е., тираж 95 000, далее в ссылках указывается как II). Два этих тома академика Рыбакова сводят воедино множество его статей (начиная с 1961 г.) с добавлением новых разработок и составляют один труд.

Видео

[видео]

Часть 1

История эволюции русского язычества

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

Поиск

Журнал Родноверие