Пятница (Блинова Татьяна Эдуардовна) — участница языческого движения с 1999 года, педагог, писатель, исследовательница традиционной культуры славян, коллекционерка старинных полотенец, участница волонтерского движения в Городе мастеров Бирюлевского дендропарка.

Теле и видео: канал Культура «Черные дыры, белые пятна» от 03.07.2008 г., сюжет «Исследования языческой символики традиционной русской народной вышивки»; Дискуссионый клуб родноверов, сюжет «Родноверы о наследии Порфирия Иванова» от 23 ноября 2018 г.; Бит жизни! Агентство культурных новостей, сюжет «Волшебные рушники» от 29 июля 2020 г.

Изданные работы: Народная одежда // учебник Азбука нравственности. Книга для чтения 4 класс. М. 2007, с 58-61; Письмо // электронная книга Грамматика нравственности 8 класс. Учебное пособие для учащихся. Урок13. М. 2008; Алгоритмы традиционной культуры славян. Книга 1 «Мудрые науки, чтобы ведали дети и внуки», книга 2 «Уряды языческих праздников. Практическая магия славян» М. 2016; Знаковедение. Знаки и знаковые системы народной культуры. Материалы второй международной конференции. СПб, 2018; Обряды и праздники Родноверия: славянская свадьба, день рождения, традиционное воспитание, последний путь. Изд. 2-е. — Москва: Велигор, 2020.

МАКОШЬ древнейшая богиня славян, покровительница плодородия и материнства, дома и женских работ. Как все древнейшие боги полигамна. Её число – 5, её время – лето и осень.

Точное произношение и написание ЕЁ имени доподлинно неизвестно. Из всех вариантов (Мокошь, Мокушь, Мокуша, Мокушка, Макошь, Макешь), наиболее древним является, скорее всего, вариант с корневым «А», так как «оканье» в индоевропейских языках явление позднее. Корневое «О» появилось, видимо, с возрастанием роли земледелия, где так важна влага, и созвучия с глаголом «мочить».

Чудесно рожденный (от змея) Волх – чародей и оборотень, охотник и воин совершает набег на Индию (в некоторых вариантах былины на Орду или на Турцию). Во время похода Волх охотой кормит дружину, одевает воинов в шкуры. Превращаясь в разных животных, портит оружие врага, обратив дружину в муравьев, проникает за стены города, и там, вернув им человеческий облик, дает указания товарищам...

Соображения волхвы Пятницы по поводу Солнечного затмения.

Вариантам народной песни «Заплетися, плетень», под которые исполняются замысловатые хороводы, можно сказать, повезло: они до сих пор популярны, их поют и под них танцуют люди, не равнодушные к народной культуре. Но все ли понимают смысл текста, а через него степень древности действа? Давайте разберемся.

Этнографы отмечают: «Весенние заклички – один из самых мощных календарно-музыкальных жанров на Смоленщине. Трудно назвать другую традицию, где жанр весенних закличек был бы так же развит» (с. 27). «Смоленская традиционная культура относится к числу древнейших в восточной Славии. По словам Е. В. Гиппиуса, здесь фиксируются "исторически наиболее ранние и, по всей вероятности, корневые формы песенного искусства восточных славян". Полевые исследования РАМ им. Гнесиных … засвидетельствовали относительно хорошую сохранность развитой системы ритуалов и связанных с ними мифологических представлений» (с. 7).

В работе С.В. Горюнкова «О сюжете «Илья Муромец и Соловей Разбойник»» автором предложено интересное прочтение данного сюжета: как метафору противостояния культов Велеса и Перуна, а позже — христианства и язычества, а местом действия описываемых событий автор определил на Брянщине и сопредельных областях.

Наступил период славянской богини Марены (Мары, Морены, Маржаны) — Зимней Матушки, госпожи Метелицы.

Язык – это брод через реку времени…

В. М. Иллич-Свитыч

Старинная народная похвала красавицы: «лебедушка», «лебедь белая»1 , то есть, сравнение женщины с птицей, в настоящее время понимается как отсылка к изяществу и характерной длинной шее лебедя.
Однако, по данным этнографии и фольклора, длинная, тонкая шея человека в народных представлениях красивой не считалась, скорее, наоборот, тонкую шею насмешливо называли «цыплячей», длинношеего человека дразнили гусаком, гусыней, а изогнутая шея считалась болезнью «кривошеей».

Изучение этнографии, фольклора, семейных преданий и письменных источников, с точки зрения военной традиции, позволяет мне утверждать, что в прошлом, помимо общеизвестного применения полотенец рушники служили:

Первые упоминания рушников находим в летописях, описывающих события XI — XII веков1, например, в грамоте Ростислава за 1150 год сообщается что торопчане доставляли смоленскому епископу скатерти и убрусы(полотенца, рушники)2. То есть в Древней Руси полотенца имели место быть и в большом количестве. Зададимся вопросом, как же они выглядели. Письменные источники и археология не дают ответа на этот вопрос, и, казалось бы, шансы найти на него ответ отсутствуют.

Поиск

Журнал Родноверие