Первые упоминания рушников находим в летописях, описывающих события XI — XII веков1, например, в грамоте Ростислава за 1150 год сообщается что торопчане доставляли смоленскому епископу скатерти и убрусы(полотенца, рушники)2. То есть в Древней Руси полотенца имели место быть и в большом количестве. Зададимся вопросом, как же они выглядели. Письменные источники и археология не дают ответа на этот вопрос, и, казалось бы, шансы найти на него ответ отсутствуют.

Однако, наука не стоит на месте, не так давно появилось понятие «общий фон эпохи», он образуется совокупностью всего, что сделали люди в данное время в данной местности. Применительно к рушникам, нас интересует эпоха Ярослава Мудрого.

К счастью, из далекого XI века до нас дошло не мало произведений литературы, архитектуры, живописи, вот что отмечают специалисты:

«Знаменательно, что вся культура эпохи Ярослава, все стороны культурной деятельности первых лет XI века проходят под знаком тесного взаимопроникновения архитектуры, живописи, политики, книжности в недрах единого монументального стиля. Это золотой век древней русской литературы, — век, оптимистически обращенный к русскому будущему»

Д. Лихачев3

«Еще чувствуется дыхание большого и жизнерадостного искусства в фресках …, в убранстве Мстиславова Евангелия и мн. др. Еще воздвигаются обширные и светлые здания, типичные для Киевской державы. Еще не прошла резкая межа между архитектурными формами Киева, Новгорода, Чернигова… Русская культура еще предстоит наим во всем величии монументальности, типичной для конца X – XI века»4.

Создан литературный язык, отражающий высокую культуру устной речи, разработана специальная терминология: военная, феодальная, юридическая, охотничья, в основе многих терминов лежала яркая образность (Там же. С.66-67).

Особое внимание летописи уделяют воинской славе и чести, идет постоянная оглядка на ратные победы отцов и дедов. Яркая образность проявляется в метафорах, в начале XI века летописец пишет о книгах: «Се бо суть рекы, напаяюще вселеную» (вспомним, что в сказках рушник превращается в спасительную реку, которую злодеи не могут пересечь:

«Бегут они, а Яга догоняет, бросила девица полотенце, и сзади них появилась широкая река»

— не из XI века ли эта сказочная метафора?5.

XII век был иной, лингвисты, изучающие «Слово о полку…» и другие тексты этого времени отмечают:

«Поэтическая техника древнерусских текстов состоит, как показывает Р. Якобсон, в перекличках неких звуковых компонентов, не обязательно точно повторяющихся и не обязательно близко контактирующих, — создается звуковая игра. <…> Эти сплетения и пересечения звуковых компонентов выглядят как некий второй, дополнительный текст, со своими особыми ассоциациями и аллюзиями»

Т.М. Николаева, «От звука к тексту». М. 200, С.441

Итак, для общего фона эпохи начала XI века был характерен оптимистический настрой, монументальность, простор, свет, яркая образность, оглядка на славные деяния предков и забота о собственной «хорошей славе». Несомненно, что рушники того времени в целом соответствовали таким характеристикам.

Всем этим критериям соответствует рушник моей частной коллекции, условно названный «Маки»:

image1
Рушник «Маки» из коллекции автора, соответствующий «общему фону эпохи» XI века

Судите сами: соответствующую общему фону эпохи монументальность обнаруживаем в крупных фигурах мотива «банки», пришедшего, как считают исследователи, на Русь из Византии.

Простор обеспечивает белое пространство между отдельно стоящими вышитыми фигурами.

Свет и образность дают преобладание красного цвета и узнаваемость, не абстрактность изображения (цветы).

К оглядке на славные дела предков отсылает, вероятно, давно забытый мастерицами факт копирования узоров с добытых на западе и на востоке цветастых тканей («паволоки половецкие» в Слове о полку).

Заботу о своей хорошей славе находим в тщательном исполнении изделия, качестве полотна и вышивке.

В XII веке орнаменты усложняются, раппорты тесно переплетаются и не повторяются в точности, их сочетание образует второй план изображения. То есть в вышивке пропадает простор, фигуры сдвигаются и переплетаются, просветы полотна в узорах минимальны, не крупные узоры многочисленных ярусов-полос создают иллюзию мелькания, движения. Фигуры, используемые в орнаментах зачастую многозначны, это не просто цветы, а цветы-солнца, не просто перекрещенные ромбы, но и вспаханные поля и т.п. Изображения становится возможным «читать» и толковать по-разному.

Этим критериям в моей коллекции соответствует рушник, условно названный «Составной»:

image2
Рушник «Составной» из коллекции автора, соответствующий «общему фону эпохи» XII века


  1. И.Л. Симакова Традиции русской народной вышивки в художественных промыслах М.2000, С.81
  2. Там же
  3. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. М. 1979, С. 45
  4. Там же, С. 48
  5. Переславское Залесье. Фольклорно-этнографическое собрание С.Е. Елховского. Выпуск 2. М. 2012, № 2, С.252

Пятница трудилась
Вся слава Предкам!
Май 2022г.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие