Рабочий год у наших предков определяла сама природа. Их календарь делился на летнюю и зимнюю половины и начинался обычно с марта. Весна давала старт новой заботой о будущем урожае. От того, насколько теплой и удачной она выдастся, зависели благополучие и образ жизни человека. Поэтому весной все мысли и устремления были направлены на начало работы в поле. Об этом и пели. Каким явлениям наши предки придавали сакральный смысл?

253ce96e7a729f4e784a834066c81fa5
Фото из открытых источников

Обряд «кликания весны» на территории современной Беларуси родился давно, еще в языческую пору. В советские времена его вспоминали нечасто, но в наши дни он встречается у восточных славян достаточно широко.

Живая песня — тонкая материя, где всегда остается место неуловимому. Вариативность, "выращивание-становление" как принцип формообразования, характерные для устного бытования текста, всегда вступали в противоречие с расшифровкой одномоментно зафиксированного звукового потока, с графической формой застывшей конструкции музыкальной строфы. И тем не менее мы сделаем попытку преодолеть этот "барьер".

Многоголосная казачья историческая песня "На речке Камышинке", представленная порождающей письменной структурой, способна, на наш взгляд, вновь и вновь воссоздавать песню как живую ценность.

В богатой сокровищнице белорусского народного песенного творчества хор занимает особое место. В настоящее время это по-прежнему популярный народный жанр. Осмысленный и художественно совершенный хор чутко реагирует на многие события, происходящие в обществе и жизни людей.

Интерес к русскому фольклору пробудился одновременно с интересом к российской истории — в XVIII столетии, но на протяжении целого века это были не столько записи песен и сказок, сколько их литературные обработки. Первые попытки напечатать песни в том виде, в каком они живут в народе, вызвали резкий протест! То ли дело , когда плоды простонародной фантазии облагорожены языком светских гостиных...

О чем сказка “Креслав и Ведана”? О любви! Страстной, всепоглощающей. Больше жизни герои любят друга, свою общину, землю и родных богов. Не жалея себя, они бьются с врагами, пришедшими разрушить Аркону — последний оплот западных славян.

Как и в любой сказке, в разгар тяжелых, драматических событий в жизни Креслава и Веданы происходят чудеса. Но сотворены они не потусторонней мистической силой, а любовью главных героев, их желанием сберечь от врагов свой мир.

Песенная традиция деревни Кривцово Нелидовского района Тверской области — яркий образец народной музыкальной культуры западнорусского региона. Благодаря стечению многих обстоятельств в деревне сформировался песенный коллектив, объединивший в своем репертуаре песни нескольких деревень одного стилевого «куста».

Их очень много. Нас интересуют такие песни, в которых чувствуется древнейший пласт праздника. Эти песни исполнялись и исполняются на современных Масленицах языческих общин.

Разрумяными блинами
Мы Весну встречаем с вами
Чучело Зимы сжигаем,
В хороводе распеваем.
Бабушка, бабушка, бабушка.
Испеки оладушки, оладушки –
Горячие и пышные,
С малиною и вишнею,
С малиною и вишнею.

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

[видео]

Часть 1

Перун Громовержец. Князь Богов

Поиск

Журнал Родноверие