Вариантам народной песни «Заплетися, плетень», под которые исполняются замысловатые хороводы, можно сказать, повезло: они до сих пор популярны, их поют и под них танцуют люди, не равнодушные к народной культуре. Но все ли понимают смысл текста, а через него степень древности действа? Давайте разберемся.
Один из наиболее кратких вариантов:
Заплетися, плетень, заплетися,
Завернися труба золотая,
Догадайся кума молодая.
Припев: Выходила утушка, выводила детушек ...
Иногда поется о гусях:
Через сад я гусей выгоняла,
Через зелен серых выкликала.
Во втором куплете сообщается что плетень заплелся, труба завернулась, кума догадалась, в третьем – расплетание плетеня, развертывание трубы и опять — таки догадки кумы. Действия хоровода (фигуры танца) в разных местах могут отличаться друг от друга, но всегда происходят в соответствии с текстом – это действа заплетения и расплетения.
И кума, причем, молодая, о чем – то догадалась совершая выкрутасы, слушая и запоминая песню. То есть, данный хоровод и песня — это некая загадка и в нем, с подачи знающих, путем собственных усилий девушка получала некую информацию (отгадку). И все это происходило в процессе осуждаемых церковью «гульбы и плясания» и «хребтом вихляния». Это ли не архаичное посвящение в группу ведающих? Но в чем, собственно, состоит это знание?
Для полноты картины рассмотрим и другие варианты песни, все они начинаются одинаковым повелением: «Заплетися, плетень, заплетися...» Вторая строчка содержит либо призыв завернуться золотой трубе, либо завязаться узлу. Иногда после следует повеление завязаться лентам и/или завернуться дорогой материи.
Призыв к молодой куме о догадке есть не во всех вариантах, что не делает тексты более понятными. Что это за заварачивающаяся и разворачивающаяся труба, завязанные узлы, ленты, парча?
В придачу к этому, есть варианты с призывом трубе завернуться
«Вокруг столба дубовОго, / Кругом ясеня зеленОго...», или «Вокруг столба дубовОго, / Кругом свеченя зеленОго...»
И причем тут гуси и утка? В некоторых вариантах утка сама выходит и выводит за собой утят, а иногда ее выгоняет девица. Куда, зачем?! И вот эта утушка почему то топит своих детушек во сладком медку да патоке!
Постепенные отгадки
Тут, конечно, нужна раскадровка. Наиболее понятные образы рассматриваемых текстов – плетень, ясень и утка с утятами. С них и начнем, а именно, к конца, с припева про утку и гусей.
Куда утка обычно выводит утят, и куда этот табунок может выгонять девица? В нашем представлении – к водоему. Действительно, в подавляющем большинстве фольклорных текстов образ утки прочно связан с плаванием по Синю морю, Дунаю, любому водоему. Это да, но не всегда. Вся польза от посещения водоема для уток и гусей заключается в кормовой базе, и только. Но есть места, где утки и гуси помимо собственного насыщения еще и приносят пользу удобряя землю и уничтожая насекомых.
В настоящее время в наших краях такой прием взаимовыгодного совмещения растениеводства и птицеводства не сохранился, в отличие от азиатских стран. В Японии до сих пор применяют древнюю методику рисоводства айгамо, выпуская тьмы уток и гусей на рисовые поля, как и в других соседних странах .
Но эта древняя методика мало эффективна без ограждения поля:
«Хотя преимущества велики, все же у такого метода есть минусы. Главный — нападение хищных птиц и зверей на уток. Особенно опасен начальный период, когда на поле выпускают утят. За ними охотятся вороны, целыми стаями собираясь над полями, также прибегают из леса лисы, ласки, еноты. Вот почему нельзя использовать методику Айгамо без надлежащего ограждения вокруг поля. Но если все нормально организовать, обустроить укрытие для птиц, качественно огородить территорию, то можно потом не волноваться за урожай риса»
(Ни один вредитель не пройдет: как в Японии утки помогают сельскому хозяйству)
На фото ниже мы видим слева ограду из пластиковой сетки. Несомненно, что в старину поля ограждали плетнем.
Но утки и гуси любят воду, на рисовых полях ее достаточно. Можно ли утверждать, что и на наших полях утки чувствовали себя комфортно, иначе говоря, легитимно ли сравнение методики айгамо с описанием выгона утиного семейства в вариантах текстов рассматриваемой русской народной песни?
Тут важны сроки. Дикие утки выводят птенцов мае-июне, да и у домашних уток пик яйценосности приходится на это же время, то есть утята выводятся в начале лета. Ниже приведена таблица, из которой мы узнаем, что всходы яровой пшеницы ( то есть, результаты весеннего сева) в средней полосе России появляются одновременно с появлением птенцов у диких и домашних уток.
С другой стороны, агрономы отмечают, что начальные фазы развития злаковых всходов являются критическим периодом по обеспечению влагой.
До нас дошли заклинания наших предков:
Дождь, дождь,
На бабину рожь,
На дедову пшеницу,
На девкин лен!
И шли июньские — июльские дожди, и водоплавающие птицы с удовольствием шли на влажные злаковые нивы, уничтожая хлебных жуков и блошек, клопов, злаковых мух, тлю, трипсов, хлебных пилильщиков и прочую нечисть. И росли злаки, проходя определенные стадии развития. Сегодня они называются так:
Вот она, под номером три, наша труба золотая (то есть, драгоценная), которая обязательно должна завернуться, постоять завернутой и развернуться, то есть начать колоситься! И это значит, что в хороводе молодую куму обучали магическому приему поддержки злаковых культур, радению на прохождение растениями важной стадии развития – выхода в трубку. Еще раз подчеркнем необходимость влаги в этот период:
А что же с вариантами с требованием завязаться и развязаться узлу?
В них говорится о второй фазе развития злаков, предшествующей выхода в трубу, в настоящее время она называется кущение, то есть образование побегов из узла, расположенного у основания главного побега злака (Википедия).
Современным специалистом описывается завязывание и развязывание узла ячменя: Начало трубкования растений отмечается когда стеблевой узел прощупывается сквозь влагалище листа на высоте 3-5 см над поверхностью почвы. Нижние междоузлия раздвигаются и стебель начинает удлиняться. Рост стебля начинается с удлинения нижнего междоузлия. Рост междоузлий заканчивается к концу цветения – началу налива. Фаза выхода в трубку длится в среднем 15-25 дней.
В этой фазе ячмень очень чувствителен к недостатку влаги, питательных веществ и других факторов жизни.
То есть варианты песенных текстов с упоминанием узла, который призывают завязаться, а потом развязаться – есть радения на образование, завязывания у побега узла, а потом выгон из этого узла нескольких листьев – «кустов», своего рода «развязывание».
В этой связи вспоминается весенний обряд восточных славян «Вождение куста» — когда лучшую девушку обвешивали зеленью и водили от хаты к хате, а там хозяева обливали ее водой. Становится ясным, что обряд был направлен не просто на вызывание дождя для стимуляции роста любых растений, но на помощь конкретной стадии развития злаков – кущению. К сожалению, в современных попытках возрождения обряда отсутствует важнейшая его часть – обливание Куста водой.
Варианты текстов с призывами завязаться и развязаться алой ленте и тафте камчатой/ камке кружчатой (дорогие ткани), вполне могут быть указанием на реальное магическое действо завязывания и развязывания реальных лент и платков в нарядах исполнительниц обряда, аналогично многократно описанному обычаю развязывания всех узлов в доме и на домочадцах во время родов , и завязыванию узлов для прекращения маточных и иных кровотечений.
Мы видим, что в вариантах вроде бы одной песни, описываются разные стадии развития злаков – кущение и выход в трубку. Очевидно, что магичесские хороводы с упоминанием узла и трубы должны были исполнятся в разное время, в зависимости от роста всходов, как бы подбадривая, стимулируя этот рост, а утки и гуси выпускались на зеленя во время обеих этих фаз развития.
Красивое и несколько тревожное описание о потоплении утят в яствах сахарных, меде, патоке – есть метафора погружения утят в условия обильной жировки на влажных полях, кишащих насекомыми и червями, после чего их ждал закономерный для птицеводства конец.
Ну, а пока:
Что на свете сера утица
Потопила малых детушек,
Что во меду, во патоке,
Что во ясной сохранности...
Упомянутую ясную сохранность птенцов на свете уткам и гусям помогали люди, устраивая плетни, рядом с которыми серые птицы были почти неразличимы для хищников.
Далее перейдем к вариантам с упоминанием
«столба дубовОго и ясеня зеленОго» или «столба дубовОго и свеченя зеленОго»
вокруг которых должны заплетаются плетни и выходить в трубку злаки.
Этнографии хорошо известны обычаи оставлять среди полей одиноко стоящие почитаемые священные деревья или небольшие рощи. Часто рядом с ними устраивали общественные молельни – часовни и поклонные столбы.
Дерево в поле
Часовня в поле под деревьями
Поклонный столп среди поля
Так современный художник видит место поклонения язычников – столб под деревом стеди поля. И этот образ родился независимо от нашего исследования.
Все это вкупе дает нам право утверждать, что истоки весеннего хоровода «Плетень» уходят в языческую древность, песня вкупе с танцем были направлены на магическую поддержку роста злаковых культур в конкретных фазах развития — кущения и выхода в трубку. Тексты содержат повелительные обращения к ограде и растениям поля вокруг почитаемого дерева и дубового столба (вероятно, идола), девушки в танце показывают, что нужно сделать плетню и злакам – завится, развится. Черезвычайно деликатно описывается выход в поля уток и гусей, уничтожающих вредителей и удобряющих всходы.
Вслед за А.Н. Афанасьевым хочется воскликнуть: «Удивительно поэтично смотрели славяне на природу»!
Т. Э. Блинова Март — апрель 2024