Летом 1978 года Вячеслав Зинов, 18 летний любитель старинных вещей, путешествовал по беловежской пуще. В одном хуторе ему удалось купить старинную книгу- молитвенник в конце которой были вклеены рукописные листы, озаглавленные "Языческие говоры с Нарева". Текст представлял собой словарик польского и какого-то неизвестного языка. Буквы выцвели, и в целях расшифровки парень переписал слова в тетрадь. Вскоре он ушёл в армию. В его отсутствие родители, опасаясь книг религиозного содержания, выкинули раритет в помойку.

После армии Слава узнал от некого краеведа, что до появления славян в беловежской пуще жили язычники — ятвяги, говорившие на языке, похожем на литовский (индоевропейский). Зинов написал письмо в вильнюсский университет. Там, хотя и опасались фальшивки, но, всё-таки занялись проверкой. Углублённый лингвистический анализ слов, зафиксированных в копии словарика, убедил учёных в правдивости Вячеслава Зинова. 205 слов из его тетради являются единственным письменным памятником неизвестной балтийской речи языческого периода, когда — то звучавшей в бассейне реки Нарев.

Источники древней Руси и Польши говорят о том, что около 1264 года ятвяги ещё жили в полесье, но вперемежку со славянами. В конце 13 века эти земли опустошили христиане тевтонского ордена. Часть населения крестоносцы истребили, часть переселили в чужие края. В источниках упоминается, что отряд ятвягов под руководством скурда не сдался крестоносцам и отправился в Литву. В остатках выжженных лесов скрывались язычники, не желавшие креститься. После завершения войн, к 15 веку, эту территорию заселили поляки, литовцы, беларусы. Вероятно, словарик был написан до этого времени, так как в нём есть слово, означающее крестоносцев.

27

В словаре упоминаются Лаума и Перкус с пояснением "поганские". Безсуффиксальная форма слова "Перкус" (балтийский Перкунас — Перун), не встречается в других балтийских языках, и более созвучна с древним фракийским (индоевропейским) языком.

Утрата оригинала словарика, неуважение к книге, нетолерантность и невежество нанесли невосполнимый ущерб науке. Фанатики — христиане разгромили этнос язычников, а советский атеизм чуть было не уничтожил последние сведения о нём.

Но, несмотря на все препоны, голос исчезнувшего племени дошёл до нас и был услышан. Слава богам!

(Балто-славянские исследования. 1983. М. 1984. З. Зинкявичюс. Польско- ятвяжский словарик? С.3 — 29.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие