Соображения волхвы Пятницы по поводу Солнечного затмения.

...каждый имеет право узнать себя в том,
что ему больше подходит, и укрепиться этим.

А. де Бенуа

В настоящее время имеются многочисленные фольклорные свидетельства о магических действиях славян во время затмения Луны. Обряды Солнечного затмения наукой не зафиксированы. Однако это не означает того, что их (обрядов) не было. Попробуем разобраться, как на событие затмения Солнца (далее — З.С.) могли реагировать наши предки, придерживающиеся языческого миропонимания.

«Возникновение и развитие фольклора, а также мифологии шло по пути от обряда к фольклорному тексту, от достаточно синкретичного текста к разным жанрам...» (Н.И Толстой. С.573). Для реконструкции обряда нам необходимо проделать обратный путь — проанализировать разножанровые фольклорные тексты о Солнце и Луне, выявить «основной текст», который и будет описанием незафиксированного наукой обряда. Для исследования будут привлечены восточнославянские, балтийские и древнеиндийские тексты, а так же лингвистические данные.

В народном творчестве индоевропейцев Солнце и Месяц представляют собой супружескую пару у которой есть дети — всё живое на Земле.

Русская жнивная песня:

А я роду хорошего,
А мой батька — ясен месяц,
А моя мати — красно солнце,
Мои браты — соловьи в лесе,
Мои сёстры — в жите перепёлки...

(«Обрядовая поэзия»)

Беларуская свадебная:

Ой, стеклося да две речки,
Ой, сошлися двое на посаге,
Первый посаг — ясен месяц,
Другой посаг — красно солнце.

(«Беларуская свадьба»)

То же находим и в латышских дайнах: «Месяц и Солнце связаны в балтийской мифологии сюжетом Небесной свадьбы...».

Кто это рассказал, что видел,
Что Солнышко было девушкой?
Это Месячик о том рассказывал,
Он с неё веночек снимал.
(«Балто-славянские исследования 1984». С.23)

Свадебные гимны Ригведы (Х,85) и Атхарваведы (ХIV,1,2) «...начинаются с аллегории брака Сурьи, дочери Солнца с Сомой (Месяцем). Вся сцена, происходящая на небесах, представляет собой метафорическое описание. Каким бы фан — тастическим ни был сюжет, можно с уверенностью заключить, что поэты опирались на знание обрядов, почерпнутое из практики. В этих гимнах можно выделить основные детали свадебных обрядов...» (Р.Б. Пандей. «Древнеиндийские домашние обряды». М.1982. С. 169)

Следует отметить, что жёсткой привязки типа — Солнце — женщина, Месяц — муж — чина в традиции нет. Гендерные роли могли меняться, Красным Солнцем могли называть мужчину, а Луна выступала в женской роли. Здесь для нас это не важ но. Важно то, что они всегда составляют разнополую пару,имеющую супружеские отношения, подтверждемые фактом наличия общих детей. Для обозначения интимных отношений в русском языке есть множество терминов, один из которых — «покрыть». Например: «бык покрыл корову», и более изящно: «придёт Покров, покроет девку платком», то есть она будет иметь законные супружеские отношения. Закрытие, покрытие Солнца Луной (Месяцем) вполне могло восприниматься в том же духе, ведь они в мифологическом плане — муж и жена. Но, как справедливо отметил волхв Огнеяр, «вопрос в том, понимали ли предки то, что диск Солнца закрывается от взора наблюдателя с Земли именно Луной ?» Данными славянской и ведической традиций по этому вопросу я не располагаю. Зато известно, что в период индуизма (средневековье), когда древние ведические знания частично забывались и упрощались,индийцы считали, что затмение это закрытие Солнца но не Луной, а особым небесным телом — планетой Раху. Причём словом «раху» называлась и несуществующая планета, и само затмение, и демон болезни в облике крокодила (дракона). Отсюда метафорическое описание затмения как нападения демона на Солнце.

Вообще период индуизма, так же, как и европейское Средневековье отличается нагнетанием страстей — в эпической литературе Индии заметно увеличивается число классов Богов и демонов («Индия: религия, верования, обряды». А.М. Самозва нцев.М. ИВ РАН 2003). Одним словом — мракобесие (повышенная тревожность, население ранее нейтральной темноты отрицательными сущностями и т.д.). Но мы-то знаем, что Солнце закрывается Луной, а не планетой Раху. Повторять ошибки предков, даже таких уважаемых, считаю нецелесообразным. «Сегодня нам представляется опасным не столько исчезновение язычества, сколько его возрождение в примитивных или ребяческих формах» (Бенуа А. де). Применительно к рассматриваемому здесь вопросу я считаю «ребячеством» боязнь насту пающей при затмении С. темноты, и примитивом концепцию «А зелёный крокодил Солнце в небе проглотил».

Впрочем, на ранних стадиях развития человеческого сознания процесс поглощения (поедания, присваивания) соотносился и с половым актом. Эти архетипы до сегодняшних дней сохраняются в индоевропейских языках и фольколре. Древне-русские генетически родственные и фонетически схожие глаголы «поять» и «поеть» означали съедение и котиус, что порождало своего рода «каламбуры». Под влия нием известных причин «неприличное» значение в текстах заменялось более нейтральным, это хорошо прослеживается на примере русской песни «Как во поле рябина стоит».

Вот вятская шутошная песня:

Ёж ползёт к девкам
Красных девок повидать...

Они общаться не желают, т.к. у Ежа мало денег:

Ох, запропала тут ежова голова,
Ему девки ПОЕСТЬ не дают,
Молодушки мужьям берегут,
Старушонки спасаются,
В монастырь собираются...

Чуткое к фольклору ухо сразу заметит тут некую нестыковку традиционного славянского хлебосольства с описанием поступков женского пола в этой песне. Почему, спрашивается, старухи отказываются покормить гостя, мотивируя это сборами в монастырь? Очевидно, что Ёж просит не еду, а нечто другое, в монастырях запрещённое.

Всё ставит на свои места вариант того же текста, зафиксированный в Архангельской области. Это Святочная поцелуйная игра. Парень, изображающий Ерша ходит около девок, которые поют:

Ёрш ползёт — извивается...
Попить — погулять,
Красных девок ПО...БАТЬ...
Ему девки ПОЕТЬ не дают,
Молодушки мужьям берегут,
Старушонки спасаются,
В монастырь собираются.

В конце концов девки и Ёрш сходятся в цене и целуются. Замечательно, что здесь эротическим символом выступает ёрш — юркая шершавая рыбка, таким же символом является и змей, и чешуйчатый дракон. Ирландская поговорка о девушке, боящейся выходить замуж гласит: «Она боится одноглазого дракона». (Со слов жрицы Вельмиры). Ясно, о каком «драконе» идёт речь. В Беларуском свадебном обряде Пинского района присутствует персонаж по имени Цмок (Змей). Этот наряженный страшилой человек в маске «...всеми силами старается отобрать молодую от молодого...» и его намерение — «поеть» новобрачную. Того же самого хотят и поезжане, выражаясь совершенно не двусмысленно:

Ой, возьмём да повезём
Иванову дочку,
Что захочем, то и сробим,
Поднявши сорочку.
(Песенный фольклор Полесья)

В русской свадьбе на честь невесты посягали волки (волкодлаки). См. статью К. Бегтина «К расшифровке образа зверя в традиционном свадебном обряде» (Вестник Традиционной культуры №2. С.141).

Эти агрессивные действия антагонистов жениха в русской и белоруской свадьбах полностью соответствуют одной из древнеиндийских форм брака из разряда «порицаемых»: «...увод девушки силою, в то время как она кричит и плачет, сопровождаемый убийством ...её родственников...называется браком Ракшаса» (Законы Ману). Как известно, Ракшасы — это злые зооморформные демоны. Включение в славянский чинный свадебный обряд ситуации неудачного похищения невесты чудовищем — зверем есть декларирование победы лада над разладом, Космоса над Хаосом.

Однако попытка Змея (волкодлака,демона)поеть деву-Солнце в Небесном контексте не может быть сопоставлена с Солнечным затмением. Месяц — не Змей. Со Змеем сопоставимы смерчи, ураганы, вихри затмевающие Солнце неожиданно, спон танно. Затмения же предсказуемы, так же, как и «правильная» свадьба. И хотя смерчи и затмения характеризируются отсутствием света, всё же тьма затмения и тьма урагана — «две большие разницы». Интим супругов и в наши дни в подавляющем большинстве случаев происходит в темноте, как и акты насилия — по тёмным углам. Однако — первое приветствуется, а со второе — порицается. Предла-гаю родноверам проводить охранительно — оборонительные обряды при угрозах бурь и ураганов, а покрытие Солнца Месяцем обыграть как Небесную свадьбу. Свадебные обряды насыщены действиями-оберегами, главное из которых — ритуальное веселье. «Шум и музыка во время свадьбы не только выражают общее веселье, но так же имеют значение «отпугивающего демонов» обряда».» Считается, что шутки (часто неприличные) во время свадьбы вызывают смех, способствующий плодородию. Такое же значение, очевидно, имеет распространённый в индии обычай ругать свадебных гостей» («Древнеиндийские домашние обряды»). Всё это имеет место и в славянских свадьбах («корильные» песни свахе, дружкам и другим участникам). И нам совсем не требуется выдумывать какие — либо дополнительные охранные действа во время затмения Солнца, достаточно произвести аутентичный брачный обряд.

Хорошо съыгранная свадьба является благом не только для супругов и их родни, она полезна для всего окружения (скота, полей, природы в целом). Можем ли мы считать, что Небесная свадьба — покрытие Солнца Месяцем есть благо для Земли? В личной беседе с автором волхв Любомир (по образованию физик)сообщил, что по последним научным данным Солнечное затмение ПОЛЕЗНО для планеты Земля. Монотонные процессы изнашивают физические тела, а небольшие встряски типа кратковременного понижения температуры атмосферы и поверхности Земли в результате закрытия Солнца Луной ПОВЫШАЮТ износостойкость системы. Это можно сравнить с выработкой иммунитета живым организмом. Состояние Матери — Земли во время и после затмения Солнца можно представить себе вспомнив, что чувствует человек, закаляющийся холодными обливаниями: сначала захватывает дух, а после — восторг, лёгкость, эйфория. То же происходит во время «правильной» свадьбы — хлопоты, волнения, страх неудачи сменяется радостным весельем, чувством исполненного долга.

Мне могут возразить, что имеются многочисленные свидетельства того, что З.С. воспринималось народом как плохое предзнаменование.Так смотря каким народом. В словаре В. Даля находим поверье: «Затмение бывает оттого, что злой дух скрывает свет Божий и в потьмах ловит христиан» (Если кому-то здесь нужны коментарии — смотри выше о мракобесии). Так же в качестве контраргумента некоторые ссылались на «Слово о полку Игореве» Напомню, что «Слово...» хоть звенит и полниться языческим мироощущением, — всё же это авторское произведение написанное про князей, для князей и их окружения,кишащего в 12 веке эмиссарами «новой веры». Впрочем, негативное толкование С.З. Появилось задолго до христианской эры. Недобросовестные жрецы многих развитых цивилизаций древности использовали свои астрономические познания в корыстных целях для устрашения паствы, состоящей в основном из необразованных рабов.

Современность же предполагает знакомство каждого европейца с программой средней школы, в которой азы астрономии имеют место. И нам ясно, что в момент С. З. Луна и Солнце не вступают в непосредственный «физический» контакт. Спрашивается, о какой свадьбе может идти речь?

По большому счёту понятие «интимные отношения», в том числе и супругов, гораздо шире, чем, собственно, котиус. Такое «тесное» общение двух особей в русском языке означается устойчивыми формулами типа:

с глазу на глаз

лицом к лицу

встреча на узкой дорожке.

Ситуация С.З. это как раз тот момент, когда Луна (Месяц) и Солнце стоят напротив друг друга, «лицом к лицу». Вот русская загадка: «Парень с девкой хороводятся, да никак не сходятся». Отгадка — Солнце и Месяц. Данная загадка описывает довольно часто возникающую ситуацию, когда на Небо одновременно выходят друг за другом Солнце и Луна, но в ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ точках небесной сферы. В момент затмения эта пара наконец-то сходится «лицом к лицу». Интересно, что в индийской свадьбе имеется церемония, которая так и называется:»смотрение друг на друга» (самикшана), брачующиеся сидят рядом и глядят в глаза друг другу. То же находим и в славянских свадебных обрядах, правда в виде негласного предписания, не выделенного в особый ритуал — жених и невеста сидят рядышком не поднимая глаз на гостей, но не из ложной скромности, а потому, что смотреть им положено только друг на друга. Существуют и другие ситуации «тесного общения». Например, когда Отец и Мать решают между собой какие-либо важные проблемы, забыв на время об окружающих, не обращая на них внимания. Дети и другие родственникимогут присутствовать при таком общении, но в отдалении, что в прочем, не мешает им радеть за удачный исход разговора родителей. Вот и мы, находясь вдалеке от Солнца и Луны можем от всей души порадеть за добрый исход их близкого общения в момент С.З. Мифология любого народа сочетает в себе довольно много противоречивого, а в обрядах путаного и на данном историческом этапе неприемлемого(например, кровавые жертвы). Применительно к сегодняшнему дню мы вольны выбирать из всего известного массива мифологии и обрядовых действ то, что соответствует нашему мироощуению и данным современной научной мысли. Свадебные обряды это обряды наиболее полно описанные и хорошо изученные. Настоятельно предлагаю отметить С.З. 29 марта 2006 года разыгрыванием прецедента Небесной сватьбы Солнца и Месяца, поставив перед собой следующие цели и задачи:

  1. Возбуждение и поддержание плодородных сил биосферы.
  2. Ознакомление широкого круга людей с элементами аутентичной свадьбы.
  3. Избавление от мракобесия — негативного толкования затмения Солнца.

Использованная литература:

1. Лирика русской свадьбы. Л. 1973.

2. Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды.М. 1982.

3. Поэтика фольклора. Сборник статей в честь 80-летия В.П. Аникина.

4. Рагович В. И. Песенный фольклор Полесья. Том 2. Свадьба. Минск 2002. (на беларуском языке)

5. Самозванцев А.М. Индия: религия, верования, обряды (древность и средневековье). М. 2003.

6. Толстой Н.И. Очерки славянского язычества. М. 2003.

7. Балто-славянские исследования. 1984.

8. Обрядовая поэзия. Книга 1, 2. М. 1997.

9. Русский фольклор. Материалы и исследования.Том XXX, XXXI. С.-П. 2001.

10.Русский семейно-обрядовый фольклор. Т. 22. Новосиб. 2002.


Примерный уряд

Основное:
  1. массовость, радостный настрой.
  2. ритуальные троекратные диалоги жреца с гостями.
  3. колличество жрецов — нечётное.
  4. невесту символизирует огонь, жениха — ветер.
  5. проводящие обряд жрецы, представляющие сторону жениха должны быть повязаны двумя рушниками крест-на-крест. Помошники-одним рушником (узел справа).
1

Обычный оберег места. Обязательно ритуальное выметание круга.

2

В общем кругу жрец трижды обращается к присутствующим, обходя заранее сло женую краду:

Первым разом, Божьим рассказом,
Званы гости, соседи дорогие,
Благословите свадьбу сыграть!
Все: Боги в помощь!
Жрец: Вторым разом...и т.д.

Возжигаем огонь. При его разгорании приговариваем величания невесте:

Ой, невеста добра,
Ой, споймала орла,
На весёлое житьё,
На обильно жито. И т.п.

Если подымется ветер: «любо-дорого глядеть, как невеста с женихом идёт!»

Если снег пошёл: «Снег и дождь на свадьбу — к богатству». Почеркну важность коротеньких фраз, применяемых «по случаю». Это не балагурство, а реальная передача (сохранение, продолжение) традиционной свадебной магии. Мы должны не только её знать, но и уметь применять присказки, поговорки, пословицы.

Жрица: «наша невеста разневестилась, смотрите, как горит!»

«кто ж её жар остудит? Жених то подходящий? и т.д. и т.п. Ей отвечает другая жрица: А жених у нас добрый молодец, весёлый, работящий, холенный:

Мати сына снаряжала,
Ясной Зорькой подвязала,
Облаком оболокнула,
да на звёзды застегнула.
(Возгласы одобрения).

Жрица: А узнает ли ваш хвалёный жених свою суженую?

3

Обряд «узнавания» невесты. В круг выходят несколько «невест». Ими могут быть и мужчины. Они должны выглядеть смешно и нелепо. Жрец от имени жениха начинает выбраковку: -Эта не наша, она бородата! Жрица: -ну и что, что бородата, зато золотом богата. Жрец: -не, нам ни за какие сокровища такая не подходит. А эта горбата, эта старовата, наше золото получше, наш жемчуг поскатнее и т.д. Выбракованые уходят по одному. Жрец показывая на костёр: Вот она, наша красавица!

Выкатался светел Месяц
он да по Небу,
Ко двору он спокатился
девы — Солнышка.
Она в тереме посиживала
поджидая друга суженого.

Жрица вносит ржаной (чёрный) хлеб-соль на рушнике(не путать с пшеничным ка-раваем украшенным символами плодородия), чествует невесту с женихом — кладёт хлеб и соль в огонь.

4

Появляется Змей (ряженый): «я невесту украду, поем, страчу!».

«А сейчас я украду Солнечную дочку,
Сделаю, что захочу, поднявши сорочку!»

Пытается снегом забросать огонь костра. Общими усилиями изверг выкидывается.

5

Жрец: Народ честной, гости званы, соседи дорогие!Благословите князя и княгиню закон принять.

Все: Да будет так! (Повтор 3 раза).

Жрец: глядя вверх: Божий Коваль, скуй нам свадебку,

Крепко-накрепко, долго-надолго! все: Гой!

6

Стелим на землю рушник вдоль от костра. к его дальнему краю стелим шкуру (Посаг).

Как по полю, чисту поличку,
Выстлана дорога ковричком.
Кто дорожку выстилал?
Светел Месяц-князь серебрянный!
7

Жрец обходит костёр — невесту 3 раза держа на посохе кусок полотна около 2х метров, говоря:

Покрываю невесту
Долею счастливой,
Добрым житьём,
Хорошими детьми!
(Беларусский обряд)

Два человека растягивают полотно над костром.

8

Жрец: -Благословите князя и княгиню на посаг вести!

Все: Боги в помощь! (3 раза)

Держащие полотно над костром несут его над расстеленым дорожкой рушником и встают, держа над шкурой. В это время приговариваем:

Сторонись, народ,
Князь княгию ведёт,
Семь телег добра везёт!
9

Жрицы: расступись честной народ, девичья краса идёт! Вносят в круг «дивью красу» — заплетённую в косу пеньку или лён, украшеную лентами (на ветке или рогатине). Жрицы проносят «красу» над рушником на него не наступая.Встают держа «красу» под полотном над шкурой.

Жрицы с песней или приговорами типа: «расплетись, трубчата коса, рассыпайтесь русы волосы» расплетают косу и ленточки раздают незамужним девицам.

Заплетают две косы, сворачивают их в пучок и всё заматывают в полотно — волос не должно быть видно. это действо загораживается от присутствующих растянутым двумя помошниками рушником. «Молодую» открывают. Все ликуют. «Ой,как ей бабий повой к лицу!». И т.п.

10

Жрец (но не тот, что покрывал невесту, а обязательно другой, т. к. они как бы представляют отцов жениха и невесты) снимает полотно, которое держат над шкурой на посох. Обходит 3 раза посолонь шкуру приговаривая:»дарую вас, дети, телушками, коровами, пчёлами» и резко отбрасывает полотно в правую от него сторону. Гости ловят его. Кто поймал, начинает завязывать на нём узлы до упора. Сколько узлов, столько будет детей(беларуский обряд).

11

Жрец: — гости дорогие, подаруем молодых, золото — Солнцу, серебро — Месяцу!

Кидаем заранее приготовленную мелочь на постеленный рушник. Жрец: -посмотрим, кто у нас богаче, кто «большаком» в семье будет? Считает мелочь(элемент гадания).

12

Осыпальницы, жрицы: -даруем молодых мёдом, жлебом, житом! Выносят дары и кладут перед шкурой, осыпают шкуру зерном. (Обязателен каравай на красивом рушнике).

13

Жрицы: Желаем новобрачным

Чтоб были здоровы, как Зима,
Веселы, как Весна,
Счастливы, как Лето,
Богаты,как Осень!

Все: Гой, да будет так!

(Если есть возможность испечь два разных каравая,разными людьми, то можно провести обряд «меренья караваев». Один каравай — со стороны жениха, другой — невесты. Два человека поднимают караваи как можно выше. Можно вставать на пеньки, влезать на деревья. Чей каравай поднят выше, тот будет главой семьи).

Ягодка с ягодкой сокатилася,
Солнышко с Месяцем поженилися!
Золото с серебром насыпалося,
Солнышко с Месяцем обвенчалося!
14

Жрец разбивает (палкой) горшок: -Где горшки бьются, там дети ведуться!

Жрицы: -Сколько черепков, столько сынков!

15

Встаём кругом «перепивать» молодых. Пускаем по кругу братину. Первый круг только поздравления «молодым», типа:

  • Новобрачным Князю и Княгине — слава!
  • Совет да любовь!
  • Дарую корову, чтоб были здоровы!
  • Дарую жита бочку, чтоб милый лазил к милой под сорочку!
  • Дарую зайца, чтоб стояли яйца!
  • Пью за волка, что б жизнь была долга! и т.п.

Вторую братину пьём, славля Богов.

16

Пир (делим каравай на всех), игрища.

Обряд «скакания по лавкам». После пира мужчины в знак удачного завершения свадьбы, так сказать, ставя «ломовую точку», вставали ногами на скамьи и скакали вдоль по ним друг за другом исполняя различные «па» под весёлую музыку. В нашем случае можно совершить обряд на брёвнах, положеных вокруг разложеной еды.


Дополнительные тексты:

По залесью красно Солнце идёт,
По застолью молодую ведут,
Молодую княгиню первобрачную.
Подавал ключи ей батюшка.
 — Я этим ключам боле не ключница!
Подавал ключи ей суженый.
 — Я этим ключам теперь ключница,
Золотой казны теперь счётчица.
***
На молодчике шуба 40 соболей,
Четырьмя бобрами опушённая,
Пятый бобёр к подолу ушёл,
Шестой бобр кругом заперстья,
Как седьмым бобром опоясался,
Ещё той шубой, он жену дарил! (Тут вспоминается Анахита в бобровой шубе).

Поиск

Журнал Родноверие