Предупреждение: это не выйдет. Я говорил о своих убеждениях уже много лет, но не здесь. Я просто не навязываю это всем, когда открываю рот. Я не авторитет, я просто практикующий язычник, который не боится высказывать свои мысли в Интернете. Все, что написано ниже, основано на моем опыте или на том, что я прочитал.

В статье рассматриваются формы и особенности репрезентации священного в произведениях отечественного изобразительного искусства и литературы, воспроизводящих мотивы и образы славянского неоязычества. Понимание священного в мировоззрении современных язычников определяется двумя основными идеями — этноцентризмом и имманентным богословием (природоцентризмом). Этим концептам соответствуют два типа дискурса, реализующихся в художественных формах, — националистический дискурс вооруженной крепости и дискурс альтернативной духовности. Граница между священным и профанным в неоязыческом искусстве темпоральна и соответствует разделению прошлого и настоящего. Эстетические средства выражения иерофании характеризуются амбивалентностью и включают как формы антропоморфизации и тривиализации священного, таки методы остранения (оксюморон, стилизацию и др.).

Ключевые слова: священное, иерофания, неоязычество, родноверие, тривиализация, остранение, стилизация.

Нестор-летописец. Каково начало русской земли и кто первым начал княжить в Киеве...

«Повесть временных лет» (начало XII века).

Гусли — древнейший струнный музыкальный инструмент. Любовь к музыке была у народа неистребимой. Гусельки награждались в былинах самыми ласковыми эпитетами. Гусляры стали героями былин, как богатырь-воин Добрыня. Баллада — стихотворение особой формы, преимущественно на историческую, обычно легендарную тему. Исполнялась в сопровождении гусляров и в народе назвалась песней.

Прага — современное язычество — не самая быстрорастущая религия современности. В Чехии новую религию, которая реконструирует дохристианские традиции, исповедуют более 3000 человек, например, в Польше их насчитывается 10 000. В Западной Европе их число намного выше, в Соединенных Штатах насчитывается более миллиона современных язычников. Об этом в интервью Чешской академии наук заявил Павел Горак из Института этнологии CAS, который занимается историей религии, магии и колдовства.

Это не просто растение, это целая история, насыщенная мифами, пользой и вредом. Богатый химический состав, вкусовые качества и разнообразные способы использования делают этой траву важной, особенно в трудные времена. Однако обращаться с ней нужно осторожно, чтобы полезное не превратилось во вредное.

Если попытаться представить себе, какими были славяне в древности, то многие опишут примерно так: пожилого мужчину с длинными волосами в белой рубашке. Однако это не совсем так. Существует множество версий того, как выглядели славяне. Тема их появления очень интересна, поэтому заслуживает более детального изучения.

Сохранность мифологических традиций в разных европейских регионах связана со спецификой их фиксации. Собственно славянские дохристианские мифы не сохранились, в отличие от мифов скандинавов: славянские боги были описаны «извне» миссионерами или монахами-летописцами (как пантеон Владимира в Начальной летописи и ее продолжениях вплоть до Густынской летописи XVII в.), мифологические сюжеты воспринимались ими как кощунственные. Регионы с победившей христианской государственностью не сохранили «языческих» традиций, относящихся к «высшему» божественному уровню, уникальным остается список богов Владимирова пантеона в ПВЛ; список богов у более позднего польского хрониста Яна Длугоша явно ориентирован на латинскую ученую традицию. Скудость этих источников в отношении славянской традиции была специально отмечена В.Н. Топоровым [1] в ст. Боги 1, подготовленной для первого тома этнолингвистического словаря «Славянские древности» [3] (далее – СД), ориентированного на исследование общеславянских архаических традиций.

Когда в 1864 году на юго-западе Франции была обнаружена женская статуэтка времен палеолита, мало кто догадывался, что уже через 20-30 лет подобные артефакты будут найдены в самых разных уголках Европы, и они откроют новую страницу в археологии. На сегодняшний день счет обнаруженным фигуркам уже идет на сотни. Их находят на огромных пространствах от иркутской Мальты, Байкала и до Пиренеев. Поскольку первые находки уверенно датировались эпохой палеолита, фигурки получили название «палеолитических Венер».

На протяжении большей части ХХ в. этнографическое исследование материальной культуры носило довольно рутинный и малопрестижный характер, поскольку, как считалось, оно не благоприятствовало получению дивидендов в области теоретизирования. Под материальностью подразумевались преимущественно конкретные вещи, приземленные и подверженные влиянию времени. На семантическую амбивалентность самого понятия «материальная культура» указывал еще Дж. Праун, отмечавший, что если первая часть словосочетания («материальная»), связывается с чем-то низким и прагматичным, то вторая часть («культура») — с высоким, духовным, вечным, что приводит к более высокой оценке духовного как интеллектуального1. Об обманчивой простоте изучения материальности говорит и Д. Миллер, отмечая неожиданные способности вещей исчезать из фокуса нашего зрения, оставаясь на периферии внимания, и одновременно все же определять наше поведение и идентичность. Как он замечает, предметам удалось скрывать свою роль в жизни человека и казаться несущественными. Отсюда и взгляд антропологов на изучение материальной культуры сверху вниз как на что-то тривиальное и простое. При этом Миллер делает неожиданный вывод, что вещи важны не потому, что они материальны и очевидны, а потому что мы «не видим» их2.

Древнеисландские родовые саги как зеркало традиционного общества скандинавов, законсервировавшегося на догосударственной стадии взаимодействия патрилокальных расширенных семей, сохранили для нас не только яркую картину социальной жизни в портретах и поступках живых людей — реальных предков ныне живущих исландцев, но и описания главных реалий и обычаев, пронизывавших одновременно как культ, так и право древних скандинавов.

Поиск

Журнал Родноверие