Буквально на каждом шагу наших предков подстерегали опасности в виде злых сил. В окно могла заглянуть Мара, на пороге появиться Трасца... Защищались всевозможными оберегами. Какими? Об этом мы в рамках цикла статей "Боги и духи древней Беларуси" поговорили с кандидатом исторических наук, доцентом Игорем Угликом.
«Историческое деяние бывает закончено не тогда, когда оно свершилось, а лишь после того, как оно становится достоянием потомков.»
Стефан Цвейг
Основание Архангельска и предшествующему этому событию пришествие на Белое море Ричарда Ченслера, как первого «окна в Европу», не означает, что население Подвинья понятия не имело о контактах с европейскими странами.
Поверья о кладах и их хранителях — одна из самых удивительных и таинственных страниц славянской демонологии. В книге «Славянская нечисть» можно узнать почему. Многие из быличек и легенд о таинственных, прячущихся от людских глаз богатствах рассказываются только самым доверенным людям, тихо, полушёпотом, у лесного костра или зимним вечером у жаркой печи. Ведь речь идёт о кладах, а они, по народным поверьям, — не просто закопанные в землю сокровища, а демонические сущности, живущие своей таинственной жизнью.
Использование слова «двоеверие» нередко вызывает возражения специалистов. Они основаны на том, что синкретическое мировоззрение человека древней Руси, в значительной мере сохранявшееся у патриархального крестьянства вплоть до Нового времени, представляло собой органическое единство. Такое утверждение вполне справедливо.
Не верьте тому, что сказки везде одинаковые. Сюжеты, может быть, и похожие, а вот фантастические персонажи всегда отличаются.
Участниками фестиваля «Верю в семью» стали творческие династии из Крутинского района.
Каранта́ния (словен. Karantanija, Korotan) — государство славян в восточных Альпах в VII—IX веках.
Карантания считалась славянским племенным княжеством, или герцогством в Восточных Альпах. По некоторым данным, его можно считать самым старым славянским государственным образованием, хотя, несмотря на славянское большинство населения, по своему происхождению и развитию оно было полиэтническим.
Археолог Рыбина: жители древнего Новгорода называли друг друга Квасом и Братилой.
Статья продолжает цикл работ автора, посвященных критике заключения А. Комара и Н. Хамайко по изготовлению Збруцкого идола в первой четверти XIX в. по приказу польского поэта-романтика, помещика С. Лычковцев Тимона Заборовского. Рассмотрен лишь один из аспектов-пространство обнаружения Збручской достопримечательности, которое само по себе доказывает невозможность ее сброса в Збруч, а следовательно, и изготовления в Новое время. То, что гипотетическое затопление идола поэтом должно было происходить на государственной границе, на территории соседских владений, при неоправданных сложностях транспортировки, а также – прилюдности всех процедур, противоречит реальности. Автор отстаивает мнение, что древний идол, имеющий признаки незавершенности, так и не успел послужить по назначению, и был спрятан жрецами в Збруче накануне Крещения, в конце Х в.
Ключевые слова: австрийско-русская граница, Збигла, Збручский идол, Збруч, Тимон Заборовский, Соколиха.
Мифы и фольклор уже тысячи лет вдохновляют людей на создание новых историй, и даже сегодня их влияние не ослабевает: его можно проследить в супергероике, фильмах ужасов, многочисленных современных интерпретациях и адаптациях. Игры не могли пройти мимо такого кладезя древнего контента. О проектах, которые основаны или вдохновлены мифами разных народов, сегодня и поговорим.