Почему отступление Юлиана не смогло возродить язычество в Римской империи.

Римские императоры> Юлиан. Отступление

« Всегда было парадоксально, что в преимущественно языческой империи император Юлиан (360–363) не добился немедленного успеха в своих усилиях по пересмотру язычества ».

«Жизнь Юлиана в эпоху Возрождения и упадок кровавых жертвоприношений»,

Скотт Брэдбери

Когда к власти пришел римский император Юлиан (Флавий Клавдий Юлиан), христианство было менее популярно, чем многобожие, но когда Юлиан, язычник (в современном использовании), известный как «отступник», был убит в бою, произошло официальное признание многобожия.

Хотя язычество было популярно, практика Юлиана была более аскетической, чем обычные языческие практики, и, возможно, именно поэтому язычество потерпело неудачу, когда Отступник восстановил его.

« Джулиан всегда был чем-то вроде подпольного героя в Европе. Его попытка остановить христианство и возродить эллинизм до сих пор имеет романтическую привлекательность » .

Джулиан Гор Видал

Когда в Персии умер римский император Юлиан Отступник, его сторонникам не удалось сохранить язычество в качестве официальной государственной религии. Тогда оно не называлось язычеством, но было известно как эллинизм и иногда его называют эллинистическим язычеством.

Вместо возвращения древней религии в Римскую империю господствующим стало христианство популярного императора Константина . Это кажется странным, поскольку христианство не было так популярно среди людей, как эллинизм, поэтому ученые обратились к жизни и управлению Юлиана, чтобы понять, почему отступничество ( что означает «держаться в стороне от» [христианства] ) потерпело неудачу.

Юлиан (род. 332 г.), племянник первого христианского императора Константина , получил христианское образование, но был известен как отступник, поскольку, став императором (360 г.), он выступил против христианства. В «Загадке язычества» Джеймс О'Доннелл предполагает, что особенно сильная позиция императора против христианства (и поддержка другой монотеистической религии, иудаизма) проистекала из его христианского воспитания.

Нетерпимость Джулиана

Хотя такое обобщение и опасно, язычники того времени обычно держали религию в личном деле, в то время как христиане вели себя странно, пытаясь обратить других в свою веру. Они утверждали, что спасение стало возможным благодаря Иисусу, и это было единственной истинной верой. Во время Никейского Собора христианские лидеры осудили всех, кто не верил положенному пути. Чтобы быть язычником по старой традиции, Юлиан должен был позволить каждому поклоняться так, как он пожелает. Вместо того, чтобы позволить каждому человеку поклоняться по-своему, Юлиан лишил христиан их привилегий, власти и прав. И он сделал это со своей собственной точки зрения: нетерпимого отношения к тому, что частная религия имеет общественное значение.

Подводя итог, необходимо представить себе религиозную социологию четвертого века с двумя четкими (хотя часто до смешного перекрывающимися) различиями: между поклонниками Христа и поклонниками других богов, а также между людьми, которые могли принять множественное поклонение, и теми, кто настаивает на обоснованность единственной формы религиозного опыта при исключении всех остальных »

Смерть язычества

Элитизм Джулиана

Другие авторы говорят, что неспособность Юлиана реинтегрировать эллинистическое язычество в структуру римского общества возникла из-за его неспособности популяризировать его и из-за его настойчивости в том, что истинное понимание невозможно для среднего смертного, но предназначено только для философов.

Еще одним важным фактором является то, что христианские конфессии гораздо более едины, чем язычество. Язычество не было единой религией, и приверженцы разных богов не обязательно поддерживали друг друга.

« Панола религиозного опыта в римском мире до Константина была просто запутанной: от ритуальных обрядов плодородия через общественные, поддерживаемые государством культы до мистических восхождений, о которых с такой преданностью писали платонисты-пилонисты, — и все, что между ними и все вокруг. У них были общественные культы, присущие различным частям империи, некоторые общие (хотя часто хладнокровные) воспринимаемые знания, такие как божественность императоров, а также широкий спектр частных энтузиазмов, спектр религиозного опыта. должно было произвести однонаправленное население, способное сформироваться в языческое движение, с которым христианство могло бы бороться, просто маловероятно ».

Смерть язычества

Отсутствие могущественного языческого преемника Юлиана

В 363 году, когда Юлиан умер, его сменил Иовиан, христианин, по крайней мере номинально, а не по очевидному выбору, префект Юлиана, умеренный политеист Сатурниний Секундус Салуций. Секунд Салуций не хотел эту работу, хотя это означало продолжение миссии Юлиана. Язычество разнообразно и терпимо к этому разнообразию. Секунд Салуций не разделял параноидальных взглядов или особых убеждений покойного императора.

Ни один другой языческий император не приходил к власти до того, как римское государство объявило языческие обычаи вне закона. Даже семь тысяч лет спустя мы продолжаем оставаться преимущественно христианским обществом по своим верованиям, возможно, именно языческая установка религиозной терпимости преобладала.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие