Как казаки-некрасовцы 300 лет хранят традиции.

В новостях первой декады ноября прочитал строки из проповеди патриарха Кирилла:

"...Очень важно, мои дорогие, чтобы понимание своей принадлежности к русскому народу сопровождалось сегодня глубокой православной верой. А те, кто говорит "мы русские", а в храм не ходит? Задайте себе вопрос: а вы наследники своих отцов, дедов, бабушек, прадедов и пращуров, которые с верой связывали свою жизнь? И если вы не являетесь их наследниками, то в каком смысле вы можете говорить о себе как о русских людях? Сегодня время, которое нельзя проспать; события, мимо которых нельзя пройти, не сделав для себя самые важные духовные, мировоззренческие выводы"

Статья посвящена представлениям о «крае земли» в мифопоэтической картине мира белорусов. Автор рассматривает семантику данного понятия и его роль в традиционном мировоззрении. В народном сознании край земли является границей между «этим» и«иным» миром, а сам термин понимается и как место в окружающем природном пространстве, и как символический локус, обладающий характеристиками потустороннего мира. Край земли воплощает первоначальное единство неба и земли, что характерно для космогонических времён и Золотого века.

В 2016 г. литовский исследователь Витаутас Алишаускас издал книгу " Balt rel religijos ir mitologijos reliktai Lietuvos Didžiojoje Kunigaikštystėje (XIV–XVIII a.): Šaltinių rinkinys " ("реликты Балтской религии и мифологии в Великом Княжестве Литовском (XIV-XVIII вв.): Сбор источников"). Это издание малодоступных, малоизвестных и неизвестных ранее исторических источников не получило широкой популярности среди белорусских ученых и кроме историков, специализирующихся на истории ВКЛ, фактически больше никому неизвестно. Между тем книга содержит ценную информацию для отечественных этнографов и фольклористов. Так сложилось, что последние не так часто обращают внимание на письменные исторические источники, в том числе из-за того, что основные этнографические сведения, рассыпанные в большом количестве документов и произведений до XIX века., довольно хорошо известны и неоднократно исследованы. Сегодня мы знаем далеко не все, и огромный массив исторических источников имеет значительный потенциал, что и продемонстрировал Витаутас Алишаускас, который ввел в научный обиход сотни новых источников, содержащих в том числе и богатые этнографические сведения о предках современных белорусов. Витаутас Алишаускас отдельно отметил важность материалов из белорусского части ВКЛ: «эти территории прошли сложный процесс этнического и культурного развития, в ходе которого балтские и славянские элементы слились в различных и образовали самобытное целое "[Ališauskas 2016, 17]. Он также подчеркнул, что белорусский материал все более продуктивно используется в исследованиях литовских ученых.

Очень хочется понять, с какого перепуга скандинавский праздник Yоle-Yule (Йоль-Йуль) дружно приписывается немцам, как основателям этого праздника. Википедия странным образом, осторожненько, повествует о германо-скандинавской мифологии, скромно умалчивая, как мифическая Германия присвоила себе мифы древнего славянского народа, проживавшего в Скандинавии. Вот и северные скандинавские языки отнесли к «германским», не поминая о навязывании католичества и жестокой германизации населения, начавшейся более тысячи лет назад. А ведь скандинавы говорили на одном из русских диалектов ещё в XVII в., о чём есть документальные свидетельства. Уничтожить истоки славяно-русской культуры в Европе, как и русский язык, не получается вот уже полторы тысячи лет. Словом, относить скандинавские языки к германским со «швабским диалектом», впрочем, как и английский, который также неправильно относить к германской языковой ветви. Как известно, учёный мир якобы пришёл к единому мнению: все индоевропейцы имеют единый индоевропейский язык. Только какой-то странный этот язык, которого и не существует вовсе. Говорят-то объединённые в семью индоевропейцы не на одном языке, а его «германские ветви» — никак «языком» быть не могут.

Статья посвящена локальному мифологическому персонажу на белорусско-литовском пограничье, известному под именами Сёрба, Сярбай и Serbojus. Автор рассматривает вопросы этимологии мифонима, происхождения образа, атрибуции персонажа и его функций. Наиболее вероятная этимология мифонима восходит к и.-е. основе *ser-bh-, реализованной в литовском глаголе ‘siur̃bti’ и белорусском ‘сёрбаць’ (‘громко есть или пить’). Этот мифологический персонаж выступает одновременно и как сезонный дух, и как персонификация голода и бедности. Описания персонажа не позволяют однозначно относить его к демоническим существам; он может иметь больше общего с духами природы и вегетации, чем с нечистой силой.


Фото: Shutterstock

Символ года определяется среди 12 животных китайского зодиакального календаря. 2024 год проходит под знаком дракона. В российской истории сказания об огнедышащих крылатых ящерах уходят корнями в глубокую древность. Подробнее — в материале «Вечерней Москвы».

Переписывая нарратив нации

Неоязычество и неразрывно связанный с ним арийский миф занимают не только часть религиозного спектра. Они также представляют собой интеллектуальное течение, занимающее значительное место в современных российских изданиях. После распада Советского Союза многочисленные метаисторические издания заполонили полки книжных магазинов.


© РИА Новости . Максим Богодвид

Феномен творческого тандема Деда Мороза и Снегурочки незаслуженно обойден вниманием в новогодоведении. Что наводит на мысли о неких скрытых от широкой празднующей публики основаниях их сотрудничества


© Sputnik/Ертай Сарбасов

Поверье о том, что каждый високосный год несет с собой катастрофы, болезни, ужасы и разрушения, есть в разных мировых культурах, но так ли страшен черт, как его малюют?

Поиск

Журнал Родноверие