«Страх над Невой» — детективный сериал о маньяке, орудовавшем в Ленинграде в 1960-е годы. Ночью этот изувер насилует и душит женщин, оставляя около своих жертв таинственные символы, нарисованные углем. К расследованию привлекают майора КГБ Чубина, у которого уже был подобный опыт сыска: некоторое время назад он разоблачил языческую секту, поклонявшуюся Чернобогу.

Слышали разговоры современных тинейджеров, зуммеров? «Краш». «хринжово». «чилить». «токсик» — и это только минимальный и непонятный для многих взрослых словесный набор. Но нашу брянскую молодёжь мы можем смело хвалить, потому что кроме сленга ребята пополняют свой словарный запас другими словами — исконно русскими. Откуда их берут? Да из песенных обрядов, в которых сами и участвуют.

Представляем читателям третью и заключительную часть статьи казанского историка Александра Овчинникова о современном историческом мифотворчестве.

Прииртышье, как и все регионы Сибири является уникальным местом, где сосуществовали, развивались параллельно, переплетались и взаимодействовали разные этнические традиции. Эта разница проявляется не только на уровне не родственных и родственных этносов, но и на уровне одноэтнических переселенцев разных губерний. Каждая такая традиция требует отдельного рассмотрения и изучения.

Однако за все годы собирательской работы в регионе специальных полевых исследований, направленных на различие и взаимодействие традиций, не предпринималось. В то же время на сегодняшний день в различных фольклорных собраниях накоплено достаточно много материала, позволяющего такие исследования проводить.

Предания – устные народные прозаические произведения, которые рассказывают об исторических событиях или исторических лицах, демонстрируя народный взгляд на историю. Предания кратки, одно– или несколько– эпизодны, не выделены из общего потока речи и потому не имеют устойчивого текста. Устойчивы в них мотивы.

Первые массовые поселения с компактным проживанием переселенцев из Украины возникли на территории Омской области в конце XIX – начале XX веков в период аграрного кризиса, когда началось интенсивное заселение южной части Западной Сибири. Поток переселенцев увеличился в 1906 г. в связи с государственной политикой по освоению Сибири, известной в истории как Столыпинская реформа. Названия новым населенным пунктам давали сами новопоселенцы в честь мест их выхода.

Говорить о сказочных традициях одного района области возможно лишь при наличии достаточного количества записей. В этом отношении Большеуковскому району Омской области повезло. В 1951 г. участниками первой фольклорной экспедиции Омского пединститута им. А.М. Горького было записано в разных селах района и от разных исполнителей 50 текстов. В период с 1953 по 1957 г. известным омским краеведом и собирателем фольклора Иваном Семеновичем Коровкиным (1919–1977) было зафиксировано 40 текстов от одной рассказчицы – Анастасии Степановны Кожемякиной.

Записи текстов сказок династии Матюковых-Малаховых в Седельниковском районе Омской области ведутся с 1987 г., а с 1999 г. изучаются сказки, записанные от Петра Федоровича Матюкова (1936–2006), который усвоил репертуар своей матери, Павлины Ефимовны Матюковой (1907 – 1982).

Е.П. Малахова и А.С. Малахов в своих исследованиях обращались к изучению личности П. Ф. Матюкова, основателя семейной «школы» сказочников Матюковых-Малаховых, описывали семейный механизм трансмиссии сказочной традиции в этой «школе», уделяли внимание проблемам исследования эпической памяти на материалах сказок от разных исполнителей семейной династии.

Династия сказочников Матюковых-Малаховых состоит из 9 сказочников: Павлина Ефимовна Матюкова (1907 – 1982), Лидия Федосовна (Матюкова) Горбовцева (1928 — 2014), Петр Федорович Матюков (1936–2006), Василий Фёдорович Матюков (1933 — 2009), Анатолий Петрович Матюков (1963 г.р.), Елена Петровна (Матюкова) Малахова (1970 г.р.), Александр Сергеевич Малахов (1991 г.р.), Татьяна Владимировна (Матюкова) Баранцева (1991 г.р.), Игорь Александрович Матюков (1993 г.р.).

Традиции оформления красного угла на территории Омской области (юга западной Сибири) сохранились до наших дней достаточно фрагментарно, в силу различных исторических и экономических обстоятельств, но и они могут рассказать многое. Для более полного раскрытия материала мы пользовались несколькими источниками, это: архивные материалы и дореволюционные издания; современные исследования; этнографические коллекции музеев Омска и Омской области; материалы экспедиций «Сибирского культурного центра» — отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области; фольклорные экспедиции Омского государственного педагогического университета, проходившие по территориям Омской, части Курганской, Новосибирской, юга Тюменской областей с 1999 по 2016 годы. Очерченная нами для изучения территория обусловлена границами Омской области в интересующий нас период, поскольку не совпадает с имеющейся на сегодняшний момент.

В ходе проведения экспедиций Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества в 2006 году по украинским селам юга Омской области собиратели познакомились с уникальными исполнителями – ансамблем села Богодуховка Павлоградского района Омской области. Село Богодуховка было образовано в 1908 году. Основу населения составили переселенцы из Харьковской (в большей степени) и Херсонской губерний Российской империи. Жители Богодуховки донесли в памяти до настоящего времени полноту украинского свадебного обряда, яркую образную народную речь, обширный песенный репертуар в своеобразной сибирской версии.

Поиск

Журнал Родноверие