Буквально на каждом шагу наших предков подстерегали опасности в виде злых сил. В окно могла заглянуть Мара, на пороге появиться Трасца... Защищались всевозможными оберегами. Какими? Об этом мы в рамках цикла статей "Боги и духи древней Беларуси" поговорили с кандидатом исторических наук, доцентом Игорем Угликом.


Игорь Углик

У болезней было женское лицо?

Самые страшные болезни наши предки представляли... В виде женщин. Почему возникла такая гендерная несправедливость, неизвестно. Заявиться эти дамы могли в любой дом.

– Трасца или Халера – духи, приносившие болезни. Как правило, они появлялись в образах женщин, причем отнюдь не крестьянок. Скорее, они выглядели как бледные и худые паненки, одетые в черное либо белое. Они заходили в дома, подходили к колодцу, просили пить. Категорически нельзя было давать им ни еды, ни питья, иначе и в доме, и деревне начнутся болезни. Впрочем, существовали специальные обереги – и это была целая наука,

– рассказывает Игорь Углик.


Воспа – дух болезни

Самым страшным духом в женском обличье была Мара. Если в европейской мифологии Мара – это низший демон, насылающий кошмары, то для наших предков это была настоящая богиня смерти. Как правило, она была практически прозрачной и неспешно плыла над землей с поля в направлении деревни. А ее символом был серп, которым она “жала” человеческие жизни.


Мара

– В европейской демонологии Мара садилась на грудь человека и душила его. Мара, возможно, древнее женское божество плодородия, ставшее злым персонажем: ее чучело жгли на Купалье. Мара могла заглянуть в окошко и встретиться взглядом с находящимся внутри дома человеком: считалось, что это предвещает его смерть,

– объясняет эксперт.

Соломенные пауки и чеснок на шее

Против всевозможных угроз наши предки придумали массу оберегов. Одним из самых известных является соломенный "паук", который висел практически в каждой хате. Задача оберега была простой – говоря современным языком, собирать негативную энергию. Как правило, его вешали на Коляды в красном углу дома. Он висел над детскими кроватками, чтобы отгонять плохие сны, также его вешали над местом сна новобрачных. А спустя ровно год – сжигали вместе со всей накопленной негативной энергией. И вешали нового. Но это была лишь часть защиты от злых сил.


Соломенный паук-оберег

– Оберегов было много, и человек традиционной культуры должен был знать, как и против кого их применять. Красная нитка (а красный цвет у наших предков символизировал жизнь) использовалась очень широко – как защита от сглаза и порчи. Например, такие нитки носили невесты и беременные – на пальце или на запястье.

От "ходячих" мертвых, злых духов применяли чеснок и соль. Из металлов нечисть не любила железо, медь, серебро. Железную иголку, булавку острием вверх носили беременные женщины, ею защищались от русалок молодые парни, застигнутые врасплох в поле или в лесу. Железные острые предметы (нож, топор) – надежные обереги на разные случаи жизни, их даже клали на ночь под топчан новобрачных. Серебряной пулей убивали волколака. Из растений и деревьев хорошими оберегами являлись крапива, полынь, а также осина. Также традиционно в качестве защиты использовались и предметы, связанные с христианским культом, освященные в храме,

– делится Игорь Углик.


Белорусский волколак. Убить его можно было лишь серебряной пулей

И, конечно же, свою роль играл орнамент на одежде.

– Белорусский орнамент прежде всего – оберег, он направлен на стимулирование плодовитости и непосредственно связан с магией. Обережные узоры самого разного формата (в основном – геометрические фигуры), как правило, размещались на краях одежды,

– подчеркивает эксперт.

Как оберегали детей?

Самыми беспомощными перед нечистой силой были маленькие дети. Именно поэтому значительное количество оберегов было направлено на их защиту.


Ночницы – злые духи, вызывавшие бессонницу и кошмары у детей

– Когда рождался ребёнок, его оборачивали красной ниткой либо полоской красной ткани – поверх пеленок. А на шею матери вешали чеснок. От ночниц младенца оберегали специальные куколки на окнах. Это делалось для того, чтобы всяческая нечисть цеплялась к ним, а не к младенцам. Кроме того, все очень боялись присыпуша, то есть подмены ребенка (так же наши предки окрестили ситуацию, когда мать или кормилица во сне придавливала младенца). Когда мать засыпала рядом с ребенком, русалки или колдуны заменяли живое дитя на куклу, вырезанную из сучковатого полена. А настоящий ребенок становился нечистью, в том числе русалкой. Чтобы такого не произошло, все поленья с сучками обязательно убирали со двора. Также не следовало качать пустую колыбель, чтобы черти не унесли ребенка. А еще надо было следить, чтобы кот долго не залеживался в колыбели,

– рассказывает Игорь Углик.


Стрига – упыриха, которая пила кровь детей

Казалось бы, при чем здесь Чур?

А еще были важны… слова. Нет, речь идет не о заклятиях и заговорах. С одной стороны, противостоять злым силам можно было, призвав на помощь божество и защитника дома Чура (ведь всем известна фраза "чур меня!"). А с другой – стоило быть весьма аккуратным в выражениях.

– В древние времена практически вся человеческая жизнь проходила в борьбе и защите от злых сил. Особенно это касалось христиан, которые считали, что наш мир – это царство сатаны, поэтому напасти подстерегают человека за каждым углом. Бог Чур считался древнейшим защитником дома, его призывали на помощь в различных ситуациях. В свою очередь, злым существом, который мог убить (похитить) человека, был кадук. Его призывали "взять" человека" – и он это делал.


Только черта помяни – и он появится!

– С приходом христианства появился главный носитель зла – черт. Считалось недопустимым произносить его имя, а также имена высшей нечисти, заменяя их словами "тот", "злой",

– говорит Игорь Углик.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие