Роман Шиженский: Опыт сравнительного анализа текстов А.А. Добровольского и Г.Ф. Вирта (к вопросу об источниковой базе российских неоязычников).


Картина "Ярило" Андрея Шишкина.

В одной из последних брошюр («Зов Туле») А.А. Добровольский сообщает о неком Станиславе Рудольфовиче Арсеньеве-Хоффмане [10]. Как отмечает сам Доброслав, именно этот человек оказал огромное влияние на становление его мировоззрения[11]. Из разговоров с С.Р. Арсеньевым будущий неоязыческий лидер узнает о русско-немецких молодежных союзах действующих в Германии в 20-х гг. XX в., о синергизме представителей «нордической расы» в деле возрождения языческой веры предков[12]. Возможно, что именно С.Р. Арсеньеву Доброслав обязан появлением в своем «интеллектуально-наглядном багаже» коловорота (свастического символа). Признавая за русско-немецким эмигрантом de facto статус первого учителя, попытаемся отыскать дидаскала А.А. Добровольского de jure.

Анализ базовых элементов мировоззренческой основы учения Доброслава позволяет включить в перечень его «учителей от идеологии» профессора Германа Феликса Вирта, известного специалистам как глава общества Аненербе (Наследие предков). Кроме того, Вирт — автор ряда исследований («Священная Протописьменность», «Происхождение Человечества»), издатель и ярый защитник древнефризской рунической книги (подлинность которой взывает большие сомнения) «Хроника Ура Линда»[13]. Изучение текста последней (в переводе и с комментариями Кондратьева А.В.) позволяет определить общее, а местами и полностью идентичное в концепциях Г.Ф. Вирта и А.А. Добровольского.

Ссылаясь на руническую «Хронику Ура Линда», используя метод компаративистики, сравнительного анализа индоевропейской символики, нидерландский мыслитель приходит к выводу, что для нордических народов характерно спирально-циклическое представление о времени. Символом, реликтом времени и божества Г.Ф. Вирт называет шестилучевое колесо (его всевозможные вариации). В частности, одной из разновидностей северной эмблемы бесконечного вращения является восьмилучевой улеборден[14].

Символом северной традиции и возрождающегося мира, становится

«крест поворота или гамматический крест (свастика), который происходит из древнейшего священного символа года и бега времени»[15]

Подобные представления о времени, его атрибутике, свойственны и историко-мифологической концепции Доброслава. По мнению отечественного неоязыческого лидера, природа, шире вселенная, изобилует примерами «круговращающихся сфер», «чередой идеально слаженных циклов».

«Природа всесовершенна. Наивысшая красота Природы – в Ее целокупности и полной завершенности». Это красота зрелого, законченного в себе бытия, пребывающего в вечном коловращении»[16]

Идеограммой вращения вселенной выступает все тот же свастический символ – коловорот. Особо следует подчеркнуть, что основа эмблема возрождающегося русского язычества, утвержденная А.А. Добровольским – восьмилучевой гаммадион в круге, был предложен (разработан?) именно Г.Ф. Виртом и трактовался им как древнейший[17].

Обращаясь к праистории человечества, Г.Ф. Вирт, помещает прародину индогерманской расы в землях Арктики. Суровый северный край, заселенный в глубокой древности (несколько миллионов лет назад) «арктически-нордическими» народами, по мнению профессора, представлял собой процветающую страну. Причиной миграции «нордов» стали необратимые климатические изменения[18].

Лидер русских неоязычников также считает север изначальным ареалом человечества:

«Смутные представления и архаические поверья о Северной Прародине сохранились у многих индоевропейских народов… Все эти предания генетически связаны и восходят к некому единому архетипу, который в целом можно условно назвать «Легендой о Нордической Прародине»[19]

Совпадают взгляды исследователей и в решении одного из главных «северных вопросов» о локализации загадочных Атлантиды и Туле. Вслед за главой Аненербе[20], Доброслав считает, что Атлантида, Туле названия одного и того же материка или архипелага — «праматеринского очага»[21] арийских народов.

Эпоха мифического «Золотой века», райских времен, ассоциируются у Г.Ф. Вирта и А.А. Добровольского, с господством матриархата. В комментариях к тексту «Хроники», профессор отводит матриархату – управлению, сосредоточенному в руках «почетной матушки» и «дев-градоправительниц» важнейшую роль. Главное в данной системе не столько степень влияния фризских избранниц на социально-политическое развитие своего народа, сколько приписываемые последним сакрально-культовые функции.

«Культ являлся… делом общественным, государственным и государственно-упорядоченным: он находится в руках женщин. А та из этих женщин, которая призывает возглавлять и сохранять культовый порядок, оберегать народную традицию и т.д., несет на себе тем самым высочайшую ответственность за управление государством»[22]

Доброслав считает женщин божественными избранницами, хранительницами родовой памяти:

«Матерь была скорее Божеством, чем начальством… вокруг нее строилась вся семейная и вся социальная жизнь. Женщина – глава Рода, хранительница домашнего очага, блюстительница родовых порядков и обычаев, исполнительница обрядов-священнодейств. Она же – наследница ведовских знаний и посредница с миром Духов, ибо ей, как женщине, генетически присуща обостренная интуитивная восприимчивость к оккультным влияниям…»[23]

В обеих мировоззренческих концепциях переход власти от женщин к мужчинам, эра господства патриархата мыслится как регресс, конец земного рая.

В основе религиозной доктрины А.А. Добровольского лежит представление о солнце – Яриле, как о древнейшем, а возможно и первоначально единственном божестве древних славян[24].

По мнению языческого отшельника, славяне боготворили сам солнечный диск, само светило. Божества, пришедшие на смену Яриле, оттеснившие его на второй план, имели уже измененный, неестественный антропоморфный облик:

«это уже боги Солнца, а не БОГ-СОЛНЦЕ» [25]

Следовательно, хотя и с небольшой долей натяжки, можно утверждать, что в основе вероучения Доброслава лежит вера в солнечный монотеизм (в крайнем случае, генотеизм). Гипотетическое суждение адепта неоязычества о присущем человечеству изначальном единобожии полностью соответствует, вернее сказать копирует, идею Г.Ф. Вирта о «полярном, солнечном монетеизме»[26].

Проведенный сравнительный анализ концепций содержащихся в нарративах немецкого исследователя начала XX в. и идеолога русского неоязычества позволяет утверждать, что одним из источников современных нативистов являются историко-мифологических изыскания германской школы «междисциплинарного синтеза»[27] Г.Ф. Вирта. Изучение и частичное копирование основных идей немецких сторонников национальной традиционной веры современными язычниками России приобщают последних к идеям общеевропейского неоромантического движения конца XIX — начала XX вв., в свою очередь восходящим к первым языческим трактатам XV в.

Примечания

[10] «Станислав Арсеньев родился в 80-х г. XIX в. в Риге…Происходил из русско-немецкой семьи. Учился в Москве, где окончил филологический факультет (германская литература). Затем продолжил образование в Геттингенском университете. В I мировую войну был военным переводчиком. Состоял в тайном русско-немецком офицерском Обществе «Балтикум», основанном генералом фон де Гольцем – адъютантом кайзера Вильгельма II… После узурпации власти большевиками, Арсеньев воевал с ними в Прибалтике…Затем, как и многие его соратники, поселился в Германии где участвовал в эмигрантских организациях сотрудничавших с НСДАП» — Доброслав. Зов Туле. «Хлыновский экспресс», 2006. С.4-5.

11. Там же. С.4, 8.

[12] «Арсеньев признавался, что сам заряжался первобытной энергией, встречая сплоченные ряды марширующих колонн молодежи с развевающимися знаменами…Магнетизм многотысячного действа способствовал возникновению единодушно пульсирующего психического поля» — Там же. С.9.

[13] См.: Вирт Г.Ф. Хроника Ура Линда. Древнейшая история Европы / Пер. с.нем. Кондратьев А.В. М.: «Вече», 2007.

[14] «Шестилучевое колесо является нордической идеограммой Года, идеограммой Бога, означающей то же самое, что и восьмилучевое колесо, в котором добавлена несущественная для Севера линия «среднего времени», соответствующая Востоку-Западу (Весне и Осени)» — Там же. С.222. и далее.

[15] Там же. С.224. Г.Ф. Вирт относит появление (обновление) священного колеса — свастики к концу второго тысячелетия н.э.

[16] Доброслав. Язычество: закат и рассвет. Киров: «ВЯТКА», 2004. С.64-65.; См.: Доброслав. Природолюбивая религия будущего. Киров: «ВЯТКА», 2004. С.14-15.; Доброслав. Светославие…С.32-33.

[17] Примечания / Вирт Г.Ф. Хроника…С. 454.

[18] Там же. С.37, 84.

[19] Доброслав. Зов Туле. С.21.

[20] Вирт Г.Ф. Указ. соч. С.84.

[21] Доброслав. Зов Туле. С.20-21.

[22] Вирт Г.Ф. Там же. С.276.

[23] Доброслав. Об идолах и идеалах. «Новая Земля». 2007. С.15-16.

[24] Данное предположение подтверждает составленный Доброславом календарь важнейших праздников неразрывно связанных со светилом: «Согласно языческому мировосприятию, движущей силой коловращения является для нас Ярило — Солнце. Ярило — древнейшее имя нашего Светила, восходяшее ещё к общеиндоевропейскому обозначению года как годичного солнцеворота. Свещенные Празднества и Обряды, порождённые славлением Солнца, были связаны с определенными солнечными фазами. Эти Торжества и сейчас следует праздновать согласно Солнцу, а не согласно современному церковному или гражданскому календарю. У славян исходной точкой годичного коловорота (солнцеворота) было наступление Нового Года — Рождение Нового Солнца 25 декабря, когда после солнцестояния начинал прибавляться день».

[25] Доброслав. Язычество…С.25.

[26] Вирт Г.Ф. Указ. соч. С.37.

[27] В своих исследованиях профессор основывался как на традиционных дисциплинах– философии, археологии, этнологии, филологии, так и на не учениях не признанных официальной наукой – атлантологии и д.р. См.: Вирт Г.Ф. Указ. соч. С.43.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие