Археолог Рыбина: жители древнего Новгорода называли друг друга Квасом и Братилой.


Древнерусские хейтеры слали друг другу берестяные грамоты с угрозами.

Жители древнерусского Новгорода называли друг друга Братилой и Жирославом. Выбивали долги, угрожая прислать судебных приставов. И да, хейтеры тоже были — с берестяными грамотами вместо комментов в соцсетях. И все это — почти тысячу лет назад!

Совсем не такая картинка, как в школьных учебниках, правда? Но для того археологии работают от рассвета до заката лопатами и кисточками, чтобы открывать нам реальные картины из прошлого. Иногда очень неожиданные.

В этом сезоне раскопки в Великом Новгороде особенно масштабные. Их ведут Институт археологии РАН, Новгородский музей-заповедник, МГУ и Новгородский госуниверситет. Работы ещё не закончены, они будут идти до поздней осени. В первую очередь на раскопе Троицкий XVII, в самых «грамотоносных» кварталах древнего города. Здесь будет построен Национальный историко-археологический центр имени академика В.Л. Янина. Перед стройкой важно достать из земли все, что имеет историческую ценность.

- Троицкий раскоп — это 900 квадратных метров, чрезвычайно сложная научная задача закончить его в этом году,

- признает член-корреспондент РАН, заместитель директора Института археологии РАН Петр Гайдуков.

О самых впечатляющих находках сезона ученые уже рассказали. Но они наверняка не последние.

Цифры

8400 исторических предметов нашли археологи в Великом Новгороде в этом сезоне.

37 новых берестяных грамот достали из землина Троицком раскопе.

30 печатей — княжеских, владычных, посадничьих.

Жили-были квас и незнанка

Новгородцы запросто могли назвать ребенка Квас! Что имели ввиду, интересно? Может, желали, чтоб всю жизнь был сыт и весел? А могли Незнанкой (почти Незнайкой). Или Синицей. В берестяных грамотах, найденных на Троицком XVII раскопе этим летом, ученые увидели много древнерусских имен, о которых раньше не подозревали. Ходили по древнему Новгороду Братила, Борила, Хотята, Братогость, Жидил и Несодил.

Встретили и старых знакомых по берестяным грамотам прошлых лет, тоже с удивительными именами, — Жирослава и Сновида.

Писали они друг другу в основном про деньги.

- Подавляющая часть грамот посвящена деньгам: сборам штрафов, налогов, долгов. Письма, где авторы выясняют между собой финансовые расчёты, — очень характерный сюжет, — говорит Елена Рыбина, профессор кафедры археологии исторического факультета МГУ, заместитель начальника Новгородской археологической экспедиции.

Нашли три азбуки, завещание и «лотерейные билеты» для жеребьевки — маленькие кусочки бересты с именами. Возможно, так делили земельные участки, кому какой достанется.

Хейт или буллинг?

Грамота под номером 1189 (грамоты нумеруют, начиная с первой, ставшей научной сенсацией в 1951 году), — полный разрыв шаблона. Написана она не вдоль бересты, как обычно, а поперёк. А текст короткий, как коммент хейтера в соцсети: «От Прокоши к Нечаеву. Удовися».

И это вместо поклона, обычного вежливого обращения того времени. Мы бы сейчас написали «Привет, Жирослав! Это Сновид», а новгородцы начинали письма «от Сновида Жирославу поклон». Но он всегда, как видим.

- Я когда читала эту грамоту, подумала, что это к нам обращение! Осталось еще очень много работы на раскопе, и мы вряд ли успеем все сделать в отведённые сроки,

- грустно шутит Елена Рыбина.

Есть версия, что это детская школьная шутка, хотя доказательств нет. Но если это так, перед нами первый в истории случай школьного буллинга.

И еще одно необычное начало грамоты: «поклоняние от Воиславича от многогрешного».

- Впервые мы встречаем, что человек себя немного уничижительно называет многогрешным, — рассказывает Елена Рыбина. — Может, он действительно очень виноват перед адресатом? Мы же, бывает, пишем: извини, пожалуйста, я очень виноват перед тобой.

Деньги отдай!

А вот товарищи Дедослава не миндальничали с извинениями — решали, спасать ли его от страшной пытки. Текст грамоты № 1187 такой: «От Перешки к Якову. Вот, обступила Дедослава тяжба: берут его на испытание водой. Если будет обвинён, (надо будет) выложить семь гривен. Сообщи же: выкупаю я его, или отказываюсь от этого».

- Началась тяжба, судебное дело, — объясняет профессор Рыбина. — Испытание водой — это такой очень патриархальный обычай изобличить виновника. Человека бросали связанного в воду, и в зависимости от того, утонет он или нет, решали преступник он или невиновный. Очень тяжёлое, конечно, испытание. В XII веке оно ещё возможно, потом применяли другие способы изобличения виновных.

В соседней Старой Руссе раскопали грамоту (уже 59-ю для этого города) с требованием вернуть деньги. Если не отдашь, пошлю на тебя ябедника (то есть судебного исполнителя), грозит один средневековый грамотей другому.

Кстати

Про икру и соболей: о чем писали в древнерусских мессенджерах

Новгородские берестяные грамоты — самые знаменитые. Однако находят в Пскове и Старой Руссе, Твери и Торжке, Смоленске и Рязани, Переславле-Залесском и Вологде. В Москве тоже, кстати. Написаны они в основном в XII — XIII веках.

Это своего рода древнерусские мессенджеры. А излюбленные темы для переписки — бытовые и денежные вопросы. Огафью просят прислать сотканный холст. Есиф покупает 50 сигов у Тимофея за три рубля. На свадьбу дарят отрез голубой ткани. Герасим требует срочно прислать беличьи шкурки — на них большой спрос.

Среди находок последних лет есть настоящие шедевры.

«Гастрономическая» грамота № 1148 заставит вас позавидовать изысканным кушаньям новгородцев: «Серькию лосось, Юрью лосось, Микулиньскому лосось, Лазорю коробоцка икри да торпица, Зехъну торпица». Лососи в берестяных грамотах уже встречались (видимо, были привычным блюдом). «Торпица» это форель. Икра — новинка в меню, до сих пор в грамотах такой роскоши не описывали.

Грамота № 1153 — триллер с захватом заложников. Жена умоляет Бориса вернуться в Новгород: «Жену и детей захватил князь. А освободил меня заручившись зять». Как объяснил академик РАН Алексей Гиппиус, суть вот в чем: Бориса преследуют за преступление, найти не могут, и князь арестовал вместо него жену и детей. Родственники внесли залог, семья на свободе, но Борис по-прежнему в розыске.

Этим летом берестяную грамоту нашли в Якутске, при раскопках на месте острога. Она заметно моложе новгородских, XVII века. И написана чернилами, что нетривиально. Речь идет о сборе ясака (налога), читается слово «соболь». Логично: пушнину везли в острог, воеводе. Но почему такое странное сочетание материала? Чернила в якутской канцелярии были. А бумага — вещь дефицитная, потому и вспомнили про старую добрую бересту, считают историки.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие