В традиционалистском дискурсе часто используется понятие «титанизм» для обозначения чрезмерности и дисгармоничности некоторых проявлений современности. В рамках данной статьи я хотел бы предложить возможную альтернативу славянского происхождения, а именно образ Лиха.
В первую очередь на ум приходит слово «лихва», как чрезмерная прибыль и процент с данного взаймы капитала. В чешском языке «лихва» напрямую означает ростовщичество. Мы радуемся, когда удаётся вернуть вложенные средства с лихвой, но лихо это, по сути, зло, источник дурного и несчастливой судьбы. Также мы говорим об излишествах и, хотя здесь безошибочно звучит "лишнее", в современном употреблении значение этого слова стало плавающим и далеко не всегда используется в негативном ключе. Как и, к примеру, слово роскошь, означающее невоздержанность и чрезмерность.
Излишества можно понимать как нечто происходящее из лихого, то есть из дурного источника. В этом толковании я не претендую на научность, скорее это эдакая народная этимология, но потому и сакральная. Лихоимец – это тот, кто занимается поборами, или же ростовщик, требующий уплаты огромного процента. Лихач – человек чрезмерно рискующий за рулём, также как лихой человек обладает чрезмерной смелостью и дерзостью[1]. Тем не менее, последнее значение также в современно языке сместилось в положительную сторону, мы одобрительно говорим, когда лихо удалось провернуть какое-то дельце или кто-то кого-то лихо уделал. Такой сдвиг связан с представлением об успехе, которое сейчас бытует в обществе. Что вообще такое успех? Это значит человек успел, урвал, ухватил что-то. То есть речь идёт не о получении заслуженной доли, а о дерзком захвате чужого, «плохо лежащего».
Но, помимо уже упомянутых слов, есть ещё лишения, лишить, в смысле недостатка или отъёма у кого-то. Как же так выходит, что один корень означает и наличие избытка и недостачу необходимого? Ведь, говоря о лишениях, мы подразумеваем, что человек именно страдал от недостатка чего-то, а не просто не имел этого. Для понимания нужно будет обратиться к корню, в прямом и переносном смысле. Лихо — персонаж славянской мифологии, от которого как раз и исходят все лишения, но и излишества. Лихо называют одноглазым, но не в смысле расхожего образа циклопа, то есть с единственным глазом по центру лица, а именно как человека с недостающим глазом. В подтверждение этому можно привести сказку записанную Афанасьевым, в которой Лихо просит кузнеца выковать ему недостающий глаз, на ней мы остановимся подробнее.
В сказке кузнец отправился на «поиски лиха», буквально горя. Забавно, что перед тем как отправиться на поиски приключений, герой изрядно выпивает. В дремучем лесу он заходит в избу и встречает там людоедку: «высокую женщину, худощавую, кривую, одноокую». Герой пытается убежать от неё используя хитрость, а именно предлагает выковать глаз женщине, но в итоге полностью ослепляет её. После этого кузнец надевает на себя овечью шкуру мехом наружу, благодаря чему ему удаётся выйти из избы вместе со стадом овец, в точности как в «Одиссее»[2]. На пути к дому кузнец видит воткнутый в дерево топор с золотой ручкой (очевидное из-лишество) и решает его взять. Однако, это оказывается ловушкой Лиха. Рука прилипает и герою приходится отрезать её, чтобы спастись.
Помимо упомянутого в сказке, Лиху приписывается отсутствие руки[3], горбатость, нездоровая худоба, но в то же время и крайнее ожирение. Люди у которых были лишние конечности, лишние пальцы, зубы, считались притягивающими неудачу. Здесь можно предположить, что Лихо передало кому-то из людей лишнюю часть тела, для того чтобы осуществлять некий контроль, присутствие и влияние в мире людей. Или можно взглянуть на это с другой стороны: у Лиха нет одного глаза, нет одной руки и именно поэтому у людей с нормальным набором конечностей оно хочет что-нибудь отобрать, чтобы восстановить свою целостность.
В чём же загадка Лиха? Почему связанные с ним слова имеют противоположные значения? У наших предков не было недостачи в словах, так что, если для разных феноменов используется единый слово-символ, то это вовсе не от бедности языка и воображения. Лихо, в моём понимании, означает нарушение баланса и гармонии, а у этого нарушения, как у монеты, две стороны: избыток и недостача. Человек получивший из рук Лиха излишек не сам владеет им, наоборот, именно излишек владеет человеком, то есть человек одержим им. Мы это можем видеть на примере богачей, которые одержимы деньгами, или людей которые одержимы властью, после того как они уже получили её в какой-то мере. В то же время, если Лихо что-то отбирает у человека, лишает его этого, человек постоянно мается, как будто однорукий, вспоминающий свою прежнюю, «двуручную» жизнь.
Однако, как мы знаем из тех же сказок, Лихо может быть побеждено человеком. Излишества устраняются жертвой, а лишения — дарением. Таким образом, внутри сообщества создаётся замкнутый круг, оберегающий всех его членов от невзгод. Люди смогут избавляться от лишнего не путём расточительства и бесконечного накопления, а помогая другим людям, поддерживая в случае несчастий.
Особо отмечу, что речь не идёт о полной уравниловке. Разумеется, бедные и богатые существуют и существовали всегда, но того сумасшедшего разрыва, который сейчас существуют между условным олигархом и простым рабочим быть уж точно не должно, не говоря уже о прослойке сверхбогатых людей.
Таким образом, можно сказать, что у Лиха помимо базовой и очень поверхностной трактовки как злого духа, есть и социальная сторона, социальная трактовка. Его даже можно представить как образ или олицетворённую фигуру озлобленности и ресентимента людей, которые не получили достаточно для своей жизни. То есть они были обездолены или лишены чего-то и поэтому они испытывают злобу и зависть в отношении тех, у кого всё есть. Мы можем сколько угодно говорить, что не нужно завидовать другим, но когда ты бедняк, нищий, погорелец, и ты видишь, что другие люди сидят в тепле и у них всего хватает, само собой, даже у самых сильных духом может внутри что-то зашевелиться, прозвучит внутренний вопрос "почему так?". Для того чтобы искоренить саму возможность таких проблем, чтобы не появлялось в обществе озлобленных людей, мы как раз-таки и избавляемся от излишка, который у нас есть, и передаём его в руки тому, кому он нужен. То, что в наших руках является излишком, то есть проклятой частью, в руках нуждающегося обретёт настоящую ценность, которая превратит его снова в нормального члена общества, с которым мы сможем дальше вести жизнь и выстраивать отношения.
В идеальном мире, люди, получившие в руки какой-то предмет, никак качественно не меняются, их личность остаётся неизменной. Но в том мире, в котором живём мы с вами, всё немного по-другому. Мы все знаем, как люди сходят с ума из-за того, что получили на руки чуть больше других. Сегодня излишком материальных благ одержим весь мир, это считается мерилом успешности государств и оправданием для их существования. Но сверхприбыль в одном месте приводит к лишениям в другом, технологические рывки порождают катастрофы. Человечество не в состоянии отпустить золотую рукоятку топора, поэтому единственным путём освобождения сейчас является не очередная хитрость, а принесение в жертву части себя и своего мира.
В заключение нужно отметить, что отождествить понятия «титанизм» и «лихость», даже приблизительно, сложно, потому что у Лиха есть свой обширный спектр значений, зачастую противоречивых и парадоксальных. Тем не менее, слово «лихость», означающее несчастливый удел современного мира, его дисгармоничность и существование, нарушающее высший порядок, может стать одной из частичных замен устоявшегося термина.
[1] Любопытно, что «лихими людьми» Судебник 1497 года называет по сути профессиональных преступников. В качестве наказания для них полагалась исключительно смертная казнь с конфискацией имущества в пользу пострадавших, что обретёт своё значение далее по тексту.
[2] Мотив ослепления одноглазого чудовища и бегства под шкурой барана невероятно распространён в фольклоре от Португалии до Бирмы и Кореи, поэтому будет поспешно приписывать его происхождение греческому источнику. Вызывает интерес совпадение рода занятий героя русской сказки и циклопов Древней Греции (кузнецы богов). Кузнец у славян это лиминальная фигура, обладающая огромной властью, способная выковать что угодно, но при этом находящиеся на отшибе, на краю поселения из-за опасности, которое представляет её ремесло для окружающих. По представлениям некоторых народов, кузнецам присуща хромота, кривизна, горбатость, что наводит на мысли о глубинной связи Лиха и кузнечного дела.
[3] В сербохорватском языке «лихорук» значит однорукий.