Мода на русские печи в загородных домах набирает обороты. Такое традиционное отопление обойдется недешево, но настоящих ценителей классики это не останавливает. Подробнее — в материале «Вечерней Москвы».

Элементы национального колорита в жилом пространстве становятся все более популярны. Русские печи сегодня ставят не только для антуража, но и для отопления. Специалисты подтверждают — число заказов на такой эксклюзив неуклонно растет.

Для красоты

— Печей стали заказывать много — резных, под штукатурку, с обычными и с нижними лежанками,

— рассказывает мастер-печник Юрий Оболенский.

- Много заказов поступают и от кафе, ресторанов, гостевых заведений: чтобы было чем удивить посетителей. Обойдется такое удовольствие примерно в 600– 700 тысяч рублей. Раньше русская печь была жизненно необходима, растапливалась осенью и остывала только весной. В наше время немногие на такое готовы, да и дров не напасешься.

— Сегодня печь — это как хорошая мебель,

— говорит Юрий.

— Чтобы она радовала хозяина долго, требования к качеству должны быть высокими.

Площадь дома у всех разная, и это делает каждый проект особым. Обладателей заветной печки могло бы быть гораздо больше. Но не у всех хватает даже не денег — места. В давние времена за природным материалом для строительства печи далеко не ходили, брали его рядом с предполагаемым местом жительства.

— Русские печи были глинобитные,

— продолжает Юрий Оболенский.

— Сначала делали деревянный подиум, затем настил, на котором ставили опалубку и плотно забивали глиной. Потом монтировали свод с трубой. При обжиге, когда у печи появлялась целостность, как у колокола, вокруг строили дом.

Современные печные технологии не стоят на месте. Конструкторы совершенствуют процесс, и это только делает результат лучше. Русская печь, по словам мастера, многослойна, как термос, она должна сохранять тепло как можно дольше.

— Раньше в свод засыпали песок и битое стекло, а сейчас укладывается кремнеземная огнеупорная вата. Еще появился шамот — внутренняя часть очага, выложена она из огнеупорного кирпича, который защищает от перегрева. Этот элемент первым принимает на себя тепловую энергию, которую потом «забирает» обычный красный кирпич,

— рассказывает мастер.

Печь по-прежнему собирается на глину, потому что она «дышит»: вместе с кир пичом расширяется и возвращается в прежнее состояние. У цемента такого свойства нет. Если он скрепился, то при расширении просто лопнет.

Для дела

Ярополк Соловьев в своем крестьянском хозяйстве даже не одной, а двумя русскими печами пользуется уже четыре года.

— Мы стремимся возродить традиции русской печи,

— рассказывает Ярополк.

— В первую очередь для нас важно производство натуральных продуктов. Мы выпекаем пять видов хлеба. В магазин практически не ходим, печь кормит: все готовим по старым русским рецептам.

Друзья и знакомые приезжают к пекарям за пряниками с натуральным медом, рассказывает Ярополк:

— Пряник получается плотный и, как вся наша выпечка, сделан без всяких добавок. Уверен, если один раз попробовать выпечку, сделанную в настоящем русском очаге, хлеб из магазина покажется не таким уж вкусным. Да что там, в печи даже яичница вкуснее получается!

В мастерской обе печи стоят в разделенном на две части доме. Готовят здесь из муки, которую смололи из зерен на собственной мельнице на каменных жерновах. К печи относятся как к члену семьи. Могут даже поговорить с ней перед готовкой. Затем растапливают, выгребают золу и ждут, пока остынет до определенной температуры.

— Печь — это еще одна женщина в доме, доброе материнское тепло,

— расчувствовался Ярополк.

— Когда она прогревается, дом наполняется невероятным благоуханием. Кстати, она очень полезна в сезон простуды. Если приболел, бегом ложишься на печку, и уже через полчаса весь прогретый, как пирожок, и здоровый!

Для жизни

Как отмечает историк Александр Васькин, печь — это основа жизни. Оказалось, что у него на даче есть настоящая русская печка.

— Самые первые печи появились на Руси около тысячелетия назад, как показывают археологические находки,

— рассказывает Васькин.

— Ну а привычный для нас вид эта печь приобрела около 300 назад.

Когда на Руси начинали строить дом, первым делом выбирали место для каменного очага. Уже потом вокруг печи делали планировку, рассчитывали, где ставить горницу, сколько будет комнат. Но «плясали», как говорится, именно «от печки». Главное, чтобы ей было удобно. Печь была царицей дома, центром Вселенной, все с нее начиналось и крутилось вокруг нее же.

Не зря она стала героиней русского фольклора. Именно на печи тридцать лет и три года пролежал Илья Муромец. Ну и как не вспомнить сказку про Емелю, который использовал печь как средство передвижения. А сколько русских пословиц есть на эту тему... «Хочешь есть калачи, не лежи на печи», «Баба с печи летит, семь дум передумает», «Чего есть в печи, все на стол мечи». Для народа печь была существом одушевленным.

— Момент выпечки хлеба был настоящим ритуалом. В это время садиться на печь, убираться и мести сор из избы было нельзя — хлеб не пропечется. А если сесть спиной к печи, домовой может обидеться. Сваха, приходя в дом, могла приложить к печи руки. Отсюда и пошло выражение «греть руки», которое сейчас воспринимается не очень позитивно. Но это был вполне нормальный ритуал перед сватовством, совершаемый на удачу. Молодые обязательно обходили печь два раза. Считалось, что это к счастливому долгому браку и достатку,

— рассказывает Александр.

Благодаря печи даже погоду могли предсказывать.

— Проверено на собственном опыте: однажды я никак не мог растопить печь, и, пожалуйста, — на следующий день наступила оттепель,

— подтверждает Васькин.

— Печь действительно живая. За ней надо ухаживать. После долгого перерыва, если ее не растапливать, она может отсыреть и «чихать».

Историк пользуется очагом вовсю.

— У меня дома печь большая, на ней кошки любят лежать. Вообще, спать там одно удовольствие — тепло и спокойно. Готовлю я в ней время от времени. Могу картошку сделать, кашу. Но редко. С плитой, конечно, гораздо быстрее, хотя и не так вкусно,

— признается Васькин.

Сколько-сколько?

На популярном сайте объявлений можно найти интересные предложения: квадратный метр изразцов, например, обойдется для вашей печи в 100 тысяч рублей, а целиком русскую изразцовую печь, прямо как из сказки, вам возведут за 3,5 миллиона рублей.

Приметы

  • Если горшок в печи лопнул — жди неприятностей.
  • В трубе шорох слышится или золу рассыпали — к ссоре.
  • Если дрова трещат — к морозам.
  • Ветер в трубе гудит — жди метели.

Фото: Shutterstock

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие