Как во стольном-то граде Славенске-то [Новгороде]
Да сам Белый-тоЦарь
Гостомысл, свет-то Буревоевич
Да по Дидовой-то крови сам Вандалович,

Созывал да людей на великий-топир…
Как встречал сих достойных наместных Князей
Да наследный-то сын Царя Белого
Да само Гостомысла Буревоевича
Выбор – кровный-то Князь Гостомыслович…
(Из былины «Пир Гостомысла»)

Существует много объяснений происхождения слова «Выборг», но основной версией остаётся Иоакимовская летопись, которая гласит: «…Гостомысл… град во имя старейшаго сына своего Выбора при море построи[л]…» [1]

Новгородский князь Гостомысл, основатель города Выборга, назвал его в честь своего старшего сына Выбора.

В своей книге «История происхождения русов и славян» историк Николай Анатольевич Савин, благодаря историческому анализу, смог установить не только годы жизни самих князей, но и год возникновения Выборга – 788: «…Гостомысл около 788/789 года стал князем Словенска [Великого Новгорода]. На северной границе своих земель он построил крепость, которой правил его старший сын Выбор» [2]

(Двойной год означает, что до 1492 года в России каждый новый год начинался с 1 марта по юлианскому календарю и оканчивался 28 февраля или 29 февраля в високосные годы.) Основание крепости имело огромное значение, поскольку с её помощью князь мог контролировать окрестные земли и проходящие по ним водные торговые пути.

Сам князь Гостомысл, имя которого означает «мыслящий о гостях, т. е. купцах» родился около 756 года, а умер в 860-м, прожив 104 года. Его отец князь Буривой (род. примерно в 736 г.), потомок Владимира Древнего в девятом колене, правил Словенским (Новгородским) княжеством с 765 до 786 года. Гостомысл, приглашённый на княжение в Новгород, построил в 788 году крепость во имя своего старшего сына Выбора для защиты Новгородского княжества с севера. У Гостомысла было 4 сына: старший Выбор (род. приблизительно в 771 г.), Избор, имя 3-го неизвестно (возможно, Руг) и младший Словен, а также 3 дочери: старшая Прекраса, средняя Умила (род. примерно в 776 г.), а имя младшей неизвестно. (Если князь Гостомысл родился в 756 году, то в 771 году он мог вступить в брак, так как для мужчин брачный возраст считался с 15 лет. Соответственно князь Выбор мог родиться в 771 году.) Двух своих дочерей Гостомысл выгодно выдал замуж за сыновей бодрицкого князя Вышеслава с южного побережья Варяжского (Балтийского) моря: старшую Прекрасу за старшего Дражка и среднюю Умилу за среднего Годислава, от которых родился Рюрик (792–879 гг.), основатель Русского государства.

ill 2 knyaz gostomysl so svoimi chetyrmya synovyami vyborom sprava vverhu slovenom sleva vverhu izborom sleva vnizu i rugom sprava vnizu hudozhnik pavel vasilevich ilin rod v 1961 g

Русский город Выбор на путях «из варяг в персы» и «из варяг в греки»

Вышеслав, женатый на дочери князя Руси и Литвы, с 747 года до своей смерти в 795-м являлся верховным князем Бодрицкого Союза, объединявшего родственные славянские племена, основных из которых насчитывалось четыре:

1. Бодричи, столица Велиград (Мекленбург), возведённая около 620 г.; в 735 году недалеко от него, ближе к морю, был построен порт Рерик (Сокол);

2. Вагры, столица Стариград (Ольденбург), основанная около 650 г.; крепость Любица (Любек);

3. Полабы, столица Ратибор (Ратцебург);

4. Варны, столица Росток.

Бодричи (ободриты, рерики) – одно из племён полабских славян – были главной составляющей Бодрицкого Союза. Слово бодрич на древнеславянском означает «бдительный, неусыпный, неустрашимый, храбрый, сильный» [3]. Этноним ободриты (об-одриты) связан с рекой Одрой (Одер). По мнению историка Степана Александровича Гедеонова, рерики (соколы) было прозвищем бодричей [4].

Начиная с VIII века в экономическом и культурном развитии Европы на первый план выдвигаются земли Бодрицкого Союза. Именно верховный князь Вышеслав, сват Гостомысла, договорился с королём франков Карлом Великим о серебряной торговле. По данным археологии, как раз в конце VIII века началась активная денежная, а не бартерная торговля славян с Арабским халифатом: по нескольку тонн серебра в год шло по Руси из Арабского халифата в Северную Европу. Так заработал Великий «путь из варяг в персы», или Варяго-Волжский путь. Он начинался от южных берегов Варяжского моря в Стариграде, Велиграде, Рерике и проходил через Варяжское море, по рекам Вуоксе (через порт Выбор) или Неве, далее он шёл по Ладожскому озеру (через порты Любшу и Старую Ладогу), реке Волхову, озеру Ильменю, по системе малых рек и волоков до верховий Волги, а затем непосредственно по Волге и Каспию. Река Вуокса, западное русло которой впадало в Варяжское море у крепости-порта Выбора, а восточное русло втекало устьем в Ладожское озеро у города-порта Корелы, была более полноводна, чем Нева.

В книге «Большой чертеж или Древняя карта Российского государства, поновленная в Разряде и списанная в книгу 1627 года» (первоначальный экземпляр был выполнен в 1556 году специально для царя Иоанна Грозного в одном экземпляре), а также в изданном в 1805 году «Словаре географическом Российского государства, описывающем… все Губернии, города и уезды…» говорится о городе Выборе: «А город Выбор [Выборг] стоит на Котлине озере. На озере остров Котлин, да остров Березовой. <…> А от Выбору [Выборга] озеро Котлино вдоль 150 верст, а поперег 50 верст. <…> А от Орешка [Шлиссельбурга] до Выбора 80 верст». «… Котлиным озером в старину назывался Финский залив, а Котлиным островом тот остров, на котором стоит Кронштат» [5]

В древности всё Восточно-Балтийское водное пространство, включая Финский залив с его отдельными частями, а также огромные Ладожское и Чудское озёра воспринимались как единая система заливов и озёр, соединённых проливами и недлинными полноводными реками. Моря и озёра разделяли по принципу солёности: если водоём солёный – значит море, если пресный – то озеро. Сейчас в Финском заливе солёность составляет до 2%, с глубиной она увеличивается, достигая в центре Балтийского моря у дна 13%. В VIII–IX веках, когда полноводная Вуокса западным рукавом впадала в Котлинское озеро у города Выбора, солёность была ещё намного меньше.

ill 3 karta novgorodskih pyatin v xvi veke zelenym tsvetom oboznachena vodskaya pyatina

До сих пор существует предание о Древнем Выбор/г/е, согласно которому ладьи останавливались в Защитной бухте у берега нынешнего парка Монрепо, чтобы пополнить запасы воды и пищи. В 1849 году в Выборге учащиеся собрали «180 самых больших серебряных монет», среди которых перечислены арабские от 748 до 1012 года [6].

ill 4 serebryanyj dirhem otchekanennyj v bagdade v 786 g

Через город Выбор также проходил и 2-й Великий путь «из варяг в греки», или Варяго-Днепровский, инициаторами которого были славяне-варяги. Варяго-Днепровский путь соединял Южную Балтику через Русское (Чёрное) море с Византией: начинаясь с южного берега Варяжского моря, он проходил по рекам Вуоксе и Неве, Ладожскому озеру, реке Волхову, озеру Ильменю и далее шёл по реке Ловати, затем продолжался волоком до реки Западной Двины, далее волоком до реки Днепра и, наконец, выходил в Русское море, а по морю вдоль побережья Болгарии до Константинополя.

ill 5 put iz varyag v greki

С южного побережья Варяжского моря везли янтарь; из Новгородского княжества – меха, льняные ткани, лес, мёд, воск, кованую и керамическую утварь, оружие, кожи, смолу; из Арабского халифата – серебро, золото, различные ткани, одежду, гончарные и металлические изделия, оружие, вино, пряности; из Византии – вина, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги.

Археологи и историки Анатолий Николаевич Кирпичников, Игорь Васильевич Дубов, Глеб Сергеевич Лебедев в своей статье «Русь и варяги» подводят итог: «Археологические исследования, проведённые на острове, занятом Выборгским замком, под руководством… исследователя В[ячеслава] А[льбертовича] Тюленева, выявили здесь следы укреплённого поселения, которое… до крестового похода шведов было опорным пунктом Новгорода, вероятнее всего со смешанным, русско-карельским населением.<…> При раскопках на Замковом острове [1980–1988 гг.] в нижнем слое XII – 1-й половины XIII в. найдены вещи русского (перстни, бронзовые бусы, костяные гребни, замки, вероятно, наконечники стрел), карельского (овально-выпуклые фибулы) и иного происхождения. Русско-карельский городец (может быть, погост), судя по его островному положению на оконечности Вуоксинского пути и находкам, являлся не только сторожевым укреплением, охранявшим близлежащую территорию и судоходные пути, но и местом сбора дани, и торговым пунктом. <…> Захват шведами укрепления на Вуоксе и возведение собственной фортификации поставили под угрозу неприкосновенность северо-западных районов Северной Руси и сразу вызвали ответные военные меры. Характерно, что и Новгород Великий, и Москва всегда считали Выборг частью своих исконных владений, и начавшаяся с 1293 г. борьба за его освобождение велась из столетия в столетие» [7]

Благодаря раскопкам 1995–1998 годов на месте торгового центра Рерика в Германии была обнаружена славянская керамика, датируемая от 730-х до 811 года. Находка в Рерике ладожской керамики является, возможно, самым ранним, достоверно подтверждённым археологией указанием на контакты бодричей с землями новгородских словен.

Князь Бравлин – князь Выбор?

ill.6

Когда византийцы в Крыму перекрыли «путь из варяг в греки», то одному из новгородских князей, вероятнее всего старшему сыну Выбору, пришлось отправиться в поход на юг.

«…пришла рать великая русская из Новаграда. Князь Бравлин, очень сильный, пленил [всё] от Корсуня [Херсонеса] и до Керчи. С большою силою подошел к Сурожу [Судаку], 10 дней тяжко бились между собою [осаждающие и осаждённые] и после десяти дней вошел князь в город» [8]

Разбив двери в церкви святой Софии и ворвавшись внутрь, князь и его знатные воины увидели раку святого с лежащим на ней царским покрывалом, вышитым жемчугом, золотом и драгоценными камнями, а также множество золотых сосудов и кадил.

Как только начался грабёж, князь Бравлин вдруг упал: его лицо повернулось назад, изо рта пошла пена, и он вскричал: «Велик человек святой, который находится здесь и который ударил меня по лицу, и повернулось лицо моё назад»

И сказал князь боярам своим: «Верните назад всё, что взяли»

Они же, возвратив всё, хотели вынести из церкви лежащего на полу князя.

Князь же опять закричал: «Не трогайте меня, сокрушить меня хочет один старый святой муж, он сдавил меня, и душа моя выйти хочет. Скорее выведете рать из города сего, да не возьмёт ничего рать»

И  «Возвратите все награбленные священные церковные сосуды из Корсуня и Керчи, и отовсюду. И принесите всё, и положите на rpoб Стефанов»

Они возвратили всё, ничего себе не оставив: всё принесли и положили у гроба святого Стефана.

И сказал святой Стефан князю: «Если не крестишься в церкви моей, не возвратишься и не выйдешь отсюда»

И взмолился князь: «Да придут попы и покрестят меня; если встану и вернётся лицо моё на прежнее место, то крещуся»

Пришедшие попы и архиепископ Филарет сотворили над князем молитву и крестили его во имя Отца и Сына и Святого Духа. Тогда вернулось лицо его на своё место. Крестились и все бояре. Но шея князя всё ещё продолжала болеть.

Попы сказали князю: «Обещай Богу отпустить всех пленников – мужей, жён и детей, захваченных от Корсуня до Керчи»

Повелев отпустить пленников восвояси, князь неделю не покидал церковь, пока приносили дары великому святому Стефану, и, почтив таким образом город, жителей и попов, удалился.

Узнав об этом, «другие неприятели боялись нападать на город, так как если кто нападёт, то со срамом уйдёт» [8]

ill.7

Что значит Бравлин? По-древнеславянски бравъ = «боров, скотина»; линъ, ленъ [курящийся] = «крайне слабый человек в духовно-нравственном смысле, в котором еле теплится искра света и добра» [9], то есть имя Бравлин означает «язычника с искрой света и добра». В современном понимании бравый происходит от итальянского в значении «хороший» и заимствовано из французского или немецкого языка в значении «храбрый, бравый».

Американский византолог Георгий (Джордж) Владимирович Вернадский установил точный год нападения новгородского князя Бравлина на Сурож – 790 год. Кто мог быть князем Бравлиным? По мнению автора этой статьи, его первенец и главный наследник – 19-летний старший сын Выбор, которого отец послал с ратью в Сурож. Имя Выбор могло быть зашифровано в первой части имени Брав-лин (одинаковые согласные буквы «В», «Б» и «Р»), чтобы не нанести ущерб репутации князя, принявшего крещение.

Что известно о Стефане Сурожском?

Святитель Стефан Сурожский (ок. 697 – ок. 788 гг.) – византийский святой VIII века, архиепископ Сурожа (ныне город Судак в Крыму). Документальные сведения о жизни святого скудны. Известно, что он родился около 697 года в селе Моривас в Каппадокии, области в восточной части Малой Азии. Родители воспитывали сына в христианской вере. В семь лет его отдали обучаться грамоте. С 15 лет Стефан продолжил обучение в Константинополе, изучал философию. Слухи о талантливом ученике дошли до Константинопольского Патриарха Германа, возглавлявшего Патриархат с 715 по 730 год. Стефан произвёл настолько благоприятное впечатление на Патриарха, что тот оставил его при себе. Юноша провёл несколько лет при Патриархе, но затем тайно удалился в монастырь, где был пострижен в монахи, избрав уединённое место для монашеских подвигов.

Примерно в это время в Суроже умер епископ, и делегация граждан Сурожа прибыла в Константинополь с просьбой о назначении нового архипастыря. Патриарх Герман долго не мог избрать достойного претендента.

По преданию к Патриарху Герману во время его молитвы явился ангел Господень и сказал: «Завтра пошли в тайное место к избраннику Божию Стефану и поставь его епископом Сурожу…»

Так Стефан стал третьим Сурожским епископом.

Во время правления византийского императора Льва III Исавра, иконоборца, епископ Стефан претерпел мучения за почитание икон и был заключён в темницу в Константинополе. Только после смерти императора в 741 году исповедник был освобождён, и он снова вернулся к своей пастве в Сурож. В 787 году епископ Стефан присутствовал на VII Вселенском соборе, самым главным итогом работы которого стал до́гмат об иконопочитании: восстанавливалось почитание икон и разрешалось употреблять в церквах и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и Святых, чествуя их «почитательным поклонением».

Перед смертью Стефан Сурожский назначил вместо себя своего клирика Филарета и 15/28 декабря скончался, год смерти – примерно 788. Его мощи покоились в храме Святой Софии в Суроже. В честь самого святого в городе возвели церковь, разрушенную одновременно с храмом Святой Софии в 1327 году при нападении войск Золотой Орды. В середине XV века на том месте, где когда-то возвышался храм Святой Софии, генуэзцами был построен собор Девы Марии, от которого в настоящее время сохранились руины. Самое примечательное – это мраморная плита с изображением цветка, вделанная в кладку стены собора как простая глыба, которая, по-видимому, осталась от храма Святой Софии.

ill.8

В наше время в Кизилташе, расположенном в 15 километрах от Судака, находится Стефано-Сурожский мужской монастырь на том месте, где в VIII веке располагалась летняя резиденция сурожского архиепископа Стефана, защитника иконопочитания. Святой Стефан Сурожский считается покровителем и защитником Сурожа, нынешнего Судака. 29 декабря 2016 года у здания городской администрации ему был установлен памятник, переданный в дар от Свердловской области.

Торговые связи Новгорода и Сурожа

Город Сурож, основанный в 212 году как форпост Боспорского государства, со второй половины VII века и особенно в VIII веке становится портом, играющим важную роль в средиземноморской торговле. Название Сурож происходит от древнеславянского суразный, суражий в значении «видный» и «красивый» или от суръ, что значит «герой, муж, молодец» (сравните санскритское сура – «герой, муж») [9]. О древних торговых связях Новгорода и Сурожа свидетельствует сам новгородский Торг (рыночная площадь), занимавший обширную территорию и с юга доходивший до княжеского двора. Его пронизывали многочисленные ряды-улицы, центральное место среди которых занимал Великий или Сурожский ряд. Шёлковые сурожские товары были в большом ходу. В течение нескольких столетий Новгород соперничал с крупнейшими торгами Европы и Азии. Новгородских купцов, добиравшихся до Британских островов и западного побережья Европы, можно было встретить на ярмарках северного и южного побережья Варяжского моря, а также в Суроже, Царьграде и в городах Персии. Новгородские купцы были смелыми и предприимчивыми, они часто пускались в далекие и опасные путешествия. Именно такой купец – отважный и любознательный – опоэтизирован в замечательной новгородской былине о Садко.

Память о святом Стефане Сурожском Великий Новгород продолжает хранить сквозь века. В самом начале XV века в честь святого была построена «тёплая» деревянная церковь, сожжённая шведами в 1615 году во время их оккупации Новгорода. Сейчас в алтаре новгородского соборного Успенского храма, представляющего собой образец самобытного русского церковного зодчества ХVII века, находится икона святителя Стефана Сурожского.

После похода новгородской рати в Крым был возобновлён знаменитый путь «из варяг в греки», который впоследствии станет одним из магистральных путей Древнерусского государства. Именно по следам Бравлина пойдёт преемник Рюрика Олег, который сначала объединит Великий Новгород и Киев, а затем совершит морской поход на Царьград.

«Говори истину, стой за правду и тогда, когда все её оставляют» (святитель Иннокентий Херсонский)

Если князь Выбор действительно принял православие в Суроже вместе с боярами, то очевидно, что он опередил своё время и, вполне вероятно, не полностью был понят своей дружиной и своим отцом.

Иоакимовская летопись сообщает, что четыре сына Гостомысла «ово [или] на войнах избиени [убиты], ово в дому измроша [умерли]…»,

а «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» из «Хронографа 1679 года» сообщает о смерти только двух сыновей – младшего Словена и 2-го сына Избора, укушенного змеёй. Можно предположить, что если князь Выбор не погиб в бою, то он продолжил княжить в своём городе и здесь упокоился, возможно, на древнейшем, существующем ещё с IX века, кладбище под необычным названием Курья Лапка, которое располагалось на месте нынешней гостиницы «Дружба». Три мыса, выступающие в залив и по форме напоминающие куриную лапку, относились к Церковному острову, присоединённому к суше в начале XX века (современная Путейская улица называлась Церковноостровской). В 1870 году по острову прошла железная дорога из Санкт-Петербурга в Гельсингфорс (Хельсинки). Согласно преданию, здесь находилась первая православная церковь города Выбора, датируемая XIII веком.

До завоевания шведами в 1293 году город Выбор принадлежал Руси в течение 505 лет.

Во всех русских летописях и Ореховецком мирном договоре, подписанном в 1323 году между Русью и Швецией, город называют Выбор, а его жителей выборянами: «Того же лета [1322/23 г.] поиде князь великый Юрьи с новгородци к Выбору…», «…а Свеям [шведам] всем из Выбора города гости не переимати»; «А земле и воды у новгородской Корелы не купити Свеям и выборяном» [10]

Превращение названия Выбора в Выборг

Название города, к которому шведы прибавили в конце одну букву, продолжало звучать как «Виборь».

Сравните также карело-финское название Виипури: это калька с названия Выбор. Шведский историк Иоганнес Мессениус (Иоанн Мессений, 1579–1636 гг.) в своём труде «Скандинавия в наглядных описаниях» сообщает: «1293 год. Русская Карелия, добытая силою армии Швеции, трудами Петра, епископа Вестероса, была обращена в католическую веру. В тот же год. Замок в этом Выборге был построен в качестве непреодолимого пограничного укрепления…» [11]

Фраза «Замок в этом Выборге» подтверждает, что Выборг в качестве русского города Выбора существовал до его захвата шведской армией. Новгородцы уже в 1294 году попытались отвоевать город, но тогда им это не удалось. Потом русские неоднократно предпринимали попытки возвратить Выборг в 1322, 1351, 1411, 1495, 1556, 1592, 1706 годах, и только царь Пётр I, недаром прозванный Великим, во время 9-ой попытки смог вернуть его России в 1710 году

ill.posled

Исходя из необычной судьбы князя Выбора, которому в этом году исполнилось бы 1250 лет, девизом его жизни могли бы стать слова, принадлежавшие святителю Иннокентию Херсонскому (1800–1857 гг.): «Говори истину, стой за правду и тогда, когда все её оставляют»

Неслучайно в Выборге существует улица Выборгская, которую стоит ради справедливости переименовать в улицу князя Выбора, в честь которого новгородский князь Гостомысл назвал наш город. И если вести русский счёт основания Выборга, то нашему славному городу в этом году исполнится 1233 года.

Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы

Татищев В. Н. Собрание сочинений. В 8 т. М.-Л., Наука. 1962–1979. (переиздание: М., Ладомир, 1994). В. Н. Татищев. История Российская. Часть 1. Гл. 4, Е. (19.10.2020)

Н. А. Савин. История происхождения руссов и славян. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2019. – 446 с. C. 386. / (23.09.2020)

Полный церковно-славянский словарь. Протоиерей Г. Дьяченко. – М.: Издательство «Отчий дом», 2006. – 1120 с. C. 54.

Д. И. Иловайский. Разыскания о начале Руси [Текст]: вместо введения в русскую историю. – Москва: Тип. Грачёва и Ко, 1876. – VIII, 466 с. C. 304–305. / (17.03.2021)

Книга Большому чертежу, или Древняя карта Российского государства, поновленная в Розряде и списанная в книгу 1627 года. Изд. 2-е. СПб., в типографии Имп. Росс. Академии, 1838. 261 c. C. 177, 178, 185.(5.08.2021)

C. И. Кочкуркина. Археология Средневековой Карелии. – Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2017. – 280 с. C. 157.

Под редакцией Е. А. Мельниковой. Славяне и скандинавы. – Москва: Прогресс, 1986. // А. Н. Кирпичников, И. В. Дубов, Г. С. Лебедев. Русь и варяги (русско-скандинавские отношения домонгольского времени). Эпилог: феодальное средневековье. (16.11.2020)

Житие Стефана Сурожского. 17.08.2020

Полный церковно-славянский словарь. Протоиерей Г. Дьяченко. М., 2006. С. 901, 281. С. 1110, 691.

C. И. Кочкуркина. Археология Средневековой Карелии. – Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2017. – 280 с. C. 232–233.

ЙОХАННЕС МЕССЕНИУС. CКАНДИНАВИЯ В НАГЛЯДНЫХ ОПИСАНИЯХ, или Хронология деяний северных венедов, к Скандинавии несомненно относящихся, а именно финнов, ливов и куршей, от самого всемирного потопа до 1628 года от Рождества Христова. EX JOHANNIS MESSENII SCONDIA ILLUSTRATA, SEU CHRONOLOGIA DE REBUS VENEDARUM BOREALIUM, AD SCONDIAM JURE PERTINENTIUM, SCILICET FINNONUM, LIVONUM, ET CURLANDORUM, AB IPSO FERME ORBIS DILUVIO, AD ANNUM CHRISTI M DC XXVIII. – Tом Х. Перевод с лат., комментарии – Я. Лапатка, 2013. / (9.03.2021)

Подписка на обновления

Материалы на нашем сайте обновляются практически ежедневно. Подпишитесь и первыми узнайте обо всём самом интересном!

Авторизация

Видео

Лекция и практика школы «Русская Традиция» от 04.04.2010

[видео]

Велеслав — Навье посвящение

Лекция школы «Русская Традиция» от 01.12.2009

[видео]

Василий Бутров — Народный костюм

Поиск

Журнал Родноверие