Про жизнь наших предков в эпоху язычества и про начало христианизации белорусских земель шла речь на четвертой лекции бесплатных курсов «История Витебска: реально и популярно», которые по традиции проходят два раза в месяц в областной библиотеке.
В этот вечер у всех пришедших (а таких было немало) была возможность узнать, культы каких животных были распространены на наших землях, где на территории Витебска могли размещаться древние капища, какие природные объекты дохристианского времени есть в Витебском регионе, а также какие уникальные артефакты языческой и раннехристианской эпох хранятся в краеведческом музее в городской Ратуше.
Про языческие верования наших предков мы можем делать выводы на основе археологических и письменных источников, устного народного творчества и этнографических материалов других народов. Так, среди жителей белорусских земель были распространены культы медведя, волка, змеи, о чем свидетельствуют, например, праздник Комоедица (пробуждение медведя), легенды про волколака и ужиного царя.
Полоцкий район. "Белорусский Стоунхендж"
Не менее широко известен был и культ солнца. Соляные знаки можно найти на фрагментах посуды и украшениях бронзового и раннего железного веков. А возле озера Яново Полоцкого района и сегодня туристы фотографируются на фоне остатков древней обсерватории – «белорусского Стоунхенджа». Кроме этого, у язычников, конечно, были свои боги и огромное количество духов, которые обитали повсюду.
Денис Валерьевич Юрчак
Как отметил Денис Валерьевич Юрчак, на территории нашего города есть два сакральных места, которые могли служить нашим предкам капищем. Это Лысая гора (Успенская), что находилась над уровнем моря даже выше, нежели легендарная гора Ломиха и Юрьева горка.
Немало свидетельств о языческих верованиях наших предков можно найти и в Витебском регионе. Об этом рассказал Николай Васильевич Пивовар. Так возле деревни Горки Шумилинского района находится самый большой камень Беларуси, длина которого достигает 11 метров, а высота – 2,8 метра. В Сенненском районе, у деревни Вороново, есть чертов камень «Кравец», а возле деревни Должа под Витебском – «Камень кахання». Про каждый из этих огромных валунов в народе бытует красивая легенда.
"Чёртов камень" в Сенненском районе
Немало в Витебском регионе и святых родников. Некоторые из них, как например, источник в деревне Судники Витебского района, нашел сам Николай Васильевич.
Следы язычества можно отыскать и в некоторых топонимах. Так возле деревни Вымно Витебского района есть гора Змеёвка. Легенду ее происхождения записал Николай Яковлевич Никифоровский. Мол, поселился в этих местах цмок, который питался скотом и живым людьми. Местные жители смогли обхитрить змея и связать его, но, так как цмок постоянно двигался, то никак не могли засыпать громадную тушу землей. Удалось это сделать только с помощью магии: возили землю лаптем, в который был запряжен черный петух. А гора, в которой был погребен змей, и получила такое название.
Интересно, что в лесу в Городокском районе в окрестностях деревни Дорохи и Прудок и сегодня находят камни, похожие на мужские детородные органы. Как рассказывают местные жители, краевед Иван Ващило в 70-е годы собрал целый мешок фаллосов разных размеров и форм. А вот создала их природа или человек – утверждать сложно. Впрочем, как отметил Николай Пивовар, хотя лично он склоняется к природной версии, наши предки также могли приложить к этому руку, ведь фаллос – это символ продолжения жизни и плодородия.
Лес возле деревни Дорохи, где, как утверждают местные жители, можно отыскать каменные фаллосы
Предметы языческого культа хранятся и в краеведческом музее в Ратуше. Старший научный сотрудник Наталья Юрьевна Шарковская рассказала, что в экспозиции представлены амулеты, лунницы (украшения в форме полумесяца), коньковые подвески. Есть здесь и свидетельства распространения христианства на витебских землях. Например, различные кресты, в том числе энколпионы (состоят из двух частей, полые внутри, чтобы там могли храниться частицы мощей), иконки и образки.
Наталья Шарковская рассказала об артефактах того времени, которые хранятся в Ратуше
И пусть письменных источников Х-ХІ века о том, как на витебских землях распространялось христианство, нет, на основе найденных артефактов можно говорить, что к ХІІ-ХІІІ векам христианство у нас уже утвердилось.
В тоже время, как отметил Анатолий Николаевич Дулов, знакомство наших предков с христианством состоялось задолго до официального Крещения Руси (988 год) и основания Полоцкой епархии (992 год), в состав которой входил и Витебск с округой. Историк подчеркнул, что нужно различать Крещение как символический акт и долгий процесс христианизации населения. Распространялось христианство постепенно, благодаря миссионерской деятельности духовенства, от города к сельской местности и несколько веков сосуществовало с язычеством, нередко и в душах верующих.
Анатолий Дулов и Николай Пивовар
Конечно, говоря про начало христианизации витебских земель, невозможно не вспомнить и имя Евфросинии Полоцкой, которую по праву считают общей святой для всех восточных славян. Тем более, что ни в одном письменном источнике не указывается конкретно, где она родилась.
Все мы привыкли к традиционной версии, что будущая святая появилась на свет и воспитывалась в Полоцке. Между тем, историк Олег Михайлович Рапов считает, что местом ее рождения мог быть Изяславль. Другие ученые, в том числе доктор филологических наук Любовь Викторовна Левшун, называют местом рождения Ефросинии Витебск. Кто из них прав, мы уже, пожалуй, не узнаем никогда. Но, согласитесь, интересная тема для рассуждения.
На курсах не только интересно, но и весело
Напомним, что следующие занятия курсов пройдут 10 ноября и будут посвящены жизни города и горожан в Х-ХІІІ веках.