Дорога, пыль, ручей, болото.
Мелькало меж деревьев что-то.
Сквозь время пласт, нырнув в века,
Дорога нас сама вела.
По деревянному мосточку,
Сквозь буреломы, по лесочку,
Ногами утопая в мхах,
Мы ощущали легкий страх.
За нами шёл незримый кто-то.
И, проявляясь лишь на фото,
Святое место сторожит,
Где Любуша течёт бежит.
Чертово городище. Калужская область Козельский район
Наше путешествие начиналось от города Калуги. Группа состояла из нескольких машин во главе с Вадимом Казаковым. Путь лежал к загадочному и необычайно красивому месту Калужской области — Чёртову городищу. Маршрут проходил через город Козельск. Повернув на Оптину Пустынь, мы отправились прямо до шахтерского городка Сосенский, и далее, проехав до указателя "Чёртово городище" мы свернули с асфальтированной дороги.
Проехав 2 км по лесной колее, на развилке мы повернули направо. Не доехав до стоянки, натыкаемся на участок дороги, который сможет проехать только внедорожник. Всей группой мы покидаем насиженных железных коней и отправляемся в путь пешком. По пути нам встретилась машина местного лесничего Вадима Румянцева, который направлялся к месту проведения экскурсии. К счастью, выяснилось, что он крайне занят. Это означало лишь одно — проводить экскурсию будет сам Вадим Казаков и, конечно, будут интересные истории из предыдущих походов на это уникальное место. А впереди ещё каких-то 3 км по размытой торной дороге.
Природа этого места просто поражает. Вокруг растут разнообразные мхи, древесные грибы, вереск, вековые сосны и ели, дубы, кустики брусники и ежевики. Кое-где нам встречались берёзки, осинки и ясень. Сильно удивил цветущий куст сирени. Непонятно откуда взявшийся, он просто не мог здесь расти в этих елово-дубовых лесах. Одним словом чертовщина. Подойдя к шлагбауму, мы увидели предупреждающие таблички. Посещение этого парка платное. Въезд для машин запрещён, рубка деревьев, и разбрасывание мусора. Разведение костра и установка палаток только на отведённом для этого месте. Зловеще звучит фраза о том, что сходить с троп не рекомендуется...
Территория парка Угра занимает около 100 га, протяженностью до 200 км. По нему можно гулять часами. Но лучше это делать с экскурсоводом. Пройдя пару сотен метров, мы увидели небольшую стоянку для туристов. Здесь специально оборудована площадка для желающих задержаться в этом месте с ночёвкой. Справа находился уютный столик, за которым можно попить чайку уставшему путнику и очаг. Большая резная скульптура, с изображением черта из векового дерева и надписью "Чертово городище", поражает воображение. Далее деревянный мостик через речку Чертовская, по некоторым картам, это ручей Черногрязская — левый её приток. Вода в этой речке имеет слабый запах сероводорода. Впереди нас порадовала необычная лавочка возникшая будто из сказок самого А.С. Пушкина. Украшающая её фигура петуха будто напоминание о легенде, повествующей о происхождении этого места. Поворот налево и мы на финишной прямой. Нужно заметить, что в нашей группе была молодая пара с ребёнком и коляской, а по такой дороге везти коляску и переправлять её через всевозможные преграды в виде разлитых луж и грязи дело довольно непростое. К счастью в наших рядах все помогали как могли.
По дороге Вадим повествует о том, что это непростое место. "Словно точка пересечения миров и времени. После поездки на это место силы меняется судьба человека... Довольно часто в этом месте происходит такой феномен, как "блуждание в трёх соснах". Компас в этих местах иногда ведёт себя довольно странно, как и дозиметр, не говоря уже о времени, которое здесь искривляется. А проверенная техника частенько тут глючит."
Далее Вадим начал рассказ об одной из предыдущих экскурсий: "Как то раз, в конце 1990-х, собрав небольшую группу мы решили отправиться на Чёртово городище с ночевкой. К вечеру женщины из нашей группы пошли мыть посуду в Любуше. Как вдруг затрещали ветки, стали ломаться, слышался непонятный шум, который приближался к женщинам, при этом никого не было видно, кто бы мог ломать ветки или наступать на них. С ужасом и криками они бросились бежать к палаткам. Но на этом не закончилось. Ближе к утру я услышал крики. Женщины из соседней палатки выбежали как ошпаренные. Выяснилось, что внезапно нижний край у палатки поднялся, но никого при этом не было. После этого никто из них уже не спал, и до утра возвращаться в палатки не стал.
А вот ещё случай. Ещё раз поехали мы небольшой группой. Один товарищ наш решил отойти ненадолго по зову природы. Возвращаясь, не смог найти наше место стоянки. Ходил кругами, до утра 9 раз обошёл городище, но палатку так и не нашёл".
Товарищ этот, стоявший рядом, подтвердил слова Вадима.
Нужно сказать, что в этих местах водятся волки. Так что бродить по лесу вдали от тропинок и без проводника может быть опасно.
Ещё один мостик на пути. Мы переходим через речку официально именуемую Песоченкой, а в народе прозванной Любуша. В речке много железа, поэтому она имеет характерный желтовато-коричневый оттенок. Вода пригодна для питья.
Здесь нас останавливает Вадим и объясняет нам следующее: "Природа, которую вы сейчас наблюдаете — это сохранившийся кусочек доледникового периода. Мхи, реликтовые растения. Вы увидите, что тут много огромных камней, бурелом – ландшафт, свойственный скорее для Карелии, чем для средней полосы России».
Немного отступлений. В науке Чертово городище описывают, как якобы место естественного выхода скал серого кварцевого песчаника визейского яруса нижнего карбона — тульский горизонт образующего скальные выступы в береговых обрывах р. Чертовской. По сути своей, песчаник это естественный кусок бетона. Как утверждают геологи, эти выходящие на поверхность остаточные коренные породы относятся к каменноугольному геологическому периоду. Валуны же в районе «Чертова городища» могли образоваться двумя способами.
Первый как результат обходного движения последнего скандинавского ледника, который сгребал на своём пути камни. Расколовшись в этом месте, ледник пошёл дальше, оставив здесь такое вот нагромождение, не тронув каменистые материнские породы — холм-останец. Ледник терял свою силу, раскалывался, напирал сам на себя, формируя окружающий ландшафт. Отсюда такие перепады высот по всему Козельскому району. Доказательством этой версии является несколько видов растений-эндемиков с доледникового периода северной части России — карельский мох Схистостега перистая, который светится изумрудно-зеленым цветом, преломляя дневной свет, и папоротник-многоножка обыкновенная, которые скорее характерен для гор Кавказа и скал Мурманской области, но произрастают здесь. Папоротник–многоножка вечно зелёное многолетнее растение. У всех других видов папоротников, произрастающих в наших лесах, осенью листья отмирают. Размножается он, как и все виды папоротников, спорами, образующимися на обратной, нижней стороне листа, а так же вегетативным способом, путем деления деревянистого корня-многоножки, из спящих почек которого развивается спиральный завиток.
Энтомологи здесь обнаружили редкие для этих мест виды бабочек: перламутровка красивая и бражник осиновый, а также виды, внесенных в Красную книгу природы России апполон и мнемозина.
Другая версия связана с недавними исследованиями, которые показали, что в этом районе есть ещё такие камни, но находятся они под землей, а эти валуны — эрозионные останцы, образовавшиеся под воздействием воды и ветра. Интересно следующее, известняка в Калужской области много, песчаник только на Чёртовом городище. В окрестностях урочища в разное время находили дремлик темно-красный, марьянник гребенчатый, ежеголовку скученную. В овраге возле городища растет плаун-баранец видов много весенних эфемероидов: хохлатка Маршалла, ветреница лютичная, медуница неясная, зубянки, лук медвежий (черемша).
Мы всей группой продолжили путь. Подъём по ступенькам. Живописный мостик из необработанных веток в рустикальном стиле через ров. И вот нашему взору предстают мегалиты среди смешанных древостоев. На площадке лес стоит мертвый. Птиц не слышно совсем. Некоторые ели увешаны весьма своеобразными «бородами», свисающими с веток. Выглядит довольно жутковато. Однако это один из полезнейших лишайников нашего леса – уснея. Её наличие подтверждает тот факт, что здесь очень чистый воздух, так как это довольно капризное растение. Длинна некоторых "украшений" составляла до 30см и больше, а ведь она растет не более 2-5 мм в год!
Урочище занимает площадь около 1,5 га. Неподалёку отсюда находится угольная шахта. Общая высота городища составляет 217 м над уровнем моря и 70 м над уровнем водной поверхности реки Жиздры. С двух сторон холма крутые обрывы естественного происхождения высотой почти 30 м. С северной стороны они обрываются к суходольному оврагу. Обнаженные каменистые скалы имеют следы эрозии. С западной обрыв выходит к лесному ручейку Любуше, вместе они слагают выровненный мыс. С юго–западной, южной и восточной сторон возвышенность окружают искусственные сооружения: глубокий ров и высокий насыпной вал, сохранившиеся до наших времён. Такое расположение характерно для классического городища. Одна из сторон городища, уже полуразрушенная временем и почти сравнявшаяся с площадкой на вершине бугра, образует площадку. На ней и по склонам холма разбросаны камни разных размеров и форм.
Вадим собирает всю группу и начинает свой рассказ. "Видите эти валуны" — говорит он указывая на стоящие по обеим сторонам нашей тропы,- "это были когда то ворота древнего поселения. Сейчас их называют "Чёртовы ворота". Археологи исследовали культурный слой вокруг крупной глыбы песчаника близ этого предполагаемого древнего въезда на городище. Оказалось, что камень этот не является обнажением скального основания, а лежит на нем, а значит, принесен из другого места. На вершине камня есть углубление. У его подножия прослеживается каменная кладка».
Первые письменные упоминания об этом месте относятся ко второй половине 19 века сделанные иеромонахом Леонидом Кавелиным, служившим военным топографом. В своей книге он описывает это место как некую постройку из огромных камней до половины окон, со входом в пещеру в основании дома. Проходим мимо «Чертовых ворот» и попадаем на песчаниковый холм.
Первые следы пребывания здесь человека относятся к каменному веку. 10 тыс. лет назад здесь была стоянка охотников эпохи мезолита. В I-V вв. н.э. его обитателями были племена восточных балтов — голядь. Проведённые раскопки показали, что здесь существовало укреплённое поселение.
Соседство с фино-угорскими племенами — Меря создало своеобразный букет языческих обрядов и суеверий, который замечается среди теперешнего населения Орловской, Калужской и Тульской губ. и несёт на себе явные следы финского влияния. Из-за соседства с голядью в языке мерян и их потомков черемис появились балтские слова, перешедшие в некоторые финские наречия. А почитание камней сохранилось до сих пор, например у мордвы и вотяков, в наиболее глухих местностях. Позже теснимые вятичами, меря и голядь постепенно ассимилировались с ними. Вероятно, балты основали на этом городище святилище, а вятичи переняли его, как бы, по наследству. Переняв культуру балто-славян Мощинской культуры, вятичи вместе с ней переняли и их обряды, оставив нам в наследство некоторые названия на местности и обычай носить на руках большое количество перстней. Вятичи — носители роменско-боршевской археологической культуры, самое загадочное племя из всех славянских племён. При раскопках здесь была найдена их керамика, круговая с волнистым орнаментом. Некоторые исследователи считают, что большого поселения здесь не было никогда, а это место являлось крупным капищем. Слово "городище" в этом случае является производным от слова "городить". По найденным мусорным отвалам на городище предположительно проживало до 10 человек и два раза в год происходили массовые собрания людей на городище. Находки железного шлака говорят об умении обитателей выплавлять и обрабатывать железо.
В IX в. древнее поселение прекратило своё существование. Сюда нагрянули вражеские племена, которые выжгли город дотла. Доказательства тому — следы гари и пепла от сгоревших построек, а также остатки наконечников стрел и сулиц. Видимо, прежде чем уйти или погибнуть под натиском неприятеля, местные жители мужественно отбивали вражеские атаки. Считается, что жители этого городища были вырезаны воинами салтово-маяцкой культуры. Одной из странностей является то, что ранее оружие всегда собирали на месте боев, так как оно имело большую ценность. Чёрными копателями были найдены тысячи наконечников стрел и десятки наконечников копий. Не тронуты так же остались украшения, которыми были увешаны женщины при жизни. Всё так и осталось в земле, в том месте, где обладательницу настигла смерть. После битвы нападавшие, по непонятным причинам, просто взяли и ушли. Археологами исследовано всего лишь 240 квадратных метров. Раскопки выявили культурный слой лишь в верхней части всего почвенного слоя городища. Учитывая, что урочище имело солидные укрепления, отсутствие культурного слоя на значительной части площадки может говорить о размывании почвы и её сползании с крутых склонов.
Здесь было найдено более 4 тысяч фрагментов глиняных сосудов. Большинство из них относятся к последнему периоду поселения – славянскому. Предметы быта, датированы IX веком. Были найдены различные украшения, детали костюма, предметы быта, предметы вооружения, снаряжение боевого коня, ножи, серпы и бронзовые поясные пряжки. Различные славянские предметы, относящиеся к роменской археологической культуре. Предметы носителей салтово-маяцкой культуры, население которого составляли алано-болгарские племена. Так же вещи финно-балтского происхождения. Много восточного импорта, в частности, монеты. Большинство из них – дирхемы иранского и североафриканского чекана времен правления династии Аббасидов. Но есть и более ранние.
Самая древняя монета – драхма правителя династии Сасанидов Хосрова II (590-628 гг.), отчеканенная в иранском городе Нишапур. Найден здесь и аббасидский дирхем халифа ал-Мамуна, отчеканенный в Самарканде в 813-814 годах. Именно монеты очень помогли в датировке последнего периода существования поселения. Самая поздняя («младшая») монета датируется 839 годом. Однако, некоторые краеведы предполагают, что одно из назначений городища являлась защита южных рубежей русского государства. Крепость, предназначенная для заставы на засечной черте, отсюда и название — не чЁртово, а чертОво, от слова «черта». Об этом, якобы, говорит и расположение «городища» в пределах знаменитой «Засечной Черты» — оборонительной полосы Московского государства, окончательно сформированной в XVII веке. На Чёртовом Городище был, возможно, сторожевой пост составлявший часть древней Лихвинской Засеки. Засека представляла собой полосу, в которой деревья рубили на высоте выше человеческого роста так, чтобы ствол оставался соединённым с пнём. Верхушки деревья валили крест-накрест, в сторону противника, и прижимали к земле кольями.
Тонкие ветки обрубали, а толстые заостряли. Подрубались только часть корней, а остальные оставались живыми в земле и обеспечивали влагой и питательными веществами поваленные деревья. Густая крона поваленных деревьев оставалась на все лето зеленой с широкой сетью переплетённых ветвей. Со временем на засеках вырастали новые деревья. Частокол молодых стволов пробивался сквозь поваленный лес, образуя непроходимые дебри. Пройти через такую густую живую стену никакая конница не могла. Да и пешему человеку сделать это было очень трудно. Зимой листва спадала с мощных крон, но оставались живые густонаселенные ветви деревьев. Они задерживали ветряные потоки. В результате на засечных полосах формировались линейно вытянутые огромные снежные сугробы, которые служили непреодолимой преградой. В мирное время засечные леса особо оберегались. Рубка деревьев каралась каторгой или смертной казнью.
В эти леса не допускались посторонние люди, была запрещена охота. Глубина засеки — несколько десятков метров там, где появление противника почти исключено. Но на вероятных путях движения противника глубина засек доходила до чудовищных размеров: 40-60 километров непроходимых завалов, усиленных частоколами, надолбами, волчьими ямами, страшными капканами, способными переломать лошадиные ноги, хитроумными ловушками. Засечные черты Русского государства тянулись на сотни километров. Эта засечная линия не была сплошной. В ней были проделаны проходы — «засечные ворота», они располагались через каждые 20-25 км. Ворота представляли собой узкие извилистые прорубленные в засечных лесах проходы, их насчитывалось 24-25. По краям этих проходов стоявшие деревья были частично подрублены. В случае необходимости они могли быстро сваливаться и останавливаться западнею для врага, который оказывался запертым в проходе. В проходах располагались воинские заставы. Оборонительные сооружения часто были обращены в обе стороны — в ожидании набега и возвращения обратно. Сооружались деревян¬ные и земляные форты с башнями, острогами, частоколами. Наши предки, сами того не подозревая, создали своего рода лесные заповедники, где столетиями сохранялся богатый растительный и животный мир.
Народные легенды также связывают "Чёртово Городище" с разбойником Кудеяром. Так существует много легенд. Одна из них, возникшая ещё якобы в средневековье. Легенда о неудавшемся сватовстве чёрта к Любуше — дочери атамана-разбойника Кудеяра, возможно, дала современное название лесному урочищу. Чёрт, сватаясь к Любуше, получает от неё невыполнимое задание: построить за одну ночь, до первого крика петуха, дворец, красоты доселе невиданной. Приняв условие, думает «моя взяла». Посмотрел место, а камня на сто вёрст вокруг нет. Тогда с наступлением ночи черт-жених собрал своих собратьев со всей округи. И сразу же принялись они за дело, не мешкая, чтоб успеть затемно. И дворец рос на глазах, как на дрожжах, с быстротой сказочной. А Любушка, видя, что исход уговора может быть не в её пользу, торопливо выбежала из избы и через двор — в курятник. Схватила с нашеста петуха и опрометью назад на кухню, к печной загнетке. Быстрёхонько зажгла лучину — петуха озарил свет. И он, тут же, вообразив, что наступил рассвет, захлопал крыльями и закричал во всё петушиное горло: “ку-ка-ре-куу”. Услышали нечистые отродья петушиные крик и в раз все разбежались, оставив после себя недостроенные стены дьявольского замка с подземными лабиринтами ходов и огромные валуны-камни. Вот так и перехитрила Любушка черта.
Одно из продолжений легенды «...Вскоре, в ночь на Ивана Купалу, пошла Любуша в лес одна искать на счастье заветный призрачный цветок папоротника, да и угодила в темное подземное царство ада, где властелином был Сатана, отец её жениха – Чёрта. Не пощадила ёе судьба, не сумела избежать она своего рокового несчастья...» по другой версии по ночам на Городище появляется привидение дочери Кудеяра Любуши, проклятой отцом и навеки заточенной в недрах Чёртова Городища за непослушание и отказ выйти замуж за чёрта. Будто выходит она на гору, садится на камни и плачет, просит: «Тяжко мне!». А строившая замок нечистая сила сберегает теперь зарытые на Городище, в окрестных оврагах и лесных урочищах клады Кудеяра. В одной из различных легенд духи и черти брали камень вёрст за 15 от городища, возле села Слаговищи, где имелось большое количество дикого камня, из которого они складывали замок.
В монастырской библиотеке Оптиной Пустыни есть рукопись монаха, которая содержит обширные сведения о кладах, зарытых Кудеяром в окрестностях Козельска и Лихвина ныне Чекалина. В качестве одного из мест называют "Чертово Городище", или "Шутову Гору", что в 18 верстах от монастыря Оптина Пустынь. Недалеко от старинной дороги из Козельска в Лихвин, на которой грабили проезжающих купцов. Другое — Кудеяров колодезь, находится неподалеку от Городища, в котором укрыты по преданию 12 бочек золота.
Есть предположение что название Чертового городища дали крестившие Русь христианские миссионеры, которые считали языческих богов порождениями дьявола. Места их капищ они также называли нечистыми, связанными с чертями. В этих местах когда-то и христианская часовня стояла. Был тут и скит. Схимники проводили время на урочище в почти засыпанных гротах-пещерах. А во времена советской власти здесь прятались Оптинские монахи. Странно одно, сколько там не пытались поставить крест, он всякий раз куда-то исчезал, с этого места.
Так же возможно название урочища связано различным аномальным явлениям, которые раньше не могли объяснить. Таким зонам предписывали связь с чертями, лешими и прочей нежитью.
Различные описания Городища в начале 20 века нам дают представление как о комплексе построек. Очертания улиц — оставались фундаменты строений из местного камня, в пещерах были вырублены и сложены лестницы, скамьи, алтари, «лики бесовския» надписи, рисунки ступней и ладоней на стенах. Почти все очевидцы тех лет помнят обширные подземные коридоры – образующие сложный лабиринт, они вели вглубь горы и, похоже, были вырублены искусственно. Высота их была метра два, а пройти подземелья до конца не удавалось никому – виной тому был не только страх, но и ядовитый газ, заполнявший глубины.
Рассказывали и о каменном кольце из стоящих вертикально камней у его подножия, о каменной аллее, ведущей с холма. Несколько удивительных камней здесь сохранились. Один из них лежит на верхней площадке холма и представляет собой плиту, усеянную углублениями. В результате раскопок обнаружили вблизи древнее кострище и черепки, что позволило выдвинуть предположение о культовом характере камня – здесь совершались религиозные обряды, и наличие такого культового места косвенно подтверждает возможность существования здесь древнейшего мегалитического комплекса. Но древности Городища не дождались учёных — серии взрывов под явно надуманным предлогом строительства каменоломни. В 1932 при строительстве железной дороги на Тулу потребовался камень. На одном из валунов в наследство один из работников оставил вытесанную надпись с датой "каменотес Дроздов 1932 год". Хотя ни одного камня с городища вывезено не было. Во первых, потому что дороги к городищу не было никогда и по сей день, только тропы. Во-вторых, камень песчаник для строительства непригоден, это прекрасно знали те, кто отдавал приказ на взрыв. Время было не богатое и тащить людей и взрывчатку в глушь просто так никто бы не стал. Язычество всегда обладало большим пассионарным зарядом и для коммунистов могло быть опаснее христианства, не взирая на немногочисленность последователей. Возможно, именно поэтому предпринимались любые попытки уничтожить сам комплекс и память о нем.
После Великой Отечественной войны в окрестностях стал быстро развиваться молодой городок Сосенский, началось и строительство шахт для добычи бурого угля. На отсыпку дорог потребовался щебень и местные власти решили брать камень на "Чертовом городище". Примечательно, что Калужские природоохранные организации до сих пор не знают об этой инициативе Сосенских строителей. Документов об этом нет, разрешение на работы не давали – следовательно, и не было. Однако старожилы окрестных поселений, не сговариваясь, рассказывают, что, когда для строительства понадобился камень, здешнее стройуправление решило брать его на урочище. В основном это работники низового звена, участвовавшие в добыче камня: бульдозерист, бригадир, лесник, разнорабочие. В 1952 году Сосенская строительно-монтажная организация получает указания от начальства закладывать аммонал у входа в пещеры.
Работавший в 1950-е годы мастером СМУ Сергей Григорьевич Гришков рассказал, что его бригада производила взрывы у входа в пещеру. Наперекор всякой логике анализ камня был сделан уже после того как с городища вывезли 5 тракторных тележек песчаника. Песчаник очень мягкий камень и для производства щебня не годится, был дан приказ добычу прекратить. По другим сведениям, камень всё же добывали до 60-х годов. Дело довершили местные жители — опасаясь за мальчишек, лазавших по остаткам ходов, державшихся на честном слове, они уже самочинно взорвали эти остатки в 1972, а конкретно напротив камня по имени Чёртов Глаз. В сборнике "По просторам Калужского края", вышедшем в 1959 г., "Чёртово городище" описано подробно, и уже о пещерах и мегалитах в нём нет ни слова. По свидетельству Козельского краеведа С.А. Горичева на дне Трошенского оврага, выходящего к реке Жиздре, ранее находился камень — следовик. Он представлял из себя грубо отесанное надгробье, похожего на 4-скатную кровлю. Его размеры были более двух метров в длину, до 1,6 м в ширину и 1,5 м в высоту. Внешний вид камня имел следы обработки человеком. Там же, на красном песчанике, огромными пластами, выходящими на поверхность, были высечены изображения кабана с восемью детёнышами. Теперь его там уже нет и неизвестно куда он исчез. В годы войны, по словам одной местной жительницы им интересовались немцы, «отряд какой-то "нербы"». Женщина пожилая и язык чужой плохо разбирала, скорее всего, это была организация, существовавшая в Германии в 1935—1945 годах, т.н., Аненербе — немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков.
Каждый год на урочище работают археологи. Сейчас очень много материалов в стадии написания и обработки. Правда, боюсь, эти материалы будут отражены только в узкоспециализированной литературе и малыми тиражами. По собранным исследователями данным на этом святилище, даже после гибели поселения, сохранялась постоянная обрядовая практика до 16 века. Одна из последних крупных находок датируется 14 веком — очень богатое захоронение нижней половины коня. Параллели проводятся со скифами и наследниками их культуры. У которых часто встречаем изображение "перевернутого коня" — передние ноги которого смотрят вниз, а задние вверх. Так же захоронения скифских воинов с конями, у которых сломан хребет и развёрнуты ноги. Это кони, способные перемещаться в двух мирах — верхнем и нижнем, в мире мёртвых и живых. И такое захоронение, под камнями, на которых потом происходили обрядовые действия, возлагались требы, горел огонь, и эти все археологические данные говорят о том, что это было святилище нижнего мира, предназначенное для культа ушедших предков. Возможно, что где-то неподалеку есть точно такое же захоронение другой половины коня. И оно уже на святилище верхнего мира, приспособленное для общения с Богами, Сваргой, Ирием.
Повезло лишь каменному кресту, стоящему сейчас перед городским краеведческим музеем. Камень ранее выполнял роль языческой богини, покровительницы женщин. Об этом свидетельствуют его антропоморфные формы, напоминающие женскую фигуру — Макошь, поднявшую вверх в молитвенном или благословляющем жесте руки. С принятием христианства идол превратился в крест. Лик Богини был стёсан, камень приобрел обобщенные формы. Позднее в этом виде камень был установлен на братской могиле погибшим во время осады Козельска Батыем. В советский период христианская святыня, как и многие другие, несколько раз подверглась гонениям. До 50 годов о судьбе Козельского Креста было ничего неизвестно, позднее его установил на Мемориальной площади древнего города краевед и основатель Козельского краеведческого музея В.Н. Сорокин. После его смерти Крест был демонтирован и отправлен в запасники музея, где он хранится и по сей день. В настоящее время на месте памятника стоит копия.
Подобные Козельскому кресту каменные крестообразные изваяния характерны для других территорий балто-славянских племен в России, Беларуси и Прибалтики. С 90-х годов это место начали разграблять чёрные копатели. Вооружившись металлоискателям, они намного быстрее находили здесь клады, чем официальные археологи. От монет и наконечников стрел до всевозможных украшений. По рассказам чёрных копателей можно приблизительно реконструировать план здешнего последнего поселения. Так, например, здесь был дом кузнеца. Вадим показывает место слева недалеко от ворот на городище. "Рядом находили заготовки для колец и ножей. Если присмотреться, то можно увидеть заваленную глыбой разрушенную землянку. В землянке был очаг, а неподалеку нашли жернова, и серп. Напротив были конюшни, там находили бубенцы, которые одевали на лошадей.
Находили также множество поясных пряжек. Недалеко от дома кузнеца был найден целый горшок с дирхемами. А в овраге нашли останки скелета молодой девушки. На девушке сохранились все украшения: браслеты, семилучевые височные кольца. Находят много и черепков керамики." Вадим повернулся к упавшему с корнями дереву, чуть дальше от ворот, как вдруг, заметил что-то застрявшее между корней облепленное глиной и землей. Вытащлв небольшой кусочек чего-то. Оказалось, что это фрагмент глиняной лепной посуды роменско-боршевской культуры с гребенчатым рисунком. Нашему удивлению не было предела. Вадим нам поведал что: "Видел подобное святилище. Наше «городище» представляет собой уменьшенную копию горы Собутка или Сленжа в Силезии. Описанная академиком Б.А. Рыбаковым, эта гора являлась святилищем племени силезян. Священная тропа, ведущая к вершине Собутки, были отмечена каменными статуями. Похожая тропа была и на Чертовом городище».
Вятичи жившие тут занимались охотой. Особенно ценилась куница. Так же рыбалкой, сбором грибов, диких ягод и мёда — бортничеством. Они также занимались скотоводством, содержали свиней, коров, коз, овец, лошадей, и подсечным земледелием, позднее — пашенным. Сеяли просо, ячмень, пшеницу, рожь. Подсечно-огневое земледелие характеризуется довольно высокой урожайностью. Оно основано на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений. Выжиг леса называется лядом или подсекой, кустарника — сыросеком, дёрна — кубышем; общее название таких культур огнища или палы. Лес под лядо рубится весной, когда он совершенно оденется листом.
Деревья срубали или подсекали, чтобы они высохли, подрезали кору до камбия. Лучшие деревья, годные на строительный материал, а равно и на разные поделки и хозяйственные нужды, отбирались. Сжигали все мелкие и негодные деревья через год, распределив их по всей площади и, добавив собранный в округе бурелом и валежник. Производили посев прямо в золу, выступающую хорошим удобрением, что давало хороший урожай первый год без обработки земли. На таких полях сорняков практически не было. В хозяйстве вятичи использовали железные топоры, сохи, серпы, что указывает на развитое кузнечное дело. Жилища вятичей представляли собой землянки 4 метра на 4 метра, обложенные изнутри деревом; над землёй возвышались бревенчатые стены с двускатной крышей. Окна если и были, то совсем маленькими, затянутые бычьим пузырем, на зиму их закрывали наглухо.
Печки без трубы топились по-черному, так что стены и потолки постоянно были в саже, дым выходил из отверстия под крышей. Многие деревни были окружены глубокими рвами. Землю, выкопанную изо рва, вятичи сваливали в вал, укрепляя его досками и сваями, а затем утрамбовывали, пока стена не доходила до желаемой высоты. В стене делали вход с прочными воротами. Перед входом через ров перекидывали деревянный мост. Остатки укреплённых поселений археологи называют городищами, а неукрепленных — селищами. Во все времена вятичи были отличными землепашцами и умелыми воинами. Те вятичи, что занимались ремесленничеством и торговлей, селились в городах, которые возникали, как правило, на месте старых городищ.
В самом урочище на данный момент выделяют три места поклонения. Выемки имеющиеся на камнях, по мнению специалистов, скорее всего, имеют антропоморфное происхождение. Некоторые из них несут на себе следы обработки.
В восточной части Чёртового городища находится «мужской» камень с тремя отверстиями соединенными друг с другом проточной канавкой и представляющими собой каскад, где могла накапливаться и стекать вода. В границах этой кладки обнаружены два раздавленных глиняных сосуда с фрагментами костей животных. Так что есть все основания предполагать, что камень использовался как жертвенник, над которым резали животных — это подтверждается нахождением костей у этого камня. Это еще раз подтверждает культовый характер памятника. «Чашки» в данном случае естественного происхождения как и местоположение камня. Похожий камень с каскадом из чашек нашел А. В. Платов в Тульской области на Куликовом поле. Большинство исследователей связывает их с культом предков и богов Нижнего Мира, о чем свидетельствует как археологическое окружение известных памятников этого типа, так и этнографические данные. В археологическом отношении наиболее характерной чертой «чашечников» является их привязка к погребальным сооружениям.
На мысовой, северо-западной части городища находится камень с многочисленными углублениями его называют ещё «Чёртовы пальцы». «Женский» камень со множеством малых лунок, похожий на медведя. Археологами О. Л. Прошкиным и А. С. Фроловым в 1897 г. он зафиксирован условно как культовый и отнесён к группе чашечных. Видимая его часть имеет форму трапеции 67х115х105 см, возвышающейся над поверхностью на 5-20 см. В камнях как будто выдолблены неизвестным инструментом тонкие глубокие отверстия, как будто следы от пальцев, которые «брали» камень, как шар для боулинга. Их происхождение неизвестно, вероятно, эти отверстия использовались древними людьми в качестве календаря. Сейчас используются туристами в качестве емкости для монеток — чтобы вернуться. Другая версия: камень-следовик — это устройство для гадания. В одно из углублений жрец кидал округлый камушек и по тому, из какой дырки он выкатывался, делалось предсказание. Другие исследователи полагают, что кидался не камень, а какой-то предмет легче воды. Потом в другое отверстие заливалась вода, получалось что-то наподобие сообщающихся сосудов. Вода выталкивала предмет в одном из углублений и по этому делалось предсказание.
Гадание на подобных камнях встречается у кавказских народов. Проверить эту версию не удалось — начиная с глубины десяти сантиметров дырки забиты листвой и песком. В центральной его части сделаны 6 углублений диаметром 2-7 см и глубиной 4-20,5 см. В другой части этого камня насчитали около 25 отверстий. Аналогов этому культовому камню, по мнению археологов, в средней полосе России нет. Ближайшие камни такого типа найдены в Псковской области. Геологи считают, что отверстия в камне имеют природное происхождение и являются следами окаменевших и выветрившихся корней. По предположение археологов, что в качестве культового мог использоваться камень и с естественными отверстиями. Однозначно искусственная природа лунок будет доказана, когда будут найдены закономерности календарные либо астрономические в их расположении. Необычные камни с округлыми углублениями и выемками, возвращают нас к легенде о чёрте. Эти углубления напоминают следы от «чёртовых пальцев», когда нечистые в спешке бросали камни. Подобный камень в первозданном виде есть в Польше. На плоскость нанесена карта мироздания, как её представляли древние. В ключевых точках засверлены отверстия. Катая хлебный мякиш или иной шарик по поверхности, трактуя то, где он остановится, гадают о судьбе или просто играют.
На одном из камней, лежавших у подножия Городища, ещё сто лет назад явственно был виден след «лапы» нечистого. Камень-следовик "Копыто". Камень «плодородия» с одним большим и глубоким отверстием.
На вершине Чёртового городища в нескольких метрах на запад от трапециевидного "чашечного" камня лежит другой огромный камень с «колодцем», вырубленным в нем, явно искусственно глухим отверстием в форме неправильного пятигранника с ребрами по 15-25 см и глубиной до 40 см. "Чёртов колодец" обычный с виду камень, но при этом углубление вмещает в себя около семи литров воды. Легенда гласит, что, если вычерпать всю воду из ямки в камне, то к утру она вновь соберётся в том же объеме. Вода в этом углублении не высыхает даже в самые жарки годы, и не замерзает зимой. Говорят, что эта вода обладает целебной силой. Подобные легенды, есть и в Шотландии, и многие жители считают целебной воду, взятую в углублениях знаменитых мегалитов. Известен ещё один такой "колодец" с целебной водой, находящийся на знаменитом Куликовом поле. А. Платов в своей книге «Мегалиты Русской Равнины» пишет, что целебными свойствами практически по всей Европе наделяется росная или дождевая вода, собирающаяся в углублениях, почитаемых камней. Такие камни считаются приносящими исцеление или дарующими плодовитость женщинам. Многим не понравится, то, что я скажу, но однажды этот колодец оказался пуст. Случилось это 08.08.2005 года.
Камень "чёртов глаз" является загадкой до сих пор. Природное образование это или обломок скульптуры, учитывая ранние описания о ликах на стенах — неизвестно. В паре шагов от этого камня видны камни, напоминающие основания какой-то постройки. Это та часть стены, которую видел иеромонах Леонид, описывая её как какое-то строение до середины окон.
На западном склоне есть грот глубиной до трёх метров и площадью чуть более четырёх квадратных метров в которых легко могут поместиться несколько человек. Из рассказов, следует, что этот грот якобы образовался в результате взрывов в 195о-х годах. В эрозионных нишах и небольших пещерах отмечается светящийся мох — схистостега. До включения этой территории в состав национального парка, городище бесконтрольно посещалось туристами и в гроте не редко разводились костры. Так что на момент организации охраны этого места колония мха имела площадь в диаметре всего 3 см. Таинственный светящийся мох, он отражает свет своей протонемой и трогать его нельзя. Раньше сияла вся пещера изумрудным светом, но мох крайне чувствителен к прикосновениям — там, где коснулась человеческая рука, он не вырастет долгие годы. А ведь некоторым обязательно надо оторвать кусочек. Мох схистостега способен извлекать для своей жизнедеятельности различные химические элементы и воду непосредственно из субстрата при помощи ризоидов и атмосферного воздуха листьями. Листочки у него не имеют черешка. Размножается только спорами, которые могут сохранять свою всхожесть в течение 25 и даже и 50–ти лет, пережидая неблагоприятные условия. В результате чего мох может временно исчезнуть, а потом вновь проявлять свою жизнедеятельность. Грот имеет два входа. Через один можно только вползти, он сообщается с первым, проверить это можно посветив фонариком навстречу друг другу. Если присмотреться, можно увидеть, что на стенах есть надписи кирилицей.
Предполагают, что существует даже подземный ход, который ведет чуть ли не до современного города Чекалина в Тульской области, а по некоторым слухам и до Оптиной пустыни. В толще песчаника, из которого сложено Городище, скрывается несколько пещер. В главной пещере, называемой «входом в нижний этаж», могло свободно разместиться несколько человек. Из нее два узких лаза уходили вглубь горы.
Подойдя к валуну, закрывающему какой-то небольшой ход, скорее похожий на лисью нору, Вадим повествует нам о том, что это заваленная длинная пещера. В доказательство он зажег зажигалку и поднес к проходу. Пламя отклонилось, потоком воздуха, а проще говоря, сквозняком, который был ощутим и без зажигалки. Сейчас ход ещё покрыт льдом и завален землёй, листьями и всяким мусором и туда даже не подлезть. Примечательно и то, что возле валуна росло дерево. Создавалось впечатление, что дерево растет именно из камня. Обойдя вокруг все валуны, мы спустились по деревянной лестнице в овраг к Любуше. Там обнаружили несколько грибов на мёртвой древесине, доселе неизвестных большинству. На вид какие-то лопасти желто-оранжевого цвета водянистые, желеобразные. Однако, наш экскурсовод легко распознал в нём съедобный гриб дрожалку оранжевую. "Произрастает она на отмерших сучьях, пнях пород лиственных деревьев чаще дуба или березы. Довольно вкусно его готовить с омлетом." Вадим хорошо разбирается в грибах, по его словам в этих местах огромное их разнообразие. Пройдя немного по лесу, мы наткнулись и на другие древесные грибы. Очень похожие на первые, только чёрно-бурого цвета. Оказалось, что это тоже дрожалка, но листоватая. "Произрастает на отмершей древесине, пнях лиственных деревьев берёзы, ольхи, дуба и бука. Дрожалка листовая или бахромчатая имеет небольшую схожесть со съедобной аурикулярией уховидной — грибы муэр или древесные ушки, однако у той форма плодового тела напоминает ушную раковину и встречается она в основном на черной бузине. Активно используется в США штат Калифорния в свежем виде для приготовления первых блюд."(из справочника о грибах) Удивили муравейники практически в человеческий рост. Словно малые дети, половина нашей группы стала собирать муравьев на палочки и с явным удовольствием эти палочки потом облизывать, остальная половина побрезговала этим деликатесом.
Сфотографировавшись везде, где только можно, мы потихоньку поднимались вверх, направляясь к месту стоянки наших автомобилей. Возвращались к машинам, спустя несколько часов беспрерывного хождения, мы довольно шустро. Усталость не чувствовалась совсем. С аномальным действием этого места мы столкнулись уже по приезду домой. Многие фотографии были просто чёрной картинкой, на некоторых проявлялись какие-то чёрные точки. Сохранилось ощущение, что это место будто притягивает к себе. Лесная панорама, усеянная причудливой формы валунами, покрытыми мхами лишайниками и папоротником, ветровальными деревьями навсегда врезалась в память. По необъяснимым причинам туда очень хочется вернуться снова.
В завершение хочется сказать следующее — варварское отношение к памятникам прошлого просто ужасает! Вглядываясь в эти холодные раскиданные глыбы, понимая то, сколько всего они теперь никогда не расскажут, становится горько на душе. Больно видеть, как из-за кучки людей власть имущих стирается многовековая память о былых временах и заслугах. Постоянные политические игрища, интриги и борьба за власть лишает возможности узнать историю своих предков, и, по сути, лишает нас своих корней. А народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.