В конце X века в Киевской Руси было принято христианство. Псковичи были крещены одновременно с новгородцами в 989-990 годах. В XII веке в Пскове появляются церкви и монастыри, а вместе с ними — многочисленное духовенство.
Однако на территории современной Псковской области еще долго сохранялись языческие обряды. Это относится в первую очередь к неславянскому населению — чуди и води.
Искоренение язычества у чуди, ижоры и води произошло лишь в XVI веке, после присоединения Новгородской и Псковской земель к Московскому государству. Известно и имя миссионера — это был инок новгородский Илья. Он по указу Ивана Васильевича (Грозного) крестил финно-угорские народы в 1534-1535 годах.
Еще дольше продержалось язычество у чуди-эстов, проживающих на пограничных с Ливонским рыцарским орденом землях. Здесь обращение чуди-эстов в православие наиболее интенсивно протекало во время Ливонской войны, во второй половине XVI века. В результате здесь сформировался этнос православных сету .
Но и русское население долго сохраняло много элементов язычества — суеверия, гадания, приметы.
Например, прошв злой силы крестьяне завязывали соль в 12 узелков, ходили за вереском, носили в муравейник мясо в жертву муравьям, брали тайком воду из колодцев, окунались в реках, совершали другие языческие обряды.
С XII века псковская церковь стала составной частью новгородской епархии. Но с отделением Пскова от Новгорода в середине XIV века зависимость псковской церкви от новгородской епархии уменьшилась. Местное духовенство стало все больше зависеть от псковского вече, которое решало все церковные дела, судило, наказывало священнослужителей и так далее.
Достаточно демократический характер церкви, сохранение некоторых языческих традиций, вольнодумие, торговые и культурные связи с Западной Европой привели к появлению в Пскове первой русской ереси, получившей название «стригольничество». Эта ересь считалась бюргерской (городской), так как растространялась только в городах. Появившись в Пскове в первой половине XIV века, стригольничество мгновенно просочилось в Новгород (иногда последнему приписывается первенство в этом еретическом движении), а затем начало распространяться по Московской Руси, достигнув Твери и Москвы.
Большинство стригольников возрождало древние языческие обряды, хотя их целью была легализация права на духовный выбор. Отсюда и требования социального и общечеловеческого равенства, религиозной веротерпимости и свободомыслия. Такие цели роднят эту ересь с протестантским движением в Западной Европе, развернувшимся в XV-XVI веках и получившим название — церковная реформация. Стригольники отличались резким радикализмом, высокой самоотверженностью. В 1375 году инициаторы ереси, дьякон Карп и два его сторонника, были казнены в Новгороде.
Название ереси связывают с ремеслом основателя секты Карпа – художественного стригольника, или стриголя сукна (ремесленника-суконщика). По другой, менее правдоподобной версии название возникло из-за особой стрижки «недопосвященных». Отсюда якобы и пошло название: стрижники, стригольники.
Вскоре после разгрома стригольников в конце XV — начале XVI века в Пскове вновь появилась ересь. Официальная церковь в целях дискредитации назвала ее ересью «жидовствующих».
В начале XVI века в Пскове насчитывалось 40 церквей и более 20 монастырей. Но несмотря на обилие православных церквей с изумительным архитектурным обликом, Псков, как мы видим, не был оплотом православия.
Еще в XV веке Русская православная церковь стала автокефальной, то есть независимой от Константинопольской патриархии. В 1589 году с созданием Московского патриархата Псков превратился в центр епархии. В это время на Псковской земле было построено много новых церквей и монастырей. Общее количество церквей достигло 180, а монастырей — 100, причем почти половина последних находилась в Пскове.
- В 1616 году в Пскове была учреждена архиепископия, в 1682 – митрополия. Но авторитет церкви продолжал падать вплоть до начала XVIII века, когда Петр I рядом указов вновь повернул местных крестьян лицом к церкви.
За непосещение церкви по указу Петра I у крестьян брали штраф, с каждым годом все больший, растущий в арифметической прогрессии. Если у штрафников не было денег, их устраивали на работу, чтобы они заработали: мужчин направляли гребцами на галеры, женщин в прядильные дома. Хотя строительство церквей и монастырей в XVII веке сократилось, общее число церквей и молитвенных зданий к концу XVIII века достигало 400-600. Однако монастырей было не болееодного десятка, из них четыре в Пскове (два женских и два мужских). В Пскове также было 45-50 церквей; 5% всего населения города составляло духовенство.
В XIX веке количество церквей и монастырей в Пскове значительно не изменилось: в начале XX века насчитывалось 4 монастыря, 41 церковь и 7 часовен. В Псковской губернии на рубеже веков было 444 церкви и 15 монастырей. После революции и гражданской войны к 1926 году действующими осталось всего 15-16 православных приходов, из них лишь один в Пскове – Троицкий собор.
В последующие шесть десятилетий восстановление приходов шло медленно, к середине 80-х годов их число в Псковской области лишь приблизилось к 90. Но со второй половины 80-х годов началось интенсивное восстановление старых приходов и создание новых. Уже в 1991 году их число достигло 110 и продолжало расти быстрыми темпами.