Малые города России сейчас переживают не лучшие времена, попросту говоря – вымирают. Между тем, многие из них существуют не менее пары тысяч лет и даже больше. Конечно, это не достижение по сравнению с городами Древней Греции, Египта, Иудеи или Шумера, но тем не менее… Правда, некоторые из древнейших городов Центральной России «умерли» еще раньше. Кто их строил и в них жил, и почему они исчезли? Разберемся на примере одного из древних городищ Подмосковья.


Указатель на городище Ростиславль от берега Оки.

Правнук Ярослава Мудрого

Ростиславль Рязанский — единственный город в Рязанской земле, об основании которого упоминают летописи: Ипатьевская и Никоновская. В последней он упомянут под 6661 годом от сотворения мира (по современному летоисчислению – под 1153 годом). То есть город чуть младше Москвы, впервые упомянутой под 1147 годом: «Князь Ростислав Ярославич Рязанский созда во имя свое град Ростиславль у Оки реки». С археологической точки зрения, это «малый город» средневековой Руси, площадь которого вместе с посадами даже в периоды расцвета вряд ли превышала 10 га.

Карта, показывающая северную и северо-восточную границы Черниговской земли, доходившие в середине XII в. до Москва-реки недалеко от Коломны. Карта из книги А.К. Зайцева «Черниговское княжество X-XIII вв.» (Москва, «Квадрига», 2017).

Князь, основавший город, был правнуком Ярослава Мудрого, завещавшего сыну Святославу в 1054 году Чернигов, а также земли части вятичей. Вначале Ростислав Ярославич (умер в 1153 году) после смерти отца (внука Ярослава Мудрого) в 1129 году княжил в Пронске, а его брат Святослав — в Рязани. После смерти старшего брата Юрия в 1143 году и перехода Святослава из Рязани в Муром Ростислав занял Рязань, а после смерти Святослава в 1145 году – и Муром.

Карта, показывающая ядро Муромо-Рязанского княжества, с 1127 года при Ярославе Святославиче, отце Ростислава, отделившееся от черниговского стола, к которому относилось ранее в составе вотчины Святославичей. Карта из книги А.К. Зайцева «Черниговское княжество X-XIII вв.» (Москва, «Квадрига», 2017).

В то время Муромо-Рязанское княжество активно воевало не только с инородными племенами: хазарами, половцами, мордвой, волжскими булгарами, но и с соседними славянскими княжествами: прежде всего, с Черниго-Северским и Владимиро-Суздальским. Рязанское княжество изначально входило в состав первого и, выделившись из него, старалось прекратить экспансию черниговцев на северо-восток. Основанный в самом северо-западном углу Рязанского княжества Ростиславль был призван сдерживать эту экспансию, шедшую вдоль главного местного пути – реки Оки.

Ростиславль на карте Рязанского княжества в XIII-XIV веках по версии А.Л. Монгайта. Видно, что пограничный Ростиславль располагался в составе Рязанской земли в ее самом северо-западном уголке. Столица княжества Рязань на карте – это современное городище Старая Рязань, а Переяславль на карте – это современная Рязань. Городец Мещёрский на северной границе княжества – это современный Касимов.

Первое городище – предки мещёры, муромы и мордвы

Как выяснили современные археологи, на месте древнерусского Ростиславля существовала одна или несколько стоянок людей, живших в конце палеолита (то есть 10-13 тысяч лет назад), с инвентарем типа Лингби – Аренсбург, изученные А.В. Трусовым.

Найденная археологами в Ростиславле бронзовая литая привеска, изготовленная по выплавляемой восковой модели.

В эпоху бронзы (II тыс. до н.э.) на этом месте также какое-то время жили люди, о чем говорят находки каменных сверленых боевых топоров и керамики примокшанской культуры. Эту культуру можно соотнести с предками части финно-угорских народов, таких как меря, мещёра и мордва.

Мыс, где располагается городище, сложен из известнякового монолита, покрытого толстым слоем желтого суглинка. То есть естественное основание города – каменное.

Постоянное укрепленное поселение, то есть собственно городище, или протогород, возник на месте Ростиславля в эпоху раннего железа. Не позже середины I тыс. до н.э. здесь проживали носители дьяковской культуры, считающиеся непосредственными предками части финно-угорских народов – тех же мещёры и мордвы, и обитавшие в том числе на территории современной Москвы (например, в Коломенском). На площадке дьяковского городища размерами 50х30 м археологами изучены несколько жилых построек, так называемых «длинных домов», с очагами внутри. Жизнь на городище продолжалась до V в. н.э., когда оно погибло от пожара.

План городища Ростиславль, составленный современными археологами. Хорошо видно, что территория городища защищена глубоким оврагом и крутым правым берегом Оки. Единственная открытая часть мыса с юга была защищена валом и рвом.

Финно-угорские жители укрепили мыс, отделенный от напольной стороны с северо-востока глубоким оврагом и далеко выдающийся над крутым берегом Оки, плетеным забором, углубленным в канаву. Эта конструкция находит аналог на Дьяковом городище (не позже V в. до н.э.), которое и дала название финно-угорской культуре железного века – дьяковской. Затем над этим забором был насыпан вал высотой чуть менее метра. Ближе к середине I тыс. до н.э. жители поселения насыпают еще один вал на месте старого, делая его выше и шире. С внешней южной стороны к нему добавляется ров.

Древний вал городища Ростиславль.

Затем этот вал досыпался еще два раза к началу I тыс. н.э., достигнув высоты 4-5 м со рвом глубиной около 2 м. Впоследствии этот вал использовался по назначению славянскими и более поздними русскими поселенцами до XVI в., то есть фактически вплоть до эпохи Смуты. Характерно, что укрепленная часть поселения более чем за тысячу лет не расширялась. Эти вал и ров можно увидеть и сегодня.

Карта, на которой обозначена культура рязано-окских могильников (соотносится с летописной мещёрой), преемница городецкой культуры. К западу от нее на Оке – мощинская культура (соотносится с балтским племенем голядь). Культура рязано-окских могильников сложилась на основе местных финно-угров – потомков носителей городецкой культуры раннего железного века и продвинувшихся сюда с юга-запада славян и балтов. На юго-западе на территории современной Украины обозначена черняховская культура, носители которой и соотносятся с восточными славянами. Карта из книги В.В. Седова «Славяне в древности» (Москва, 1994).

С городищами дьяковской культуры, распространенными в верховьях Оки и Волги, сходны городища городецкой культуры, носители которой также были среди предков таких финно-угорских народов, как мещёра, мурома, мордва. Городища городецкой культуры непрерывно тянутся вдоль правого берега Оки от Белоомута до Касимова и составляют рязанскую группу городищ.

Общий вид на городище Ростиславль.

Обычно они также располагались на мысе на берегу реки и были защищены с напольной стороны рвами и валами. Городецкая культура существовала в период с VII в. до н.э. – V в. н.э., когда она перетекла в культуру поселений VI-X вв.

Найденная археологами в Ростиславле относящаяся к дьяковской эпохе «умбоновидная» привеска.

Непокорные вятичи

Действительно, большинство рязанских городищ домонгольского времени, включая столицу Рязанской земли – Старую Рязань, возникли, как и Ростиславль, на основе городищ городецкой и дьяковской культур. То есть восточные славяне селились здесь в городищах финно-угорских жителей. Основной колонизационный поток шел с юго-запада по рекам Ока и Проня. Главным славянским племенем-«колонизатором» выступали вятичи, но не только они.

Племя вятичей переселилось на территорию современной России достаточно поздно по историческим меркам – к IX-X векам. Сохранились свидетельства об их приходе «от ляхов», то есть с территории современной Польши. Иначе говоря, вятичи были не восточно-, а западнославянским племенем, чье наименование вдобавок имеет одну основу с более древним племенным наименованием части индоевропейцев – венедов. Учитывая их дальнейшую историю, не исключено, что переселение так далеко на восток было вызвано нежеланием подчиняться насаждавшейся в польских землях христианской церкви.

Киевские и черниговские князья потратили не один век в борьбе за контроль над вятичами и за их христианизацию. Так, в 981 году киевский князь Владимир «Вятичи победи и возложи нань дань от плуга, якоже и отец его имаше». Под следующим годом известие: «Заратишися Вятичи и иде на ня Владимир и победи е второе». Характерно, что вятичей и пришедших вместе с ними «от ляхов» радимичей не считали собственно русскими: «... пришедъше ту ся вселиша, и платят дань Руси».

Вятичи в составе Черниговской земли в середине XII в. Карта из книги А.К. Зайцева «Черниговское княжество X-XIII вв.» (Москва, «Квадрига», 2017).

Как минимум вплоть до XII в. власть князей Киевской Руси в землях вятичей ограничивалась укрепленными городами, а основная масса населения управляясь собственными князьями или старшинами. Владимир Мономах «В Вятичи ходихом по две зиме, на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну ходих первую зиму». (Ходота считается одним из «князей» вятичей). Известно, что в начале XII в. проповедник Кукша с учеником Никоном, оставив Киево-Печерскую обитель, крестил вятичей в христианскую веру, но пал от их рук смертью мученика. Несмотря на противодействие христианской церкви, вятичи хоронили своих усопших по старому языческому обряду в курганах вплоть до XIV в.



Обломки лопастных вятичских височных колец, найденные археологами в Ростиславле.

Причем вятичи активно перенимали языческие и прочие обычаи у финно-угров. Например, известное у финно-угорских племен употребление конины, восходящее еще к периоду городецкой и дьяковской культур, было заимствовано и вятичами. Расколотые для добывания мозга лошадиные кости были найдены в курганах вятичей в некогда подмосковных Черемушках. Отмечено употребление в пищу лошадей и в Старой Рязани в X-XIII в. А у мордвы оно встречалось вплоть до XIX в. В других древнерусских городах употребление в пищу лошадей встречалось крайне редко — только в случае голода.

Найденный археологами в Ростиславле вятичский решетчатый (ажурный) перстень.

Неизбежно вятичи постепенно смешивались с финно-уграми. Антропологическая близость вятичей и мордвы была отмечена еще Е.М. Чепурковским. Народный костюм южнорязанских крестьян веками также был очень схож с марийским и мордовским. Так, в X-XIII вв. финно-угорские женщины Средней Оки стали носить заимствованную у русских поневу. Естественно, процесс метисации произошел не в один момент, а длился веками. Не желавшие ассимилироваться со славянами финно-угры уходили на восток, где стали предками мордвы и марийцев. А оставшиеся на месте меря, мещёра и мурома влились в состав русского народа.


Обломок намогильного креста, найденный археологами в Ростиславле в 1997 году. На одной стороне сохранились фрагменты надписи кириллицей: Крест пос(тавихъ) И(ису)С (Х(ристо)С) Комлята г(?)... по мате(ре). По мнению историков, употребление в христианизированной Руси домонгольской эпохи славянского языческого имени Комлята на христианском кресте, было возможно в начальный период христианизации вятичей — не позже первой половины XIII в. Наиболее вероятным временем установки креста считается рубеж XII-XIII вв. По-видимому, каменный крест был установлен вблизи городского собора на краю склона, выходящего к берегу Оки.

Судя по всему, Ростиславль Рязанский, уже будучи древнерусским городом, был населен в том числе финно-уграми и вятичами. Среди предметов, найденных археологами на территории мысового городища, — ажурная бронзовая привеска, принадлежавшая скорее всего представительнице финно-угорского племени мещёры. Также были обнаружены характерные для вятичей: семилопастные височные кольца, хрустальные и сердоликовые бусы, решетчатые (ажурные) перстни. Аналогичные предметы вятичей и их потомков были найдены на городищах Старой Рязани и Переяславля-Рязанского (современная Рязань).

Вятичи против кривичей

По Рязанской земле долгое время проходила выделяемая этнографами граница между южно- и северовеликорусским населением. Первому, в частности, были присущи хаты с земляным полом, широко распространенные на территории современной Украины, а второму – приподнятые над землей бревенчатые избы. Полуземляночные жилища были известны и предкам финно-угров, и вятичам, и жителям Среднего Поднепровья. А вот бревенчатые избы были характерны для славянского племени кривичей, обитавшего преимущественно в регионах с сырой почвой и суровым климатом.

Направления славянской колонизации на северо-востоке Руси по версии А.Л. Монгайта.

Эти различия сохранялись у русских крестьян веками, в соответствии с потоками колонизации кривичей и вятичей, одной из границ между которыми может считаться река Пра. Кстати, баня у рязанских крестьян также была популярна преимущественно к северу от Пры, у потомков кривичей. Характерно, что эта этническая граница соответствует естественной границе между лесной и лесостепной зонами, а также совпадает с известной филологам границей аканья и оканья в диалектах русского языка.

Вид на мысовое городище Ростиславль с берега Оки (справа вдали).

«Настоящий» приход Киевской Руси

Если Мещёрская низина с ее обширными болотами была слабо заселена финно-угорскими племенами, того же нельзя было сказать о берегах Средней Оки. Здесь веками проходили международные торговые пути, и было много городецких и дьяковских городищ. Впоследствии именно по Оке продвигался колонизационный поток сначала вятичей, а затем Черниговской земли. До нашествия татаро-монгол, на основе финно-угорских городищ было основано немало древнерусских городов, имевших тесные связи со Средним Поднепровьем. Увы, впоследствии из-за разорения и общего спада экономики при ордынском иге многие из них превратились в села и деревни, как, например, современный пгт Шилово, основанный еще в XII в. как город Неринск. Последний, а также Колтеск, Тешилов и Лобынск можно считать городами вятичей.

Найденный археологами в Ростиславле обломок нательного креста с эмалями (желтой и зеленой), привезенного, вероятно, из Киева в XII в.

К XII веку на Среднюю Оку переселилось значительное по численности население с территорий Черниговского и Переяславльского княжеств, бежавшее от постоянных войн со степными кочевниками. Оно принесло с собой свои традиции домостроительства (с небольшими подпольями и жилым этажом на уровне поверхности земли, с глинобитными печами для отопления домов) и гончарства (производство керамики из светложгущихся глин, без грубых примесей в тесте). Переселенцы принесли с собой и названия: в современной Рязани, ранее именовавшейся Переяславлем-Рязанским в честь Переяславля на Днепре, до сих пор известны речки Трубеж (по одноименной речке в Переяславле) и Лыбедь (по одноименной речке в Киеве).

В статье использованы материалы и иллюстрации историков Д.И. Иловайского, В.В. Седова, А.Л. Монгайта, А.К. Зайцева, Ростиславльской археологической экспедиции, а также фото автора.

Поиск

Журнал Родноверие